Дискуссии по вопросам Учения Жизни

Е.М. Егорова

6.10.2022

К вопросу об определении понятия «Психическая Энергия»

 в Учении Живой Этики

Я сочла полезным сделать отдельное изложение моего понимания этого вопроса по следующим причинам.

Во-первых, это мое стремление уяснить себе суть этого понятия (термина), поскольку те сведения о нем, которые присутствовали в книгах Учения Живой Этики (далее Учения), в письмах Е.И. и некоторых других более поздних публикациях на основе Учения или дневников Е.И., до сих пор не позволяли создать для себя представление о психической энергии (далее ПЭ), которое бы меня полностью удовлетворяло.  Главная проблема для меня состояла в том, что в течение многих лет мне не удавалось разрешить противоречие между пониманием ПЭ как «всеначальной энергии», действующей во всех объектах и процессах в Мироздании, и определением «психическая», которое, на мой взгляд,  ограничивало действие этой энергии  психической сферой человека. Недавно возникла необходимость снова обратиться к этому вопросу в связи с обсуждением моей книги «О близости Высших Миров или на пути к новой науке», которое было начато по инициативе заинтересованного читателя (Н.А. Коваль). Подробное обсуждение упомянутой выше проблемы можно найти на сайте, на странице «Беседы по книге ЕМ Егоровой».

Во-вторых, уточнение содержания понятия ПЭ важно как для его правильного (более корректного) употребления в кругу последователей Учения, т.е. в сфере мысли, не выходящей за  пределы традиционных для этой сферы представлений и терминологии, так и для распространения идей  Учения вне этих пределов, в более широкой аудитории.

В-третьих, события последнего времени в нашей стране и в мире все более настоятельно требовали применения Учения в науках о жизни, прежде всего  в исследованиях  человека. Представление Учения о ПЭ имеет большое значение для утверждения в науке расширенного понимания природы человека и активной роли его тонкоматериальных составляющих как в нем самом, так и в его взаимодействиях с другими людьми и с Космосом.   В связи с этим было важно найти форму выражения сущности ПЭ, понятную ученым и приемлемую для обсуждения в научной среде возможностей полноценного экспериментального исследования свойств ПЭ с использованием современных технических средств.

В ходе нового этапа моей работы по анализу сведений о ПЭ я использовала следующие источники:

  1. Разделы о ПЭ, имеющиеся в маминой книге (М.Н. Егорова. О сокровенных истинах Учения Жизни. Прологъ, Москва, 2007)
  2. Выписки из дневников Е.И., приведенные в Альманахе «Психическая Энергия», №5
  3. Свои выписки из «Надземного» (книга I)
  4. Свои выписки из писем Е.И. 1931 – 37 гг.

Анализ этих источников показал, что мне не удается разрешить проблему (противоречие), о которой говорилось выше, исследуя только тексты Учения и другие публикации из той же сферы мысли. Мне стало ясно, что этот круг рассуждений необходимо расширить, привлекая, во-первых, теософские труды и, во-вторых, сведения о понятии «энергия» и ее разных видах, действующие в современной науке. Поэтому я использовала также:

  1. Некоторые теософские источники, главным образом книгу А. Безант  «Древняя Мудрость». (ВО Наука, Новосибирск, 1994)
  1. Базовые представления об энергии из энциклопедических изданий.

Ниже дано описание результатов этой работы – обоснование моего понимания содержания понятия ПЭ, а также предположение о природе ПЭ, вытекающее из  некоторых сведений, имеющихся  в «Надземном».

____________________

Основные сведения о свойствах ПЭ человека и ее значении для развития его духовных сил, как они представлены в Учении и письмах Е.И, можно найти в книге М.Н. Егоровой. Здесь показано также, сколь большое значение  придавали Н.К. и Е.И. Рерихи научным исследованиям «природы человека во всем комплексе его духовных, психических и физиологических особенностей с использованием на уровне современного знания достижений древнейшей восточной мысли» [1}, с. 106.

