ЛЕГЕНДА О КИТЕЖЕ

Известен также  цикл  легенд,  в  которых  и  обитель  богов,   и загробный мир располагаются в недрах гор или подземелье. Величественны предания народов о замках света,  ушедших под воду, но которым суждено некогда  подняться  вновь  и  принести  духовный свет всем живущим.  В некоторых легендах описывается целы подземный  город  святых,  живущий

очень активной духовной жизнью.  Вспомним популярную русскую легенду о граде Китеже  —  городе,  чудесным  образом  спасенном  от  татарского разорения. Когда татары, разбив русское войско, приблизились к Китежу, стоявшему на берегу Светлоярского озера, намереваясь захватить его, он ушел  под  землю  и  стал невидим;  и в таком состоянии он пребудет до «конца времен».  Град Китеж очистился и стал белым от слез, пролитых в страданиях   войны.   В      народе  живет  молва  об  активной  духовной

деятельности,  не прекращающейся в городе:  о колокольном звоне, время от  времени  раздающемся  из  подземных  храмов;  о благозвучном пении невидимого хора набожных старцев; о горящих свечах, которые отражаются в  водах вечно волнующегося чудесного озера.  Вот почему в стародавние времена народ ходил к Светлоярскому озеру молится  Богу,  с  искренней верой,  что  чистым  и  праведным  когда-нибудь удастся лицезреть этот невидимый град.  В нем грезился мир высшей действительности, тогда как этот мир наполнен заблуждениями и иллюзиями.

Немало свидетельств этой сокровенной веры  народа  сохранилось  в русской  литературе  дореволюционного периода.  В русском народе также жило тайное поверье,  что некоторым людям,  добродетельным  и  святым, удалось  посетить  благочестивых старцев Китежа.  Они принимают в свое братство только тех,  кто  заслужил  на  это  право  своими  духовными достижениями,  —  тех,  кто  с несокрушимым геройством сердца выдержал огненное испытание жизни.

В сове время среди верующих была широко  распространена  рукопись сочинения ХVII  века  «Послание  к  отцу от сына из онаго сокровенного монастыря, дабы о нем сокрушения  не  имели  и  в  мертвы  не  вменяли скрывавшегося от  мира».  Сын  пишет  своим  родителям,  чтобы  они не служили по нему панихиды,  как по умершему,  ибо он жив,  и  если  ему случится умереть, то родителям об этом сообщат.

«Аз живу  в  земном  царствии,  с  отцы святыми,  в месте поконе. По-истине,  родители мои,  и радость духовная,  а не телесная.  Сии бо святии отцы,  с ними же аз живу,  процветоша, яко крини сельныя (лилии полевые)…  и яко камение драгое… и яко древа не стареющиеся, и яко звезды  небесныя.  И  от уст их непрестанная молитва к Отцу Небесному, яко фимиам благоуханный…  И едва  нощь  приидет,  тогда  от  уст  их молитва  видима,  яко столпы пламенныя со искрами огненными,  и яко от месяца и звезд велий не токмо месту оному свет,  но и всей стране оной свет, яко молния. В то время книги честь или писать можно,без свещного сияния.  Иже  возлюбиша  Бога  всем  сердцем  и  всею  душою  и   всем помышлением своим,  тем и Бог их возлюби… яко мати любимого си чада, и что просят в молитве  своей  от  Бога,  все  подаст.  Иже  возлюбиша бозмолвие  и вся добродетели исправиша всем сердцем,  и Бог…  хранит их,  яко зеницу ока,  и покры их невидимо дланию  своею,  иже…  паче желают жития на небесах,  ниже богатство временное,  но паче возлюбиша богатство на небесах…» *1*

Это провидческое  письмо  Мельников-Печерский  положил  в  основу своего романа-эпопеи «В лесах» и «На горах», отразившего тягу простого народа   к   хранимому   граду.  В  другом  месте  он  же  высказывает знаменательное соображение,  что  Китеж,  по  народным  преданиям,  до погружения был братством богатырей,  общиной народных героев,  подобно киевской дружине при дворе  князя  Владимира,  но,  конечно,  в  более глубоком смысле.

В связи с этим вспомним величественную опер Римского-Корсакова, в которой  град Китеж,  сокрытый от нашествия татар и ушедший под землю, изображен как  «страна  неизреченного  Света»,  куда  попадает  мудрая благодетельная  девица Февронья,  потому что она «посвятила Богу Света три своих сохраненных дара:  кротость  голубя,  благородство  любви  и слезы  страдания».  Своего  жениха  князя  Всеволода  она  учит любить каждого человека,  кем бы тот ни был, грешником или праведником, ибо в каждой  душе  отражается  искра  божественной  красоты.  Если  человек страдает, тем более нужно его обласкать, окружить небесной радостью.

В русском  же  народе  жило  немало и других преданий о невидимых городах и  монастырях,  звон  колоколов  которых  доносился  до  слуха верующего в тихие летние ночи.  Таковы, к примеру, сказания о Млевских монастырях (Тверская  губерния),  ушедших  под  землю,  но  в  которых

продолжают  жить  святые отшельники;  о чудесных старцах Малого Китежа (Городец),  которые  ранним  утром  выходят  из  Кирилловой   горы     и

показываются  богобоязенным  странникам,  и т.д.  Подобна им алтайская легенда о народе чудь,  не пожелавшем потерять свободу. «Ушла чудь под землю  и  завалила  проход каменьями…  Только не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди  из  Беловодья  и  дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами».  *2* По пермским (коми)  сказаниям,  чудь  была  народом героев-богатырей.

Эти легенды и подземных городах тесно связаны с  фантастичными  и сказочными   легендами   Востока   об   Агарте  —   городе  знания  и

духоразумения, находящемся под землей, где обитают мудрейшие из людей, одаренные  вечной юностью и увенчанные божественной мудростью.  К этой легенде мы еще вернемся.

*1* — Мельников-Печерский.  Полное собр.  сочинений.  Т.ХIII, М., 1898, с.38-39.

*2* — Н.Рерих. Сердце Азии. Southbury, 1929, с.113.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *