Новые материалы

Вначале здесь публикуется программная статья Е.М.Егоровой «О преображении науки на основе Высшего Знания», в которой утверждается, что для просвещения сознания необходимо формирование нового научного мировоззрения, и в этом важнейшую роль призваны сыграть Источники Высшего Знания, которые входят в Учение Жизни. Далее будут публиковаться материалы по следующим темам: (1) о пользе Учения Жизни для решения научных задач, (2) основные идейные течения в современной России; (3) положение Учения Жизни в общественном сознании; (3)  отношение Учения Жизни к религии и церкви (более подробно – об отношении к РПЦ), (4) о пользе Учения Жизни для достижения согласия по злободневным вопросам общественной жизни, а также для формирования идеологии и построения стратегии развития государства.

1. «О преображении науки на основе Высшего Знания»

Первая версия этой статьи была написана для первого номера журнала «Дельфис» (1993 г.). Она не была опубликована — Главный редактор журнала Н.А.Тоотс ее отклонила, сославшись на мнения неизвестных мне рецензентов.

Ниже публикуется вторая версия, которая была мною предложена для первого номера альманаха «Серебряная чаша» (2005 г.). Вторая версия незначительно отличается от первой — в нее была внесена лишь небольшая правка,необходимая  для публикации в альманахе, а не в журнале.  Эта версия также не была опубликована — главный редактор альманаха А.М.Шустова отклонила ее;  замечания, данные А.М.Шустовой по моей просьбе, были, на мой взгляд, неубедительны по существу и  написаны в недопустимом тоне. Они могут быть предоставлены заинтересованным читателям по их просьбе.

Я сочла возможным опубликовать эту статью на сайте, поскольку, по моему глубокому убеждению, она может быть не менее востребована сегодня, чем 25 лет назад. Надеюсь, что это убеждение разделят со мной читатели.

Е.М.Егорова

27.10. 2018 г.

0 преображении науки на основе Высшего Знания.

Е.М.Егорова.

(Публикуется впервые)

 

Мы можем разрешить бесчисленные проблемы

современных смятений лишь осознанием

Прекрасного и Высшего…

Твердо мы знаем, что лишь ценности духа и творчества

лежат в основе Бытия. Только эти ценности

будут спасением человечества.

Н.К. Рерих.

 

Осознанием Прекрасного и Высшего… Да, несомненно так. Потому что сейчас мы видим все более ясно главную причину наших бесчисленных проблем, тяжких испытаний, среди которых так трудно становится сохранять равновесие и надежду на реальное улучшение жизни. Мы видим, что эта главная причина наших бед — как и бедствий человечества в планетарном масштабе — лежит в области духовной. Это пренебрежение нравственными ценностями, забвение истинного значения Культуры, умаление Прекрасного. Это непонимание человеком своей истинной природы, незнание своей великой силы, неумение видеть Реальность и строить свою жизнь в соответствии с ее законами.

Благодаря  Н.К Рериху нам известно теперь, что «Культура» есть «Почитание Света». Но это означает не что иное, как выявление в любой области человеческой деятельности Высшего Начала, Единого для всех основания жизни, вознесение Его на должную высоту, утверждение Его как вечной, главной ценности для человека. Это Начало, Основание, Источник и Двигатель всех построений человеческих — есть Свет Духа, живущий в сердце, он же Красота, он же Любовь.

Таким образом, культурное преобразование жизни означает прежде всего просвещение сознания, то есть утверждение в сознании того величайшей важности факта, что Красота, духовность, нравственные ценности есть силы, действующие в жизни, проявленные всюду в бесконечном разнообразии форм, пронизывающие наше существо и составляющие великое Одно, нашу прекрасную, бессмертную Сущность, наше подлинное, «Высшее Я».

Итак, просвещение сознания, или, как писала Е.И. Рерих — «обоснование нравственности». Как решать эту задачу сегодня? Как доказать необходимость единения? Как сделать понятным безобразие взаимного осуждения? Как выяснить связь между катаклизмами всякого рода, сотрясающими человечество, и состоянием его духа? Как сделать нравственный закон, сокрытый в сердце каждого человека, предметом не только веры, но и знания?