Насколько мне известно, хотя термин «Психическая Энергия» впервые появился в Учении в книге «Община» (1926 г.), обоснование этого понятия было дано позднее в книге  «Мир Огненный», ч.3, № 440 (1935 г.).  Как явствует из этого параграфа, такой термин был введен как приемлемый эквивалент понятия «Огонь» для облегчения понимания людьми своей тесной связи с Миром Огненным и множества его проявлений в земной жизни. Привожу этот параграф целиком:

«Мир Огненный имеет свое выражение под названием психическая энергия. Так люди скорее поймут. Каждому понятно, что в нем нечто существует, чему нет в языках названия. Сила или энергия скорее будет принята, нежели искра огненная. Человечество очень противопоставляет себя Огню. Огонь пожирает, но не творит – думают люди. Потому сперва назовите им психическую энергию, и только развитому сознанию скажите об Огне. Легче сказать, что мускус, фосфор или янтарь близки психической энергии, нежели Огню. Так первое условие – во всем не затруднять».

Разумеется, я не могу возражать против аргументов, высказанных Высоким Учителем, но все же позволю себе отметить тот для меня несомненный факт, что именно это словосочетание – «психическая энергия» — представило определенные трудности при моих попытках выразить содержание этого понятия в форме, приемлемой для обсуждения (а значит, и для исследования) в научной среде.

Наиболее полный набор определений понятия «Психическая Энергия», дан Е.И. Рерих в ее письме Ф.А. Буцену от 2.10.1936 г.

«Вы спрашиваете, что есть психическая энергия, — могла бы ответить на это одним словом, а именно — ВСЕ. Психическая энергия есть всеначальная энергия. Синтез всех наших нервных излучений. Психическая энергия есть та энергия, которая лежит в основании проявления мира. Психическая энергия есть та энергия, которая запечатлевает образы на пластической космической субстанции. Психическая энергия есть Фохат.

Психическая энергия есть Дух Святой. Психическая энергия есть Любовь и устремление. Психическая энергия есть синтез всех нервных излучений. Психическая энергия есть ВЕЛИКИЙ АУМ. Потому выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к Свету во всех его проявлениях и будет именно развитием этой энергии.

Помните (параграф) 55 из «Общины»? «Устремление — ладья Архата. Устремление — единорог явленный. Устремление — ключ от всех пещер…»

Истинно, устремление и психическая энергия, можно сказать, — синонимы. Одно без другого не существует».

(Цитировано по изданию Письма Е.И. Рерих, т. IV. МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И. Рерих, Мастер-Банк.  Москва, 2002, с. 354-355).  Здесь и далее мои вставки даны красным шрифтом.

Уже в этом наборе определений присутствует то противоречие, которое составляет для меня проблему. Потому что, если это «энергия, которая лежит в основании проявления мира», она же «Дух Святой» и т.д.,  т.е. она есть  как изначальный импульс к проявлению всего, что в мире существует,  так и вездесущий двигатель всего и вся во Вселенной, то она не может быть одновременно и «психической», т.е. характеристикой человеческой психики. Она не может быть также и «синтезом всех нервных излучений» человека, т.е. ограничена процессами в его нервной системе. Можно добавить, что для применения ПЭ в научных исследованиях человека из приведенного набора определений наиболее близким для ученого-исследователя является  именно «синтез всех наших нервных излучений», хотя пока здесь остается непонятным, что же подразумевается под  «нервными излучениями».

В письмах Е.И. имеется много дополнений к приведенному выше набору определений, а также сведений о свойствах ПЭ, ее вещественных «отложениях» разных видов в живых существах, в том числе в организме человека, животных, растений, а также в минералах. Дополнением, наиболее существенным для понимания сущности ПЭ, как она представлена в Учении, является  утверждение об огненной природе ПЭ и ее тесной связи с сознанием человека. Вот несколько примеров:

24.06.35:

«Сознание есть основная энергия, психическая энергия – ее высшее качество»

3.09.35:

«Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию»

«…все подразделения на дух, душу, манас высший и низший по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высшим качеством которой будет психическая энергия»

25.10.36:

«Всеначальная энергия или энергия психическая дает бессмертие»

31.06.36:

«Все аппараты для собирания психической энергии или измерения пространственного огненного напряжения, так интересующие Вас,…»

