Происхождение Учения Жизни

Краткое содержание этой страницы

Высокое Знание, которое мы называем здесь Учением Жизни,  дано Братством Света. История Братства, его внутренняя жизнь, его роль в жизни земного человечества описаны в нескольких известных нам источниках. Здесь мы приводим краткие сведения о Братстве Света, почерпнутые из книг Учения Живой Этики (Надземное), Р.Рудзитиса «Братство Грааля»,  и «Послания Братства в Россию. 1995-1999». Вначале приводятся выдержки из книги «Послания Братства в Россию. 1995-1999». Это собрание текстов, переданных, как мы полагаем, сотрудниками Братства через одного из наших современников; пояснения о происхождении и содержании этих текстов даны в присутствующей в этой книге статье «От составителя», которая публикуется ниже.  Выдержки из этой книги приводятся вначале, поскольку в ней даны общие сведения о Братстве, наиболее существенные, на наш взгляд, для создания правильного (то есть, соответствующего действительности) представления об этой Великой Общине. Можно сказать также, что это краткий очерк о Братстве, наиболее близкий современному читателю, как по времени появления, так и по форме изложения. Здесь мы публикуем фрагменты из разделов  «Община духа», «Из истории Общины и Земли», «Цель Братства», и «Законы жизни Братства».

Затем даются выдержки из книг Р.Рудзитиса «Братство Грааля» и из «Надземного», в которых более подробно освещаются некоторые вопросы, затронутые в «Посланиях Братства».

В конце этой страницы будут кратко рассмотрены  формы проявления Высшего Знания в истории человечества, способы передачи этого Знания людям, а также возможные механизмы восприятия и записи мыслей Учителей Братства. Здесь же будут высказаны соображения по проблеме оценки достоверности таких записей с учетом некоторых данных современной науки.

1. Выдержки из книги «Послания Братства в Россию 1995-1999» (М., Прологъ, 2009).

Для пояснения происхождения и содержания этой книги  мы даем здесь текст Предисловия и статью «От составителя». Затем публикуются  фрагменты из главы «Жизнь и труд Братства Света». Печатную версию книги можно приобрести в издательстве «Прологъ»; заявки просьба посылать на адрес издательства  agniyoga2007@yandex.ru.  Директор Болдырев Олег Геннадьевич.

Предисловие

В книгу  включены выдержки из моих записей 1995–1999 гг. Они давались первоначально в помощь одной рериховской группе, сотрудником которой я был в эти годы.

Большой объем написанного, разнообразие тем, а также различная сложность и назначение записей (часть которых имеет конфиденциальный характер, как в отношении группы, так и лично меня) требуют определенной подготовки и оформления и потому это первое издание нельзя считать полным.

Работа над публикацией записей только начинается, но уже сейчас совершенно определенно можно сказать об их особой важности и своевременности, глубине и цельности. Эти тексты теснейшим образом связаны с Учением Живой Этики, во-первых, потому, что исходят из того же  Источника, во-вторых, потому, что имеют одну главную цель — дать верный ориентир, укрепить в каждом из нас лучшие духовные стремления. Еще одной особенностью записей является их необычайные бодрость, энтузиазм и устремленность в будущее – непременные спутники любого важного дела.

Дававшиеся небольшой группе для выполнения определенной работы, теперь, по прошествии ряда лет, эти тексты должны уже послужить, возможно, тысячам трудящихся на Общее Благо. И потому радостно сознавать, что записи уже обретают свою новую жизнь и получают новое назначение. Ни я, человек непосредственно записывавший, участвовавший в их рождении, ни мои друзья-сотрудники, люди к которым обращены были эти тексты, все мы не имеем права держать их при себе, какими бы причинами при этом не руководствовались.  Какова будет судьба записей в рериховском сообществе, как отнесутся к ним иные взыскательные его члены судить трудно, но одно несомненно — люди, готовые воспринять смысл посланий и приложить его в жизни давно ждут радостной минуты услышать живое слово Общины. И нынешняя задача моя и моих помощников, готовивших эту книгу, заключается в том, чтобы как можно бережнее, полнее донести это слово до читателей.

В настоящем издании сознательно выбрана форма тематического сборника. Она необходима, на наш взгляд, для лучшего ознакомления с общим содержанием всех текстов и понимания их главных тем. Важный рассказ о процессе записывания я хочу отложить на будущее, потому что вопрос этот еще вполне не осмыслен и требует отдельного разговора. Скажу только одно — прямого контакта во время записывания у меня не было, не было и зрительных образов, руководствовался я исключительно своими ощущениями, особой настроенностью и внутренней логикой приходившей мысли.

Заключая это краткое слово, хочу сердечно поблагодарить Маргариту Николаевну и Елену Михайловну Егоровых за неоценимую поддержку и важнейшую помощь в работе над книгой. Также большая благодарность Ирине и Олегу Болдыревым за их важный вклад в наш общий труд.

Николай С.