Мы полагаем, что сегодня на эти вопросы может быть дан вполне определенный ответ: для этого необходимо формирование нового научного мировоззрения. Мы понимаем под этим построение целостной научной картины мира, в которой будет утверждено главенство духа, установлена правильная иерархия состояний материи, доказана определяющая роль высших принципов, высших энергий в жизни человека. Именно в этом смысле мы говорим о «новом» мировоззрении. Фактически, речь идет об изучении действительных законов жизни и приведении наших понятий в соответствие с этими законами; таким образом, новое научное мировоззрение есть представление о мире, соответствующее действительности.

Таким нам представляется путь, на котором реально осуществляется просвещение сознания. Именно в науке мы видим ту силу, которая способна произвести необходимый сдвиг в человеческом сознании, помочь ему найти возможности преодоления кризисного состояния — природы, общества, всей нашей планеты.

Но почему непременно в науке? — может спросить читатель. — Разве не существуют религиозные, философские, мистические учения, в той или иной форме утверждающие главенство духа, определяющую роль высших принципов человека, высших состояний материи, могущество высших сил? Разве не дают они человеку такую систему представлений о мире, которая необходима ему для правильной организации жизни, для преодоления последствий пренебрежения нравственными принципами, в котором немало повинна именно современная бездуховная наука?

Для того, чтобы сделать необходимый шаг вперед в осознании Реальности, в осознании своей истинной природы, человек должен произвести работу в сфере своего мышления, — отвечаем мы. Результатом этой работы должно быть установление в сознании связи между высшими причинами и низшими следствиями, между изменениями высших энергий, психических, интеллектуальных, духовных сил — и вполне очевидными физическими явлениями  1). Эта связь, хотя бы в некоторых ее выражениях, должна быть осознана так же отчетливо, как и связь между действием физических сил и известными физическими следствиями. Человек знает, что, если он сунет руку в огонь, то получит ожог; если он выпьет, например, ртуть, то, скорее всего, отравится и умрет; а если он вдохнет аромат розы, то ему станет легко и приятно. Точно также человек должен знать, что если он, например, солжет, то породит причину, которая принесет дурное следствие для него самого, независимо от того, станет ли эта ложь очевидной для других; если он откажется от мысли отомстить другому за обиду, то прекратит в себе действие силы, разрушительной для него самого; а если он сделает что-то хорошее для другого, не ожидая ничего взамен, то увеличит в себе действие силы, полезной для него самого.

Установление в сознании связи между причиной и следствием, иначе говоря, осознание той или иной закономерности, действующей в нашем мире — это задача, которая решается в сфере научной мысли. Именно здесь анализируются результаты опыта, выясняются причины явлений, вырабатывается понимание отношений между явлениями; здесь упорядочивается деятельность человеческого ума, возникают логически стройные системы, создаются научные теории — сознательные построения, выражающие более или менее общие закономерности. В сфере науки  сосредоточены главные пути эволюции осознанной человеческой мысли. И подобно тому, как один человек не может разрешить сколько-нибудь серьезную проблему в своей жизни, не напрягая сознания в попытках понять причину своего затруднения, то есть, не производя самостоятельной целенаправленной работы мысли, так и человечество не в состоянии разрешить свои серьезные проблемы, не производя целенаправленной и напряженной работы своей коллективной мысли, то есть, минуя сферу науки.

Уяснить причину явления — значит получить возможность влиять на него — усиливать, ослаблять, вызывать к жизни или не допускать его. Иначе говоря, знание причин явлений есть средство изменения наших действий, инструмент сознательного преобразования жизни. Можно восчувствовать истину сердцем, но для того, чтобы осознанно поступать в соответствии с этой истиной, человек должен увидеть ее не как прекрасный, но далекий образ, но как причину явлений, которые он знает, событий, которые с ним происходят. Сделать же это он может не иначе как посредством индивидуальной работы мысли, анализа результатов своего опыта, самостоятельных творческих усилий; все это есть необходимые составляющие научного подхода. Таким образом, осознание реальности действия духовных сил требует применения научного подхода к изучению причин явлений и следовательно, оно осуществляется через преобразование сферы научных представлений, через формирование нового научного мировоззрения.