Пояснения относительно огненной природы ПЭ имеются также в выписках из недавно опубликованных дневников Е.И. Вот лишь один пример:

«Огонь есть основа, но психическая энергия есть уже сочетание огня с мыслью. Огненная энергия наполняет все пространство, но становится психической энергией при сочетании с мыслью. Огненная энергия нуждается в сочетании с мыслью, тогда огонь выявляет все качества психической энергии. Психическая энергия есть основа Мироздания. Она становится настолько ярой в своих проявлениях при сочетании с различными элементами, что являет разные степени напряжения. Психическая энергия наполняет все сущее. Основная энергия одна. Энергия мысли одно из самых высших проявлений или качеств всеначальной энергии Мироздания. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной. Огненная энергия по своему значению есть первозданная всеначальная энергия, которая при её сочетании с организованным фокусом, или организмом, становится психической энергией. Именно Всеначальная энергия становится психической при сочетании с мыслью.

<…> Огненная Энергия проявляется как жизненная сила во всем проявленном Бытии. Жизненная энергия уявлена не на уничтожении её, но на трансмутации, причем эта трансмутация беспредельна, как и сама основная огненная энергия. (Тетрадь № 80 («Космические прогнозы, опыт», 1946 — 1948) [195]. Разворот 58-60.)».

Можно видеть, что в последнем примере мы имеем дело с записью,  нуждающейся в редактировании. Тем не менее, из всех приведенных примеров можно с достаточной уверенностью сделать три определенных вывода:

(1) ПЭ есть «всеначальная энергия», и как таковая она есть «основа мироздания»,

(2) «огненная энергия» или «огонь пространства» есть основа, или «первозданная всеначальная энергия», т.е. та же ПЭ,

(3) в то же время, ПЭ есть результат «сочетания» «огненной энергии» с мыслью, причем мысль связывается с «организованным фокусом или организмом».  Естественно предположить, что, поскольку в биосфере Земли единственным мыслящим существом является человек, то речь идет о ПЭ человека, т.е. об энергии мысли человека.

Здесь опять же налицо противоречие между пониманием ПЭ как «всеначальной», которая есть основа Мироздания, которая движет всем, что существует и ПЭ человека, т.е. как продукта его мышления. Вероятно, это противоречие можно разрешить, если допустить существование двух видов психической энергии:  ПЭ в широком смысле, как всеначальной, огненной энергии, и ПЭ в узком смысле, как продукта мышления человека. Фактически это и утверждается в Учении и письмах Е.И. Но тогда возникают другие вопросы.

Во-первых, что такое «огонь» или «огненная энергия», которая наполняет все пространство? Если ПЭ в узком смысле можно понимать как энергию мысли человека, природа ПЭ в широком смысле, т.е. природа этого «огня» остается непонятной.

Во-вторых, об отложениях ПЭ можно говорить только применительно к человеку, понимая ее в узком смысле. Но тогда нельзя говорить об отложениях ПЭ в узком смысле у минералов (например, солей) и живых организмов – растений, животных —  находящихся на более ранних  стадиях эволюции, поскольку они не обладают, разумом и в них действует только ПЭ в широком смысле, как огненная энергия, сущность которой иная. Об этой сущности можно найти сведения в книгах Учения, начиная с упомянутого параграфа в «Мире Огненном», ч.3, и в следующих книгах. Мои предположения, основанные на этих сведениях, будут приведены ниже.

В-третьих, зачем нужно было вводить новый, особый термин, столь сложный для понимания? Когда в действительности речь идет об одной энергии, она же вселенский (космический) разум, или разумная сила, или космическое сознание, или дух, являющийся неотъемлемой частью и двигателем всех материальных форм, всех процессов, всего, что существует. Конечно, важно было стимулировать человечество к осознанию своей истинной природы, силы мысли, активной роля сознания в земной жизни, возможностей развития человека, связи с Космосом, своей ответственности за направление мыслей, необходимость борьбы с темными силами для спасения планеты и т.д. Понятно, что авторы понятия ПЭ стремились выделить и утвердить в сознании людей качественно новое состояние и свойства всеначальной энергии, когда она может действовать в человеке, обладающем разумом, способном к активной работе мысли. Но мне кажется, что для этого можно было использовать представления теософии ЕПБ об эволюции жизни на Земле, о появлении разума у человека, ускорении эволюции путем помощи извне и как следствия, о появлении нового качества энергии «огня, жизни или сознания».