 

От составителя

Настоящее издание представляет собой подборку записей нашего современника, Н.М.Смирнова (далее Записей), сделанных в ходе приема сообщений из Высокого Источника в 1995-1999г. Содержание этих Записей и характер изложения, на наш взгляд, не оставляют сомнения в том, что Источником здесь являются Высокие Учителя, действующие в соответствии с линией Великого Владыки. Это члены Братства Света и их ближайшие сотрудники, работающие сейчас в тонком теле. Как вытекает из записи от 16 мая 1995 г., включенной в качестве вступления, прием этих сообщений и их передача рассматриваются их авторами как «важный труд, от которого зависят, быть может, судьбы людей». Здесь же говорится о том, что эти записи не заменяют Учения, «данного через Е.П.Блаватскую, Е.И.Рерих и других подвижников духа», но служат ценным дополнением, необходимым на данном этапе существования человечества. В текстах Записей имеются также послания, исходящие, с большой вероятностью, от Е.И.Рерих и упоминания о Б.Н.Абрамове, как о преданном сотруднике, давшем людям «бесценные записи».

Полное собрание Записей, имеющихся к настоящему времени в электронном виде, насколько мне известно, включает сообщения, которые можно разделить на три основные группы:

  1. Сведения о Братстве Света, современном состоянии Земли и ее человечества, а также по другим вопросам, важным для выбора духовных ориентиров и осознания реальности, в которой мы сейчас живем.
  2. Указания и Советы для творческого коллектива, в который входил Н.М.Смирнов в период приема сообщений.
  3. Наставления, адресованные лично Н.М. Смирнову и ответы на его вопросы.

В публикуемую нами книгу, по согласованию с Н.М. Смирновым,  вошли лишь сообщения,  которые относятся к первой группе. При этом сюда не вошла часть текстов этой группы, опубликованная ранее под названием «Великое Слияние» (журнал  «Дельфис», №4(12)1997, №1(13) 1998 и №1 (14) 1998), но были включены Записи, вошедшие в альманах «Серебряная чаша» [1] под названием «Братство Света: его жизнь и роль в эволюции человечества Земли». Эти последние тексты составляют лишь небольшую часть настоящей книги; большинство сообщений публикуется впервые.

При подготовке этого издания весь вошедший в него материал был распределен по темам, которые явно прослеживались на протяжении нескольких лет, пока велись Записи. При этом оказалось, что во многих случаях в сообщении, помеченном одной датой, присутствуют разные темы, а после объединения по темам можно было получить, по каждой теме, последовательность текстов, логически связанных и освещающих разные аспекты данного вопроса или явления. Возможно, это связано с тем, что в передаче сообщений, включающих разные темы, принимали участие разные Учителя.

Главной темой Записей является жизнь Братства Света и его труды на благо земного человечества. Соответствующие тексты объединены в раздел I, название которого вынесено в  заглавие книги. Здесь говорится о целях и задачах Братства как Общины духа, как духовного центра, призванного помогать эволюции человечества Земли, который одновременно является для нашей планеты связующим звеном с Мировой Общиной Духа, с иерархией Высоких Разумных Существ, способствующих развитию и  совершенствованию разных миров в беспредельной Вселенной.

Здесь дано краткое изложение истории Общины – ее создание на Земле, ее работа для помощи человечеству, населявшему нашу планету в глубокой древности, в периоды существования Лемурийской и Атлантической Рас, то есть задолго до появления нашей, пятой Расы. Здесь раскрываются причины гибели Атлантиды и ее печальные последствия для дальнейшего развития земного человечества, и в особенности для настоящего периода его жизни. Как утверждается в Записях, сейчас, в переходное время, над Землей нависла угроза страшной катастрофы, гибели планеты и ее человечества. Подчеркивается, что главная задача Братства сейчас – спасение планеты, и для этого прилагаются огромные усилия Общины, всех сил Света и что, несмотря на эти усилия, гибель планеты может стать неизбежной, если не произойдет необходимого очищения и перестройки человеческого сознания.

Здесь же в общих чертах описаны законы жизни Братства, принципы его организации, источники энергии и возможности их использования, труды и устремления членов Братства, способы получения ими знаний и применения их на благо человечества. По содержанию этот раздел близок книгам «Братство» и «Надземное» из серии книг Учения Живой Этики. Можно сказать, что эта часть Записей является кратким изложением содержания упомянутых книг, с некоторыми акцентами и дополнениями, существенными для настоящего времени, для современного состояния сознания человечества.

Все обширные знания Братства объединяются в его Учении; особенности этого Учения, данные в Записях, сведены в раздел II — «Доктрина Синтеза». Это название – одно из определений Учения Братства, в котором отражается, в частности, тот факт, что оно «в сущности, и есть коллективное учение Общины, создававшееся и создающееся многими Великими Индивидуальностями» и «соединяет в своем спектре самые разнообразные оттенки мысли». В этом разделе говорится также, что Учение Братства – это Агни Йога, или Провозвестие Новой Эпохи, что еще раз подчеркивает идейное родство Учения Живой Этики и Записей, публикуемых в настоящей книге. Об этом же свидетельствуют приведенные здесь характерные черты Учения Общины, в том числе аспект синтеза, отмеченный выше. В то же время, синтетический характер Учения Братства отмечается как его важнейшая особенность современными исследователями Агни Йоги [2,3].