Заметим здесь, что мы далеки от желания петь дифирамбы науке в ее теперешнем состоянии — слишком много печальных следствий узко-материального взгляда на мир мы видим в ней сегодня, слишком редки сейчас примеры подлинно научного подхода к исследованию и еще очень трудна судьба носителей будущего духовного знания. И все же нет сомнения в том, что наука выполнит свое великое назначение, — более того, что она уже выполняет его. И потому, когда мы говорим, что «осознание реальности действия духовных сил…осуществляется..»,                 мы имеем в виду не только принципиальную возможность, но и реальный процесс, который идет сейчас в науке — процесс переосмысления основ, пересмотра принятых оценок, подходов, утвердившихся схем, поиск новых решений. Несомненно, что процесс этот не ограничен рамками философии, традиционно связываемой нами с проблемами мировоззрения. Он затрагивает практически все основные направления как гуманитарных, так и естественных наук; среди последних наиболее существенно в него вовлечены физика и биология.

Наиболее прогрессивные идеи, глубокие обобщения, высочайшие взлеты научной мысли свидетельствуют о неуклонном движении к новому качеству понимания основ жизни, Так, современные представления физики микромира, в частности, теория вакуума, приводят к выводу о тесной взаимосвязи и взаимопроникновении миров. Приложения общей теории систем в различных областях науки обнаружили всеобщий характер системной организации мира, взаимозависимость всех тел Вселенной, их глубокое единство и необходимость сотрудничества всех уровней организации как проявление этого единства. Изучение биологических эффектов слабых электромагнитных полей показало существование тонких взаимодействий живых организмов, их элементов, живой и неживой природы, путем обмена электромагнитными излучениями; оно сделало очевидной также важнейшую роль колебательных процессов, или вибраций, в регуляции функций живых организмов, в эволюции жизни на Земле. Таким образом, закладываются основания для фундаментальных выводов о единстве всего сущего, о сотрудничестве «всего со всем» как естественном следствии всеобщей взаимосвязи, об определяющей роли тонких состояний материи в жизни человека.

Важнейшую роль в этом процессе призваны сыграть, как нам представляется, Источники Высшего Знания — священные книги, труды великих подвижников, мыслителей, ученых разных времен и народов,— все, что может служить нам Руководством в построении новой научной картины мира. В самом деле, куда мы придем, не ведая пути? Говоря об изучении действительных законов жизни, — знаем ли мы, какие законы действительны? Где тот критерий, который позволит нам отличить высшее от низшего, истинное от ложного, существующее от кажущегося? Где та путеводная нить, которая даст нам возможность сохранить верное направление — вверх, к Свету Духа; вглубь, к Свету сердца; в Беспредельность Космоса, к Свету Несказуемого?

«Каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я принимаю его, ибо все пути, о Арджуна, принадлежат Мне.» — говорит Кришна в Бхагавад Гите. Подобную же мысль можно, вероятно, высказать о разных Источниках: каким бы Источником человек ни руководствовался в познании законов Реальности, он приближается к одной и той же Единой Истине, ибо все Источники есть лишь разные пути к ней. Каждый выбирает тот путь, который ближе его сердцу, который кажется ему наилучшим; но чем дальше он продвигается, тем яснее видит, что законы едины и различны лишь формы их проявления. Велико разнообразие форм, и нелегко уму человеческому проникнуть в сущность явлений; поэтому успехи, достигнутые на каждом пути, драгоценны для всех. Этим мы хотим сказать, что, избрав для себя Источник, о котором речь пойдет ниже, мы рады возможностям сотрудничества с теми, кто идет другим путем к той же цели, и надеемся на самое широкое обсуждение наших общих проблем — проблем расширения сознания, осуществления в науке дерзновенных идей, рожденных искрами Высшего Знания.

Каждый, вступивший на путь строительства новой, духовной науки, знает, как много препятствий нужно преодолеть, как много нужно положить сил и терпения,    каким несломимым должно быть устремление к истине, чтобы сделать хотя бы небольшой шаг вперед, чтобы слепить и обжечь маленький кирпичик нового понимания, нового видения Реальности. В этой трудной, но единственно нужной работе хотим участвовать и мы. Наша цель — внести полезный вклад в дело формирования нового научного мировоззрения, опираясь на близкий нам Источник Высшего Знания; мы подразумеваем здесь Единое Учение, данное в трудах Е.П. Блаватской и книгах «Учения Живой Этики»; принесенных нам Е.И. Рерих.