Логически стройную картину эволюции обитателей Земли, включающую появление  и эволюцию человека разумного, можно найти в «Древней Мудрости» Анни Безант, в главе  VII («Перевоплощение»). Приведу здесь две выдержки из этой главы, которые показывают, какова причина качественной разницы в действии основной энергии («огня, жизни или сознания») у человека и существ, находящихся на дочеловеческой стадии эволюции.

«Человеческая Монада… тройственна по своей природе, и ее три аспекта мы назвали: Дух, Духовная Душа и Человеческая Душа —  Atma, Buddhi, Manas. По всей вероятности, Монада формы, после бесчисленных веков, могла бы развить в своем медленном восхождении начало разума путем прогрессивного развития. Но не таков был путь, которому следовала природа в развитии первых человеческих рас в прошлом и в развитии представителей животного царства в настоящем. Когда жилище было готово, его обитатель являлся из высших областей бытия; жизнь Атмы спускалась, облекая себя в Буддхи, подобно золотой нити; а когда появлялся ее третий аспект, манас, на высших уровнях ментальной сферы, зачаточный манас внутри развивающейся формы оказывался оплодотворенным, и результатом этого соединения являлось зачаточное «пребывающее тело». Таким образом происходит индивидуализация духа, его инволюция в форму, и вот дух, заключенный в «пребывающее тело», и есть душа, индивидуум, истинный человек. Это и есть час рождения человека, ибо, хотя сущность его вечна, не рождается и не умирает, его рождение во времени, как индивидуума, вполне определенно.

Далее это духовное излияние достигает развивающихся форм не прямым путем, но через посредников. Когда человеческая раса достигла необходимой для этого ступени, высокие Сущности, называемые по санскритски Manasa-Putra  (Сыны Разума), погружали в человека Монадическую искру    Atma – Buddhi – Manas, необходимую для образования зачаточной души. А некоторые из этих великих Сущностей даже воплощались в человеческие формы, чтобы стать руководителями младенческого человечества. Эти «Сыны Разума» окончили свою собственную эволюцию в других мирах и появились в этом более молодом мире, на нашей земле, с целью помочь эволюции человеческой расы. Они являются воистину духовными отцами преобладающей массы человечества».

Другие разумные существа менее высокого происхождения, человеческие существа, не окончившие своего развития в предшествующих циклах другого мира, воплощались среди той расы (Речь идет о третьей, лемурийской, расе земного человечества – из примечания переводчика), отдельные индивидуумы которой получили свои младенческие души только что упомянутым способом. По мере того, как эта раса развивалась, человеческие тела улучшались и мириады душ, ожидавших своей очереди для воплощения, чтобы продлить свою эволюцию, рождались среди детей этой расы».   ([5], стр.139-140).

И здесь же дано объяснение процесса (если можно так выразиться, «механизма») слияния энергий в человеке, после которого начинается его эволюция как разумного существа:

«Мы лучше поймем эволюцию души, если начнем изучать ее с того момента, когда животное-человек, созрев настолько, чтобы воспринять в себя зачаточную душу, был наделен такой душой. Чтобы избежать возможного недоразумения, не следует представлять себе, что с этого момента в человеке действуют две Монады – одна, построившая человеческую форму,  и другая – сошедшая в эту форму и имевшая своим низшим аспектом человеческую душу. Возьмем для пояснения удачное сравнение у Е.П. Блаватской: как два луча солнца, проходя через щель в ставне, составляют один луч, хотя вначале их было два, то же самое и с этими лучами, исходящими из центров Жизни верховного Владыки нашей вселенной. Второй луч, проникнув в человеческую форму, сливается с первым лучом, прибавив ему лишь свежую энергию и яркость (выделено мной – Е.Е.), после чего человеческая Монада, как новая единица, начинает свою великую задачу: развить в человеке все силы Божественной Жизни, из которой она произошла». (Там же, стр.141).