Из других упомянутых в этом разделе особенностей Учения нам хотелось бы выделить одну, а именно его подвижность. О подвижности многих положений Учения Живой Этики, необходимости творческого осмысления этого Знания и применения его в жизни, как известно, неоднократно писала Е.И.Рерих (напр., [4-6]).  Собственно говоря, это свойство Учения подразумевается в его названии – Этика «Живая», то есть, подвижная, способная изменяться в соответствии с требованиями времени, развитием жизни, эволюцией сознания человека и человечества. Разумеется, эта подвижность имеет свои пределы и не затрагивает Основ, незыблемых Законов, составляющих фундамент Учения и не подверженных изменениям – об этом также достаточно говорилось как в книгах Учения Живой Этики, так и в письмах Е.И.Рерих, а также в трудах некоторых исследователей этого Учения [2,3].

Заметим здесь, что одним из очевидных проявлений подвижности Учения является его развитие во времени, его способность давать ответы на насущные вопросы, которые ставит жизнь. Это естественно предполагает появление, время от времени, новых сообщений из Братства Света, из этого Духовного Центра человечества Земли, передаваемых людям через разных посредников. Примером такого рода являются, как мы полагаем, Записи, содержащиеся в настоящей книге.

Как уже упоминалось выше, главной задачей Братства Света сейчас является спасение нашей планеты от гибели, возможной вследствие взрывоопасного сочетания новых космических энергий, приходящих на Землю для осуществления ее закономерного перехода к новому этапу эволюции, и неподготовленного сознания огромной массы человечества, создающего великие препятствия для такого перехода. Всестороннему рассмотрению обстоятельств, в которых находится сейчас Земля, посвящен раздел  III — «Современное состояние Земли и ее человечества». Здесь собраны сообщения, в которых дается глубокий анализ различных сторон жизни планеты — внутренних процессов и внешних воздействий, роли человеческого сознания в развитии событий земной жизни, значения тонких явлений, особенностей состояния астральной сферы Земли при обострении сопротивления темных сил перед наступлением Нового Века.

Развернутая здесь картина переживаемого сейчас момента в истории Земли поражает, прежде всего, своей реальностью. Знания, накопленные Братством, позволяют, во-первых, составить объемную картину настоящего как совокупности следствий прошлого, и, во-вторых, оценить достоверность предсказаний событий будущего как совокупности следствий настоящего. Ускорение всех земных процессов, необратимое нарушение равновесия всего организма планеты – это несомненный факт, который проявляется в разного рода катаклизмах, происходящих в последние годы как в природе, так и в человеческом сообществе. Братство прилагает неимоверные усилия для отодвигания и смягчения наиболее серьезных катаклизмов, однако возможности Братства, хотя и велики, но не безграничны, поскольку оно может действовать лишь в пределах законов, которым подчиняется все во Вселенной. В связи с этим великое значение приобретает человеческое сознание.  Очевидно, что сейчас, как никогда, важно, чтобы как можно большая часть человечества осознала гибельность разъединения, недопустимость насилия ради достижения корыстных целей, необходимость сотрудничества, единения и сознательных действий всех светлых сил на Земле ради мира, согласия, ради Общего Блага.

Из сказанного в этом разделе ясно, что сейчас недопустимо равнодушие; нельзя питать иллюзии, что все обойдется, и конец света не наступит. Ясно также, что сила и направление коллективной мысли людей Земли может определить судьбу планеты и самого человечества. Отвергнув зло, устремленная к Свету, Добру, Красоте – наша коллективная мысль спасет планету и создаст условия для постепенного перехода к новому, счастливому существованию. Безвольно отдавшись злу, устремленная к удовлетворению личных, эгоистических желаний, отвергая идею согласия, сотрудничества – она погубит планету и самое человечество. Как сказано в Записях: «Будущее Земли всецело зависит от человечества, его выбора». И это должен понимать каждый мыслящий человек.

Вероятно, близость великих потрясений для Земли вызвала необходимость дать дополнительные пояснения о процессах разрушения и созидания, гибели и возрождения миров, которые закономерно совершаются в Космосе, а также о Мировом зле, о структуре тьмы сознаний и сущности Хаоса.  Эти сообщения даны в разделе IV.

В разделе V – «Сознание и Разум» —  собраны Записи, в которых рассматриваются проблемы роста сознания, взаимодействия сознаний, различные состояния сознания, связь земного сознания с Космическим, ведущая роль Космического Разума в эволюции Вселенной и земного разумного сознания в эволюции Земли. Здесь снова,  еще глубже и сильнее, выявляется великое значение человеческой мысли как силы, преобразующей жизнь. Отсюда вытекает непреложный вывод, что чрезвычайно важна сейчас любая работа в сфере мысли, способствующая повороту сознания от обособления к сотрудничеству, от вражды к согласию, от разделения к объединению, от преследования узко-личных интересов к стремлению принести пользу для других, не ожидая награды.

Здесь становится особенно ясно, сколь необходимо каждому человеку не допускать темных, злых, разъединяющих мыслей; сколь необходим сейчас для человечества сознательный выбор главного направления мысли – направления на сотрудничество, согласие, освобождение от эгоцентризма, на бескорыстный труд на Общее  Благо. В этом  решение всех наших проблем. В этом наше спасение.