Это Знание мы рассматриваем как одну из форм выражения Единой Истины, законов Единой Реальности, в которой мы живем, и которую стремимся познать. Здесь мы находим всю совокупность фундаментальных представлений, на которых строится научная картина мира. Это представления о Духе и Материи, о Пространстве и Времени, о Движении и Покое, об Энергии и Силе, о Сознании, о космической эволюции миров, о строении и эволюции Земли, о сущности Жизни, об эволюции Жизни на Земле и ее связи с эволюцией Космоса, о происхождении земного  человека, его месте в иерархии живых существ, его роли в эволюции Вселенной, в эволюции Жизни на Земле. Можно, вероятно, сказать, что здесь дано описание структуры и эволюции Вселенной как целостное видение живой системы, все многообразие проявлений которой обусловлено действием целесообразных, простых и вечных законов.

В этой Вселенной становятся очевидными великое назначение и ответственность человека, неотложность осознания им своей истинной природы, необходимость сознательного переустройства всей жизни человеческого сообщества. Мы имеем здесь драгоценные сведения, мудрые советы о путях преобразования нашей жизни — о значении Общины и Братства, об этике отношений между людьми, о принципах организации человеческого общества, о воспитании и образовании, о красоте и творчестве и о многом, многом другом. Грандиозная картина, возникающая при чтении  страниц Единого Учения, ее посильный анализ и проверка практикой жизни не оставляют сомнения в том, что то, что мы называем духовностью, есть высшее проявление в человеке основного закона Мироздания, и потому утверждение нравственности и духовности как основы жизни есть необходимое условие правильного развития — как для каждого человека, так и для государства и всего человечества.

Таким образом, это Высокое Знание указывает нам именно тот путь, которым мы хотим идти — путь построения основ новой, одухотворенной науки. Мы убеждены в том, что работа по освоению системы представлений Учения и переосмыслению с этих позиций идеологического фундамента и содержания основных направлений современной науки даст возможность утвердить в сознании качественно новое понимание значения духовных ценностей, и потому она необходима для формирования нового научного мировоззрения. Мы понимаем эту работу не только как одну из основных составляющих в строительстве фундамента будущей науки, но и как возможность для нас всех продвинуться в понимании Учения, сделать более действенным это Знание для нас самих и разрешить многие наболевшие вопросы нашей жизни. Собственно говоря, эта работа есть осуществление нашей любви к Истине; в то же время, это возможность расширения сознания, путь движения его вперед, к более глубокому пониманию жизни.

Но расширение сознания есть длительный процесс, который происходит очень особенно, индивидуально у каждого человека. Иногда оказывается, что специальные знания в данной области науки становятся препятствием, сковывают свободу мысли, создают кажущиеся противоречия и затрудняют открытие нового знания. Поэтому, как нам кажется, в этой работе могут участвовать как специалисты, стремящиеся расширить свое представление о предмете исследования, так и люди, не занятые научной деятельностью, но знакомые с Учением и испытывающие потребность глубже осознать его и применить в жизни.

Мы полагаем, что успеху дела могло бы немало способствовать создание научного центра или специального научного издания, задачей которого будет координация усилий всех желающих участвовать в работе по синтезу Учения Живой Этики и научного знания.  Как мы представляем себе эту работу практически? Здесь мы хотели бы предложить некоторые предварительные соображения, которые можно рассматривать как рабочую гипотезу,  как набросок плана  или общие черты организации такой работы, как мы их видим сегодня; разумеется, мы приветствуем все дополнения, замечания, пожелания, которые будут высказаны читателями.

Путь построения основ новой науки с позиций Учения Жизни мы представляем себе как движение параллельно в трех основных направлениях:  (1) научное исследование Учения, (2) обсуждение проблем становления новой науки и (3) изучение истории развития Учения в сопоставлении с эволюцией сознания человечества..

Научное исследование Учения  2) мы понимаем как анализ его понятий и положений, установление связей между ними, построение таким образом целостной системы представлений Учения в нашем сознании, а также полное и ясное изложение результатов этой работы в форме, понятной современному читателю.   Подразумеваются прежде всего основные понятия и представления (о Духе и Материи, о сущности Жизни, о Сознании и др.), о которых говорилось выше.