Отсюда можно заключить, что энергия, действующая в человеке разумном, не есть та же основная (огненная) энергия жизни, которая является двигателем эволюции минералов, растений и животных на Земле, но есть энергия более мощная, более эффективная для его эволюции, и в этом смысле можно говорить о ее новом, более высоком качестве. При этом важно отметить, что слияние лучей, о котором здесь говорится, есть процесс «сочетания» луча «зачаточной души», приходящей извне,  с лучом «основной энергии» у животного-человека; и с этого момента развитие разума у животного—человека идет быстрее, чем оно могло бы идти в отсутствие второго луча, т.е. под действием только основной энергии.

И далее, можно предположить, что в ходе перевоплощений, когда происходит постепенное развитие разума, увеличение активности мышления, то действующая в человеке энергия  постепенно изменяет свое «качество» поскольку изменяется «качество» его мысли и следовательно, изменяется результат «сочетания» (синтеза) его мысли с основной энергией. Интересно поразмыслить о том, как можно выразить это «качество» энергии в терминах физической науки, привлекая закономерности взаимодействия колебаний с разными характеристиками.  Во всяком случае, теперь становится понятно, что имелось в виду под «превращением» «огненной энергии» в «психическую» при сочетании с мыслью человека.

О природе ПЭ как продукте мышления человека я нашла некоторые сведения в  Надземном. Даю здесь два примера:

№15. «Ур. Поразилась, увидя Наше напряжение при посылках идей на расстояния дальние. Поистине, Мы наполнены электричеством, чтобы умножить силу всеначальную. Мы пользуемся и своеобразными электрическими аппаратами, чтобы создать особую атмосферу, которая помогает посылкам мыслей. Замечайте, что при электрических станциях могут быть усиленные психические восприятия. Хотя пресыщение атмосферы электричеством может вызвать огненные болезни.

Обратите внимание, что Я сказал о напряжении при посылках идей. Мысль, посланная в определенное место, определенному лицу, не требует такого напряжения, как посылка пространственная. Она встречает много определенных противодействий. Около таких посылок кипит настоящая битва, и поэтому требуется доспех электрического вихря.

Не нужно забывать, что такие вихри привлекают в свою орбиту явленные утонченные души, и они могут чувствовать сильное изнеможение, ибо энергия их магнитно приобщается к общему потоку.»

№61. «…Могут Нас спросить – изнемогаем ли в Битве? Такое выражение неприложимо. Но вернее спросить о степени напряжения – она велика. Если сестра Урусвати слышала падение капель Пота Нашего, то можно представить напряжение всех энергий! Если волосы стоят в вихре электрическом, то можно представить Наше напряжение».

Эти и другие сведения из Надземного показывают, что из рассматриваемых в  науке видов энергии (механической, тепловой, химической, электромагнитной, гравитационной и др.), ПЭ ближе всего к энергии электромагнитной, которая бывает двух видов: электрическая и магнитная. Помимо «электрических аппаратов» в Братстве для посылок идей используются также «электрические вихри». Отметим, что «электрический вихрь» может обозначать не что иное, как вращение электронов, которое, как известно, создает магнитное поле. Поэтому, энергия «утонченных душ» может «магнитно приобщаться»  к общему потоку посланных  идей. Возможно, что «огненная энергия» есть также в сущности электромагнитная энергия, действующая как в земных условиях, так и в космическом пространстве. С современными представлениями об энергии в физической науке можно познакомиться, например, в Википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F

___________________

В целом можно заключить, что определения понятия «психическая энергия», имеющиеся в Учении, в письмах Е.И. и в основанной на этих Источниках литературе, теперь можно уточнить с учетом представлений теософии о происхождении человека разумного и дальнейшей эволюции его сознания (путем перевоплощений).

Итак: следует различать основную (всеначальную) энергию, которая является основой Мироздания, двигателем всех объектов и процессов во Вселенной и психическую энергию, которая является продуктом мышления человека. Иначе говора, применительно к земным условиям Психическая Энергия есть энергия мысли человека, причем в ней присутствует вклад основной энергии, соответствующий состоянию сознания (степени развития мышления) человека. Можно добавить, что определение «психическая» может быть заменено другим, если сущность ее при этом не изменяется.