В этой великой работе по осуществлению поворота сознания в планетарном масштабе особую роль призвана сыграть наша страна. Как известно, в Учении Живой Этики, в письмах Е.И. и Н.К.Рерихов, в трудах Н.К. Рериха (напр., [7]) неоднократно говорилось о великой миссии России (Новой страны), как страны, способной утвердить в жизни основы Нового Мира, стать ведущей в процессе формирования нового сознания земного человечества и, следовательно, явиться главной силой, способной спасти нашу планету. Этому вопросу уделяется большое внимание и в публикуемых нами Записях; соответствующие сообщения даны в разделе VI – «Значение России». Здесь мы видим новое подтверждение особой роли России в наше переходное время. Это слово надежды для всех, кто верит в великое будущее нашей Родины, в ее способность воплотить в жизнь идеи Общины, Братства, труда на Общее Благо. Это новый заряд терпения для всех, кто не отдал душу свою во власть денег, кто не утратил чувства справедливости и сострадания к чужим бедам; кто  понимает, что сейчас страну нашу ведут неверным путем. Мы должны твердо помнить и знать, что великие жертвы наши в прошлом веке были не напрасны, что правда восторжествует, что с нами Братство, с нами Свет. Мы должны явить великое мужество и терпение. Мы должны своим примером доказать главенство духа, могущество мысли, как силы, действующей в жизни, явить правду того знания действительности, которое несет нам Братство Света и через него другие разумные миры, великая Иерархия Света.

В разделе VII («Новая наука») собраны Записи, освещающие значение науки как пути познания мира, который сейчас становится главным средством формирования нового сознания. Стремление к познанию законов действительности есть потребность человеческого сознания. Это познание дает человеку силу, понимание своей истинной природы, возможностей беспредельного совершенствования, освобождает от страха смерти, дает ему радость творчества и указывает пути преображения жизни.       Именно свободное развитие научной мысли приведет к формированию нового научного мировоззрения. Мы понимаем под этим построение целостной научной картины мира, в которой будет утверждено главенство духа, установлена правильная иерархия состояний материи, доказана определяющая роль высших принципов, высших энергий в жизни человека. Некоторые соображения о значении этой работы будут высказаны ниже, при обсуждении отдельных вопросов, затронутых в настоящих Записях.

Раздел VIII – «О духовном росте и пути ученичества» — предназначен, прежде всего, для тех, кто сознательно вступил на путь духовного совершенствования под руководством избранного Учителя. Здесь говорится об особенностях эволюции такого ученика, о силах и связях, действующих между учеником и Учителем, об ответственности ученика за свои мысли и дела, о великих трудностях, но и великих радостях этого пути. В этом разделе есть много общего с подобными же сведениями, которые можно найти в теософских трудах (напр. [8,9]), в книгах Учения Живой Этики и в «Гранях Агни Йоги» Б.Н.Абрамова ([10]), в письмах Е.И.Рерих, а также в некоторых других источниках, посвященных проблемам тех, кто вступил на путь ученичества (напр., [11,12]).

В то же время, наряду с общими положениями, в этом разделе присутствуют особенности, отражающие характерные черты настоящего времени. Главное – это обостренное ощущение тяжкого состояния Земли и сознания ее человечества, а также реальности возможной катастрофы. Понятно также, что многие имеющиеся здесь сведения и наставления полезны не только для принятого ученика, но для всякого человека, являющегося последователем Учения и продвигающегося по пути эволюции сознания, поскольку известно, что это движение, раз начавшись, идет уже независимо от воли самого человека. Импульс энергии, которую несет Высокое Знание, проникает в сознание и производит свою работу, и следствия этой работы неизбежно проявляются с течением времени, как в физической, так и в духовной жизни человека.

В разделе IX собраны Записи, посвященные описанию сужденного будущего Земли и ее человечества, то есть Нового Мира, идущего на смену старому миру, свидетелями и участниками разрушения которого мы являемся. Этот Новый Мир прекрасен и к нему невозможно не стремиться и невозможно не радоваться тому, что для человечества предназначено это будущее. В нем не будет множества страхов, болезней и прочих бедствий, которые терзают сейчас людей, в нем естественно присутствуют доверие, единение и сотрудничество в устроении гармоничной, счастливой жизни на планете, радость творчества в различных областях,  возможности свободного развития мысли и многое другое, о чем сегодня можно лишь мечтать.

В небольших разделах X и XI собраны Записи, соответственно, о значении красоты и искусства для эволюции человека и высказывания по некоторым вопросам, не относящимся к  предыдущим разделам, но представляющим, на наш взгляд, несомненную ценность для читателя.

Наконец, в последнем, XII разделе даны Мысли, в немногих словах выражающие, как нам кажется, самое главное, что необходимо помнить сейчас человеку, чтобы он мог преодолеть это трудное время.

Общей чертой Записей, характерной для всех разделов этой книги, является насыщенность энергией, явно ощущаемое горячее желание донести до нашего сознания всю остроту и опасность переживаемого нами момента, тревога за судьбы человечества и планеты, сердечное стремление облегчить, помочь, спасти. В некоторых местах книги возникает ощущение (возможно, субъективное) почти живого контакта.  Кажется, что, подняв голову от текста, можно увидеть лицо, обращенное к тебе и глаза, светящиеся любовью и лучше всяких слов, от сердца к сердцу, вливающие в тебя знание, силу, мужество, терпение, спокойствие, желание служения, счастье свободы.