Несомненно, что полное и ясное изложение столь глубоких вопросов невозможно без ясного их понимания; в то же время, ясное понимание (конечно, всегда в какой-то мере относительное) требует огромной работы и прежде всего, высочайшего напряжения мысли. Но это есть непременное условие для расширения сознания; и это именно та работа, которая необходима для построения «мостиков сверху», по которым можно перейти к новому, одухотворенному пониманию самих себя и всего существующего. Результаты эти могут публиковаться как в виде статей, так и в виде тезисов или писем. Конечно, наряду с материалами современных авторов здесь могут присутствовать выдержки из более ранних работ (например, Р.Я Рудзитиса,  А.И. Клизовского),  посвященных изложению положений Учения.

Мы надеемся, что в этих публикациях удастся избежать излишнего цитирования Источников. Ведь задача состоит не в том, чтобы много раз повторять прекрасные слова Учения, но в том, чтобы осознать их смысл, пережить его, выразить его словами, идущими от сердца — так, чтобы слова эти выражали, пусть в менее прекрасных формах, но наше собственное, наше индивидуальное понимание.

Обсуждение проблем становления новой науки включает работу по широкому кругу вопросов, связанных с переходом от привычных схем мышления,  от принятых в современной ортодоксальной науке представлений — к новым взглядам, к мыслеобразам, содержащим новую, духовную составляющую, позволяющую сформировать более объемное видение действительности.  При этом возникают проблемы двоякого рода. Во-первых, это проблемы общего характера, связанные с предварительной подготовкой собственного сознания и его постепенной перестройкой, необходимой для восприятия Высшего Знания. Во-вторых, это проблемы специально научные, возникающие в ходе работы по переосмыслению идеологических основ и содержания основных направлений современной науки с позиций Высшего Знания, в нашем случае с позиций Учения Жизни.

Проблемы  общего характера – это те трудности, которые нужно преодолеть, чтобы создать условия для эффективного решения задач специально научных; образно говоря, это перестройка «корневой системы» нашего мышления, создающая предпосылки для последующей трансформации всего «древа» наших научных представлений, с его многочисленными ветвями, листьями, цветами и плодами. Сюда входят, с одной стороны, проблемы восприятия Высшего Знания, связанные с особенностями как самого Источника, так и нашего сознания и, с другой стороны, проблемы пересмотра идеологического фундамента (философских оснований и принципов научного метода), на котором базируется современная официальная наука. В работе по последней группе проблем мы видим основную задачу в том, чтобы сделать очевидной связь мировоззрения исследователя и результатов его научной работы. Нам кажется важным на конкретных примерах показать значение подхода к исследованию, всесторонне осветить проблему редукционизма в современной науке, показать важность синтеза редукционизма и целостного подхода.

Проблемы специально научные – это комплекс вопросов, которые нужно решать при разработке новых, более широких представлений в различных областях науки и применении их в теории и практике научной работы. Здесь мы видим две основные задачи: (I) расширение понятий и (2) изменение методологии исследования. Под расширением понятий подразумевается анализ их содержания в системе Высшего Знания и в системе современного научного знания, определение соотношения между родственными понятиями и, если возможно, выявление «высшей компоненты» смысла данного понятия. Обобщение результатов такой работы позволяет, как нам представляется, обнаружить присутствие высших сил, проявление свойств материи в ее более высоких состояниях в известных физических, химических, биологических и т.д. процессах. Изменение методологии исследования предполагает разработку более объемного подхода к выяснению причин наблюдаемого явления; главной задачей здесь является определение практических способов, создание методик для выявления действия высших влияний.