 

Е.М. Егорова

17.11.2022

Здесь мое небольшое дополнение к определению понятия «Психическая Энергия». Я сочла полезным сравнить наименования этой же энергии, известные в истории человечества. Ниже приведен список (конечно, далеко не полный) таких наименований и выводы, которые, на мой взгляд, вытекают из анализа этих сведений. Буду признательна посетителям сайта, которые пожелают дополнить этот список и высказать свои впечатления.

   Наименования Сущности (Силы, энергии),

которая есть основа Мироздания и двигатель эволюции

 В Индуизме: Божественная Сила (Шакти), Аум (Ом) – Священный Слог (Звук), выражение Абсолюта (Брахмана).

Из Мандукья Упанишады: «Ом! Этот звук – все это. Вот его разъяснение: прошедшее, настоящее, будущее – все это есть звук Ом. И то прочее, что за пределами трех времен – тоже звук Ом». (6, 1)

Из Катха Упанишады: «(Яма говорит): Слово, которое признают все Веды, которое провозглашают все учения (подвижников), желая которого, ведут жизнь духовного искателя, — это Слово я скажу тебе кратко. Это Аум. Это Слово есть, истинно, вечный Дух. Это Слово есть, истинно, наивысший предел; зная это Слово, человек получает все, чего желает». (I. 2. 15-16)/

В древнем Китае (и в традиционной китайской медицине): Жизненная Энергия — «чи» или «ки»

В древнем Египте: В книге «Египетская Религия. Египетская Магия» приведено описание состава человека, как его представляли в Древнем Егопте, «в промежутке между периодом доисторических захоронений и IV династией». «Физическое тело называлось «ХАТ»  — это слово обозначает то, чему присуще разложение… С телом особым образом связан КА, или «двойник» человека, его можно определить как абстрактную индивидуальность или личность, наделенную всеми атрибутами человека и способную существовать независимо от него» (можно предположить, что КА в какой-то степени соответствует «эфирному двойнику» в теософии и «электромагнитному телу» в моей книге). «Душа называлась БА. Это слово означает «величественный», «благородный», «могущественный». … Она имела как сущность, так и форму и часто изображалась в папирусах и на памятниках в виде сокола с головой человека. Считалось, что по природе и веществу она была эфирной. …Духовный разум, или дух человека, назывался ХУ и имел вид сияющего, светящегося, неосязаемого образа его тела. ХУ составляли класс небесных существ, живших рядом с богами. … Другая очень важная часть человеческой сущности, подобно ХУ, уходившая в небеса, называлась СЕХЕМ.  Слово это буквально означает «властвовать над чем-либо». Оно употреблялось в ранних текстах для обозначения возможности господствовать над чем-либо, то есть «силы». СЕХЕМ человека была, очевидно, его персонифицированной жизненной силой». [1]

Таким образом, из перечисленных выше составляющих человека в качестве аналога рассматриваемой здесь Сущности можно выделить его жизненную силу, именуемую СЕХЕМ.

Платон: Душа, которая одухотворяет животный и растительный мир; «Идеи правят миром»

Аристотель: Энтелехия (жизненная сила)

Парацельс: Дух, Жизнь — «Каждая вещь троична; она имеет тело и душу, связанные вместе духом, который есть причина и закон». [2, с.204]

— «Нет ничего телесного, что не обладало бы душой, сокрытой в нем. Не существует ничего, в чем не было бы сокрытого начала жизни. Не только то, что движется, как то: люди и животные, птицы в воздухе и рыбы в воде, но все телесные вещи и сущности имеют жизнь» [Там же, с.77].