Вот они здесь, эти Прекрасные Души. Это наши Братья и Сестры, наши духовные Отцы и Матери, прошедшие через множество испытаний, во все века несшие нам Свет и Знание. Они знают все наши беды. Они обращаются к нам сейчас, предлагая помощь, давая надежду, указывая путь – сумеем ли ответить?

Прежде чем оставить читателя наедине с настоящей книгой, мне хотелось бы поделиться с ним некоторыми мыслями, возникшими при чтении этих Записей и представляющими, на мой взгляд, общий интерес.

Первое, на чем хотелось бы остановиться – это вопрос о реальности существования Братства Света.  Имеется, как известно, множество, если можно так выразиться, «внешних» доказательств существования Братства – легенды разных народов, свидетельства путешественников и приближенных сотрудников, проявления деятельности Братства в истории человечества  — описанные в книгах Учения Живой Этики, дневниках и письмах Е.И.Рерих, в трудах Н.К. и Ю.Н.Рерихов, в книге «Братство Святого Грааля» Р.Рудзитиса, в письмах Е.П. Блаватской  и в других источниках. При этом имеются причины, в силу которых деятельность этой Общины не могла быть проявлена открыто в человеческом сообществе, особенно в последние века [3], и это давало основания для сомнений или полного отрицания существования как Учителей, так и самого Братства Света

Но можно подойти к этому вопросу иначе, если попытаться представить себе «внутренние» причины образования такого коллектива людей, обладающих Знанием, и имеющих целью помощь человечеству. Эти внутренние причины открываются, если мы находим в своей душе самые чистые, прекрасные чувства и устремления – бескорыстие, самоотверженность, любовь к труду и к познанию законов действительности, желание блага всем людям, сострадание к несчастным, пребывающим в невежестве и тьме. Все это есть в нас, но далеко не всегда имеет возможность проявиться в жизни. Чаще всего мы лишь иногда переживаем краткие мгновения духовного подъема, радости самоотдачи, восторга открытия истины на пути познания законов природы, счастья самопожертвования ради спасения Родины или того, кого любим. Тогда нам легко представить себе, что те, в ком такие чувства и устремления сильны и постоянны, и кто обладает знаниями и опытом, накопленными великими трудами в течение многих воплощений – стремятся объединиться и работать сообща на благо человечества. И более того, становится очевидно, что такое стремление объединиться для помощи человечеству совершенно естественно, поскольку оно есть следствие любви к людям и осознания законов действительности, в частности, необходимости сотрудничества для принесения реальной пользы.

Тогда оказывается, что «внешние» доказательства просто не нужны; точнее говоря, они нужны тем менее, чем более мы способны освободиться от пут в своем сознании, порожденных самостью,  сковывающих нашу мысль,  привязывающих ее к земле, заслоняющих реальный, прекрасный,  беспредельный мир, полный чудесных возможностей бесконечного совершенствования.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание – утверждение об определяющей роли науки для формирования нового сознания.

Именно в науке авторы Записей, наши Учителя, видят ту силу, которая способна произвести необходимый сдвиг в человеческом сознании, помочь ему найти возможности преодоления кризисного состояния — природы, общества, всей нашей планеты.

Но почему непременно в науке? — может спросить читатель. — Разве не существуют религиозные, философские, мистические учения, в той или иной форме утверждающие главенство духа, определяющую роль высших принципов человека, высших состояний материи, могущество высших сил? Разве не дают они человеку такую систему представлений о мире, которая необходима ему для правильной организации жизни, для преодоления последствий пренебрежения нравственными принципами, в котором немало повинна именно современная бездуховная наука?

Я полагаю, что на этот вопрос можно дать следующий ответ: для того, чтобы сделать необходимый шаг вперед в осознании Реальности, в осознании своей истинной природы, человек должен произвести  работу в сфере своего мышления. Результатом этой работы должно быть установление в сознании связи между высшими причинами и низшими следствиями, между изменениями высших энергий, психических, интеллектуальных, духовных сил — и вполне очевидными физическими явлениями 1). Эта связь, хотя бы в некоторых ее выражениях, должна быть осознана так же отчетливо, как и связь между действием физических сил и известными физическими следствиями. Человек знает, что, если он сунет руку в огонь, то получит ожог; если он выпьет, например, ртуть, то, скорее всего, отравится и умрет; а если он вдохнет аромат розы, то ему станет легко и приятно. Точно также человек должен знать, что если он, например, солжет, то  породит причину, которая принесет дурное следствие для него самого, независимо от того, станет ли эта ложь очевидной для других; если он откажется от мысли отомстить другому за обиду, то прекратит в себе действие силы, разрушительной для него самого; а если он сделает что-то хорошее для других, не ожидая ничего взамен, то увеличит в себе действие силы, полезной для него самого.