Эффективность такой работы может стать вполне очевидной из результатов применения сведений, почерпнутых их разных Источников,  в той или иной области науки; результаты подобного рода достаточно часто встречаются в литературе, особенно в последние годы. Также и наш  скромный опыт работы над некоторыми естественнонаучными вопросами позволяет утверждать, что приложение Учения Жизни приносит весьма осязаемые практические следствия. Прежде всего это касается понятий и законов физики — расширяются понятия материи, энергии, силы, иной смысл приобретают известные типы взаимодействий, изменяются понятия «атом», «молекула», «вещество» и «состояние вещества», в новом свете предстают превращения элементарных частиц, электрические и магнитные явления, законы колебаний и их проявления в природе. В математике расширяются понятия числа, пространства, измерения, бесконечности, геометрической фигуры, бесконечно малой величины, приобретают новый смысл математические действия. В биологии появляется возможность выйти на новый уровень понимания сущности жизни, строения и законов регуляции функций живых организмов, их эволюции и эволюции жизни как планетного явления; здесь может быть сформировано более объемное представление о гене, генотипе, законах наследственности, об иерархии уровней живой системы и связях между ними, найдено объяснение процессов формообразования при развитии живого организма. Возможно также значительное продвижение в понимании глубинных связей между состоянием сознания человечества и разрушительными процессами в природе, что чрезвычайно важно для реального решения экологических проблем. Этот ряд можно было бы продолжить, однако нам кажется, что несравненно более убедительными будут конкретные разработки отдельных вопросов. Именно на таком пути со временем утвердятся те новые науки, о которых писала Е.И. Рерих – Астрохимия, Астробиология, Астрофизиология и др., (см. «У Порога Нового Мира». М., МЦР, 2000, с.255).

 Изучение истории Учения в сопоставлении с эволюцией сознания человечества – это самый грандиозный план предстоящих исследований. Здесь подразумевается история проявления этого Высокого Знания на Земле, его отношение к религиям, философским системам, эзотерическим  учениям, к искусству, литературе, музыке, а также к науке – на разных этапах ее становления и в современном ее состоянии. Эта несомненно гигантская работа позволит, как мы надеемся, выявить глубокое внутреннее единство всех путей познания мира, единый Источник  духовных верований и символизма различных (в том числе древнейших) культур Земли, отражающий существование Единого Знания законов Вселенной. В свете Учения Жизни это Единое Знание можно рассматривать как аспект Космической Истины – и одновременно как Источник знаний, дававшихся Учителями человечества на разных этапах его эволюции.

Сюда же примыкают исследования по истории науки; имеются в виду прежде всего забытые или малоизвестные факты, дающие более объемное освещение эволюции научного знания, а также история формирования современных научных концепций. Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, основные постулаты, на которых была построена наука Нового Времени — их происхождение, эволюция в последующие века и формы их проявления в современной науке.

По истории Учения интереснейшие сведения можно почерпнуть, например, из «Разоблаченной Изиды» и «Тайной доктрины» Е.П.Блаватской, а также из трудов выдающихся ученых и мыслителей Средневековья и Нового Времени — Николая Кузанского, Авиценны, Декарта, Бэкона, Ньютона, Лейбница, Канта, Гердера и ряда других. Безусловно полезными могут быть также обзоры современной литературы по истории науки — книг, статей, материалов конференций и т.п.

Итак, мы постарались показать здесь, каким мы представляем себе путь к построению основ нового научного мировоззрения. Конечно, о многом нам сказать не удалось, но мы надеемся еще сделать это, в меру своих сил, в будущих публикациях. Главное, что вдохновляет нас — это радость познания Прекрасной Действительности. Главное, что ведет нас вперед, что побуждает нас работать, говорить, писать — это сознание того, что новое, духовное Знание необходимо всем нам, что это есть наше спасение, наша единственно верная опора в жизни, Будем же трудиться вместе, будем стремиться проникнуть в сущность вещей, будем любить Истину — наш внутренний Свет, Свет Космоса, Свет нашего мира.

 06.05 2005 г.

Примечания

1) Здесь и в нижеследующей фразе термин «физический» следует рассматривать не как характеристику определенного класса явлений, изучаемых в естествознании, но более широко, как характеристику всех проявлений материи «физического мира», которые отличаются от проявлений высших, «нефизических миров».

2) Подчеркнем здесь различие между научным исследованием Учения и чтением, размышлением, обсуждением соответствующих книг и иных материалов. Научное исследование в данном случае предполагает углубленное изучение всего комплекса материалов Учения и создание на этой основе именно системы представлений (подобной философской системе или научной концепции), что может, на наш взгляд, существенно облегчить восприятие этого Знания и применение его для построения основ новой науки.

.

 

 

Комментарии запрещены.