Витализм (идеалистическое учение в биологии), «объясняющий все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах» – [3, с.61];

«взгляд, согласно которому в организмах имеется наличие особой жизненной силы (лат. vis vitalis), от которой должны зависеть все проявления жизни». «Появился впервые во Франции в 18-м веке». В 20-м веке был создан критический неовитализм, …в котором рассматривается «роль нефизического и непространственного целесообразно действующего фактора, называемого (как и у Аристотеля) энтелехией» — [4, с.69]

Синонимы: «Созидающая сила», «Порыв к форме»

Теософия ЕПБ: «Искра Жизни», Монада

Учение Храма [5]: Фохатическая энергия («Каждая мысль, каждое слово или поступок любого создания в проявленной Вселенной запечатлевается Фохатической энергией в великом океане эфирной субстанции..», с.47);

А также: Жизненная сила, Жизненное электричество; Жизненный принцип, Огненный атом (в ядре живой клетки), Жизненная электрическая энергия.  

Учение Живой Этики:

(письмо Е.И. Рерих 3.9. 35 г.): «Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию»

(письмо Е.И. Рерих 2.10.36 г.): Психическая Энергия —  Всеначальная энергия, огненная энергия, Дух святой, Великий Аум; энергия, которая лежит в основании проявления мира; энергия, которая запечатлевает образы на пластической космической субстанции; Фохат, Любовь и устремление.

Выписки из дневников Е.И. Рерих:

«Огонь есть основа, но психическая энергия есть уже сочетание огня с мыслью. Огненная энергия наполняет все пространство, но становится психической энергией при сочетании с мыслью».

«Именно Всеначальная энергия становится психической при сочетании с мыслью».

«Огненная Энергия проявляется как жизненная сила во всем проявленном Бытии. Жизненная энергия уявлена не на уничтожении её, но на трансмутации, причем эта трансмутация беспредельна, как и сама основная огненная энергия». (1946-1948).

Послания Братства в Россию [6]:

Разумные силы Вселенной, Разум Вселенной, Божественная искра, Божественный разум, Психическая энергия. Сила сознания.

_____________

Анализ приведенных выше наименований этой Сущности позволяет сделать следующие выводы:

  1. Понятие (термин) «Психическая энергия», введенное и широко используемое в Учении Живой Этики, не являет собой новый вид энергии, но есть лишь новое название изначального источника всех движений материи и движущей силы всех тел и процессов в Мироздании. Она имеет множество имен, которыми люди называли эту Великую Сущность (Силу, Энергию) на протяжении всей обозримой истории человечества.
  2. Применительно к науке о жизни, к биологии, психическая энергия, понимаемая как Всеначальная энергия, есть форма выражения представления о жизни как проявлении действия Жизненной силы, которая является источником и движущей силой всех процессов в живых существах. То есть, в рамках философии естествознания она может быть определена как разновидность идеологии витализма, давно известного идейного течения в биологии.
  3. Особенностью содержания понятия «Психическая энергия» в Учении Живой Этики является понимание ее также как энергии мысли человека. Таким образом, здесь она является движущей силой эволюции сознания, т.е. важным фактором для исследований роли сознания в земной жизни человека, а также и свойств мысли (как тонкоматериальной сущности). Имеющиеся в книгах Учения и других Источниках (Гранях Агни Йоги, Учении Храма)  сведения о магнитных свойствах мысли, об особенностях передачи и приема мыслей дают ценные материалы для таких исследований.
  4. Важно также, что в упомянутых Источниках содержатся указания на электромагнитную природу энергии мысли, и это позволяет рассматривать ее действие как в электрических и магнитных явлениях в живом организме, так и в подобных же взаимодействиях человека и других живых существ между собой в пределах биосферы Земли, и во взаимодействиях человека с Космическими излучениями.

Литература

  1. Уоллис Бадж. Египетская Религия. Египетская Магия. Пер. с англ. Новый Акрополь. М., 1996. С. 137, 139.
  2. Ф.Гартман. Жизнь Парацельса и сущность его учения. Перевод с английского. М.: Новый Акрополь, «Алетейа», 1998.
  3. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Издательство политической литературы, М., 1975.
  4. Философский энциклопедический словарь. Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. ИНФРА-М. М., 2004 г.
  5. Учение Храма. Ч. 1. Пер. с англ. Е.П. Инге. Международный Центр Рерихов. Мастер-Банк. М., 2001.
  6. Послания Братства в Россию. Из записей Николая С. 1995-1999 гг. Составитель и автор вступительной статьи Е.М. Егорова. Прологъ. М., 2009.

Комментарии запрещены.