Установление в сознании связи между причиной и следствием, иначе говоря, осознание той или иной закономерности, действующей в нашем мире — это задача, которая решается в сфере научной мысли. Именно здесь анализируются результаты опыта, выясняются причины явлений, вырабатывается понимание отношений между явлениями; здесь упорядочивается деятельность человеческого ума, возникают логически стройные системы, создаются научные теории — сознательные построения, выражающие более или менее общие закономерности. В сфере науки сосредоточены главные пути эволюции  человеческой мысли. И, подобно тому, как один человек не может разрешить сколько-нибудь серьезную проблему в своей жизни, не напрягая сознания в попытках понять причину своего затруднения, то есть, не производя самостоятельной целенаправленной работы мысли, так и человечество не в состоянии разрешить свои серьезные проблемы, не производя целенаправленной и напряженной работы своей коллективной мысли, то есть, минуя сферу науки.

Уяснить причины явления – значит, получить возможность влиять на него — усиливать, ослаблять, вызывать к жизни или не допускать его. Иначе говоря, знание причин явлений есть средство изменения наших действий, инструмент сознательного преобразования жизни. Можно восчувствовать истину сердцем, но для того, чтобы осознанно поступать в соответствии с этой истиной, человек должен  увидеть ее не как прекрасный, но далекий образ, но как причину явлений, которые он знает, событий, которые с ним происходят. Сделать же это он может не иначе как посредством индивидуальной работы мысли, анализа результатов своего опыта, самостоятельных творческих усилий; все это есть необходимые составляющие научного подхода. Таким образом, осознание реальности действия духовных сил требует применения научного подхода к изучению причин явлений и, следовательно, оно осуществляется через преобразование сферы научных представлений, через формирование нового научного мировоззрения.

Наконец, последнее – это небольшое дополнение к тому, что сказано в Учении Живой Этики и в настоящих Записях о значении мысли. В книгах Учения многократно подчеркивается, что мысль есть энергия, а также что мысль есть живая сущность, способная действовать независимо от человека, который ее породил. Напомним лишь два отрывка из книги «Братство»:

«Мысль есть закон Мира. Мысль не есть только словесное выражение. Область мысли есть и область мыслительной энергии. Именно это обстоятельство упускается из виду, и мысли уделяют лишь малую распространенность. Такое ограничение мешает представить мысль за пределами планеты, иначе говоря, лишает ее величественного смысла» (341).

«При восприятии и при посылках мысли можно заметить ряд явлений, подтверждающих, что мысль есть энергия. Можно иногда почуять спертое дыхание. Некоторые поясняют, что причина в напряженном внимании. Но для наблюдателя особенно важно отметить, что процесс мысли сопровождается физическими ощущениями. Также иногда из полученного слова выпадает часть, такое явление будет следствием пространственных токов, иначе говоря, следствием энергии. Также можно наблюдать усиление сердцебиения и неправильную пульсацию, что будет также следствием воздействия энергии. Также можно замечать и резкие смены настроений и жара, что свидетельствует о токах. Так можно проследить, насколько все мыслительные процессы связаны с физическими проявлениями» (365).

Если попытаться представить себе структуру мысли, то оказывается, что она включает по крайней мере две составляющих – сущность (содержание, вложенное в виде заряда энергии, или импульса, или вибрации, несущей определенную информацию) и форму, в которую облечена эта сущность. Здесь обнаруживается явная аналогия с живым существом, которое также состоит, в первом приближении, из двух частей – невидимой (сущности или души, имеющей, как известно, сложный состав), представляющей собой совокупность вибраций или энергий разного качества и разной интенсивности и видимой, то есть тела или формы, в которую облечена эта сущность. Конечно, такое разделение условно, поскольку мысль, как и живое существо, представляет собой единое целое. Тем не менее, в обоих случаях проявления этого целого могут быть весьма различны в зависимости от того, какая из двух составляющих вносит основной вклад.

Попытаемся теперь рассмотреть процесс действия мысли на воспринимающего субъекта (приемника), приняв во внимание ее структуру. Здесь возможны два крайних способа восприятия – (1)восприятие сущности мысли и последующее выражение ее в той или иной форме и (2)восприятие определенной формы  мысли и выражение ее в этой форме. Каким способом осуществляется прием данным человеком, зависит от его возможностей как приемника – главным образом, от степени широты его сознания и от  предпосылок, сложившихся в прошлых жизнях. Если человек способен воспринимать сущность мысли (то есть ее энерго-информационную составляющую, выраженную в виде вибраций с определенными характеристиками), то он затем преобразует ее в определенную форму. При этом форма может быть различной, в зависимости от того, какой способ выражения ему наиболее доступен, то есть какие способности наиболее развиты. Если такой человек владеет словом, скажем, имеет литературный талант, то он успешно может выразить мысль в словесной форме – в прозе, стихах. Если человек имеет способности к изобразительным искусствам, он может выразить мысль в художественном образе. Если он обладает музыкальными способностями, то может выразить мысль в  звуковой форме. Понятно, что во всех случаях точность передачи мысли зависит от способностей человека; иначе говоря, при таком способе приема в выражении мысли в данной форме непременно присутствует элемент творчества самого человека, который принимает мысль. Поэтому, в частности,  формы выражения одной и той же мысли, принятой из Высокого Источника могут быть различны, в чем легко убедиться, сравнивая,  например, соответствующие тексты из книг Учения Живой Этики и из «Граней Агни Йоги».

Если же человек неспособен  воспринимать сущность мысли, но способен воспроизводить заданную форму, то мысль ему дается прямо в соответствующей форме – например, в виде картинки или текста перед глазами, или в виде готовых фраз, сказанных голосом и воспринимаемых «внутренним ухом». В этом случае активность самого приемника минимальна и одна и та же мысль, выраженная разными приемниками в одной и той же форме – например, в виде слов, — может формулироваться почти одинаково 2).

С каким же случаем мы имеем дело в публикуемых здесь Записях? Ответ на этот вопрос мы находим в Предисловии Н.М. Смирнова, а также в  текстах этих Записей, в той их части, которая обращена лично к нему и касается проблем, возникавших при восприятии сообщений. Приведем здесь один фрагмент из этой части, который, на наш взгляд, позволяет понять способ передачи этих сообщений.

(Из записи от 24.04.95г.) «Ты борешься и не понимаешь, что надо почувствовать готовность принятия вибрации. Она приходит тогда, когда на то есть условия, как тонкие, так и грубые, материальные. Естественное течение мысли будет, когда ты найдешь в себе устойчивость и равновесие двух начал – космического и земного. Тогда от их равновесия процесс мышления или сотворчества пойдет более равномерно и правильно. Пусть в твоем сознании утвердится мысль о том, что ты есть передатчик важной мысли, посылаемой на Благо Всеобщее, ради дела насущного. Для того, чтобы передать всю глубину и тонкость посылаемой мысли, надо установить в себе полную, ничем не возмущаемую тишину и чистоту. Дело в том, что твой мыслительный аппарат, не приготовленный еще к приему высоких огненных вибраций, должен постепенно приспосабливаться к Нашему ритму и частоте. Нахождение наилучшего соизмерения через тонкость восприятия будет лучшим твоим завоеванием. Нам необходим твой голос, то есть твой творческий поток, через него Мы можем проявлять Свой импульс. Одевая мысль словом, ты создаешь Нашу речь».

Из сказанного выше очевидно, что эти сообщения передавались путем посылок импульса или сущности мысли, а преобразование в слова происходило «в мыслительном аппарате» самого человека, то есть для записи мыслей необходима была его работа, так что здесь налицо процесс «сотворчества». И, следовательно, в данном случае, как и в других случаях приема мыслей таким способом, приемник в какой-то степени является и соавтором.

Можно предположить, что способность воспринимать сущность мысли и облекать ее в ту или иную форму для передачи людям требует гораздо большей собственной работы, наличия  более развитого сознания и больших внутренних накоплений, чем способность передавать мысль, уже облеченную в готовую форму. Вместе с тем, люди, обладающие способностями обоих видов,   встречаются пока еще весьма редко, и их следует очень ценить и оберегать, поскольку благодаря их трудам нам становятся доступны знания, которые нам так необходимы.

Пользуясь случаем, я хотела бы выразить благодарность Н.М. Смирнову за то, что он познакомил меня с этими Записями и потому я имела возможность работать с ними и черпать от этого радость, новые силы и уверенность в правильности избранного пути.

Хочется верить, что эта книга будет воспринята читателем как Новая Весть из Братства Света и сможет внести реальный вклад в великую работу Братства на благо человечества Земли.

Е.М.Егорова

Москва, ноябрь 2008г.

 Примечания

1). Здесь и в нижеследующей фразе термин «физический» следует рассматривать не как характеристику определенного класса явлений, изучаемых в естествознании, но более широко, как характеристику всех проявлений материи «физического мира», которые отличаются от проявлений материи высших, «нефизических миров».

2). Подчеркнем еще раз, что речь шла о восприятии в чистом виде одной из двух составляющих мысли – либо только сущности, либо только формы. Понятно, что в реальной жизни гораздо чаще могут встречаться случаи, когда человек может воспринимать обе составляющих, и здесь возможно бесконечное множество сочетаний соотношения разных способов восприятия и форм выражения мысли.

Литература

  1. Серебряная чаша. Выпуск М., Ариаварта-Пресс, 2005.
  2. М.Н. Егорова. О сокровенных истинах Учения Жизни. М, Прологъ, 2007.
  3. Н.Ковалева. Феномен сознания в Агни Йоге. М., Рипол Классик, 2007.
  4. Е.И.Рерих. У порога нового мира. М, Международный центр Рерихов, Мастер-Банк, 2000.
  5. Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И.Рерих. Рига, «Мир Огненный», 2003.
  6. Е.И.Рерих. Письма.ТТ.I-VII. М., Международный центр Рерихов, 2000-2007.
  7. Н.Рерих. Зажигайте сердца. М., Молодая гвардия, 1975.
  8. Е.П.Блаватская. Избранные статьи. Часть I. М., Новый Акрополь, 1994.
  9. А.Безант. Путь ученичества. М., «Сфера», 2000.
  10. Б.Н.Абрамов. Грани Агни Йоги. Т.Т. I-XIII. Предприятие Алгим, Новосибирск, 1993-1998г.г.
  11. Учение Храма. Т.4. М., «Сфера», 2004.
  12. Д.С.Шарма. Азбука индуизма. М., Ариаварта-Пресс, 2005.

Выдержки из текста книги

Напутствие

Из главы «Жизнь и труд Братства Света

  1.  Община духа
  2. Из истории Общины и Земли
  3. Цель Братства
  4. Законы жизни Братства

 

2. Выдержки из книги Р.Рудзитиса «Братство Грааля».  Пер. с латышского М.Пормалис  под ред. Л.Данилова.  Рига: Угунс, 1994.   

От редакции

«Братство Грааля  в  творчестве  Рихарда Рудзитиса — известного латышского поэта и писателя — .занимает  особое  место.  Это труд, которому он посвятил более двадцати лет и который в полном смысле этого слова сжигал его до последнего дня,  так и оставшись незавершенным.  По дневникам писателя видно, что он жил этой темой изо дня в день — и в пекле Второй  мировой  войны,  и  во  время пятилетней ссылки в Сибири,  и по возвращении в Ригу, когда болезнь шаг за шагом снедала тело,  но дух упорно искал земные слова для передачи самого Возвышенного. Это было одним-единственным  всепоглощающим стремлением ­сказать Слово о Братстве.

Работа над  этой  книгой  началась  в  середине  30-х гг.,  когда закостеневшие в догмах духовные пастыри,   новоявленные мессии, процветающие пророки и  так    называемые    эзотерики   всех мастей настолько преуспели в искажении святых понятий, составляющих основу всех мировых культур, что у здравомыслящих  людей  они  стали вызывать  лишь неприязнь и  аллергию. Унять  поток грубых и приземленных толкований — такова была цель Рихарда Рудзитиса,  когда он  приступал  к  освещению  этого сокровенного вопроса.

Удалась ли эта книга? Логический ум может найти в ней немало пищи для  критики.  Она  не  выдержана  в  едином  стиле;  временами стихия сердечного чувства затмевает необходимый ряд фактических обоснований. Но  в ней есть нечто, ставящее эту книгу в число лучших произведений такого  рода:  это тончайшее чувство той черты, за которой любая попытка описания  духовных истин низводит их до жалких пародий. Есть знание, которое непередаваемо общепринятыми способами. Сокровенное во все времена передавалось «от сердца к сердцу» — как легкое касание нежнейшей, затаенной струны души.  Величайшее искусство заключается в том, чтобы затронуть эту струну, не порвав ее и не получив в ответ визгливый, искаженный звук.    Рихард Рудзитис обладает этим даром. Он сохраняет равновесие между необходимостью описывать и не опошлить, обнародовать и и недосказать, намекнуть — и предоставить дальнейший поиск интуиции и сердечной искренности самого читателя. А внутреннее благоговение автора перед возвышенность того, о чем он пишет, красноречивее самых пространных разъяснений.

С этой точки зрения «Братство Грааля» является образцом подхода к этим темам и сегодня,  когда прорвавший все былые запруды поток словоизлияний вновь изобилует писаниями, отмеченными печатью безвкусицы и вульгарности.  Число истолкователей духовных реалий растет день ото дня, но само по себе желание как  можно  скорее  и  подробнее публично поделиться всеми своими познаниями в этой области отнюдь не является  признаком подлинной  духовности —  которая  единственная  дает  право говорить о Сокровенном.   Этот   глубочайший   пласт   жизни   далек от  экзальтированного восторга тех, кто  ослеплен внешним сиянием, и чужд  творчеству  составителей  пунктуальных  отчетов,  «кто  есть  кто»   в духовных  сферах.  Ибо, как сказано и повторено, при истолковании духовных истин  степень  подлинности обусловлена исключительно степенью чистоты сердца.  И с этой точки зрения труд «Братство Грааля» полностью  подтвердил  проницательность Е.И.Рерих,  так благословившей Рихарда Рудзитиса на воплощение этого замысла:

«Считаю, что книга эта не только полезна, но именно необходима… Ваше чувство красоты и присущая северным  народам  чистота  восприятия уловит  тончайшие  тона  и звучание Разума Света,  окружающего Обитель Всеобъемлющего Сердца.  Вы сумеете сочетать Торжественность и  Мощь  с нежнейшими оттенками.  Мы доверяем Вашему чутью, Вашему сердцу, Вашему устремлению к Вершинам прекрасного».

От переводчиков

Для настоящего издания, которому предшествовала частичная публикация на страницах журнала «Свет Огня» («Угунс»), весь труд был переведен заново М. Пормалис под общей редакцией Л. Данилова по наиболее полному варианту текста, предоставленному для этой цели хранителем личного архива писателя Гунтой Рудзите. При этом мы стремились использовать и все лучшее из имевшихся ранее переводов. (Ф. Осташовой и др.)

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ГРААЛЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ГОРЫ — ОБИТЕЛЬ БОГОВ

ЛЕГЕНДА О КИТЕЖЕ

ПРЕСВИТЕР ИОАНН

«ХРАМ ЖИЗНИ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ЛАО-ДЗИНА

ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

МАХАТМЫ — СТАРШИЕ БРАТЬЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

 

Комментарии запрещены.