МАХАТМЫ — СТАРШИЕ БРАТЬЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Если сознание Европы в последние столетия,  по существу,  хранило молчание о Братстве Грааля,  если и на Востоке  о  нем  знали  лишь  в тайниках  сердца  и по легендам или редким полуисторическим сказаниям, то в  наше  время  вновь  и  вновь  появляются  вести  о  нем,  иногда случайные, а иногда и сознательно утверждаемые. Не окончился ли теперь это долгий период молчания?  — Учения Востока говорят,  что теперь, ан пороге  новой  ступени  сознания  человечества,  Братство решило вновь явить свой лик — показать народам Земли,  что оно существовало испокон веко  и  до  завершения  эволюции планеты неизменно будет пребывать на своем высоком  дозоре  во  благо  восхождения  человечества,  как  его незримый Друг и Воспитатель.

Первым человеком,  открывшим  западному  сознанию   существование Братства, была  основательница  теософского  движения  Елена  Петровна Блаватская, которая  своим  грандиозным  трехтомным   трудом   «Тайная Доктрина» [56]  (русск.  перевод  —  [48]),  катехизисом эзотерической науки, дала   фрагмент   Космического   Знания   Братства,   доступный современному уровню сознания. Этой новой необычайной вестью знания был заложен краеугольный камень храма Науки грядущей эпохи.

В связи   с   нынешним   более   высоким,   в   среднем,  уровнем интеллектуального развития человечеству становится доступной часть тех высших  истин,  которые  в  древности  открывались  лишь посвященным в мистериях,  или же великими Учителями  своим  ближайшим  ученикам.Ради ускорения  развития  человечества совершенно необходимо,  чтобы точная наука наших дней,  используя опыт и методы эзотерической науки, начала исследовать эту область непостижимо тонких и все же, быть может, самых реальных энергий,  называемых духом или психической энергией, и вместе с  тем  могла  бы  доказать также существование иного,  Тонкого мира и непрерывность человеческого сознания.

Во-вторых, ради эволюции человечества особенно важно, чтобы наука пришла к подлинному пониманию строения  Космоса,  что  преобразило  бы сознание людей  Земли и укрепило бы их на сотрудничестве с Космическим законом и Высшими Мирами.

Основополагающий, но  неоконченный  труд  Блаватской  был в нашем веке продолжен тем новым Учением или наукой,  которую  называют  Живой Этикой или Агни Йогой [1, 3-6, 14, 21, 22, 27-29, 32, 44].

Принесенная в мир Е.П.Блаватской  и  ее  ближайшими  учениками  и сотрудниками  чрезвычайная  весть о высшем Центре Знания,  об Учителях человечества — Махатмах,  поразила и вначале  даже  ослепила  человека западной  культуры,  привыкшего воспринимать все сквозь призму анализа или   даже    скептицизма.    С    огненным    мужеством    Блаватская свидетельствовала, что где-то на Востоке, под сенью недоступных вершин Гималаев, обитают самые возвышенные Существа, принадлежащие к Светлому роду  Великих  Душ  и  Адептов  человечества;  что Они достигли полной власти над своей низшей природой и,  не связанные свойствами и рамками «человека   во   плоти»,   пребывают   там   исключительно  для  блага человечества;  что Им присущи  самые  обширные  и  глубокие  знания  и величайшая  полнозвучность  жизни;  что  Они — те великие Посвященные, Наставники человечества,  от которых мы получили и неизменно  получаем познания высшей истины.

В свое время в теософской  литературе  Англии  и  Америки  немало обсуждался  этот  иерархический  принцип.  Но  если сознанию Запада он казался чем-то совершенно новым,  даже спорным, для духовного сознания Востока  он  был  не  более необычен,  чем воздух,  которым оно дышим. Насколько глубоко лучшие сердца Востока были уверены  в  существовании Учителей высшего Знания,  показывает яркий пример, о котором упоминает Е.Писарева в труде о Блаватской ([34],  с.40):  в связи  с  обвинением Блаватской  в  фиктивности  ее  общения  с  будто  бы  несуществующими Учителями Мудрости,  в американской газете «Boston Courier» за 18 июля 1886   г.   появился  протест,  подписанный  70  пандитами-учеными  из Негапатама,  колыбели знатоков древних религиозных учений  Индии.  Эти ученые  мужи  утверждали,  что  Махатмы ни в коем случае не измышление Блаватской,  но Высшие Существа,  в  существование  которых  никто  из просвещенных  индусов  не  сомневается  и  которых  «знали наши деды и прадеды и с которыми и в настоящее время многие индусы,  ничего общего с  Теософским обществом не имеющие,  находятся в постоянных сношениях. Мы владеем многими средствами для  доказательства  достоверности  этих фактов, но у нас нет ни времени, ни охоты доказывать это европейцам»*. Эту статью затем перепечатали многие газеты в разных странах.

* См.также:  Желиховская  В.П.  Е.П.Блаватская и современный жрец Истины. СПб., 1893. С.85-6. — Примеч. пер.

Также ближайшие   друзья   и  последователи  Е.П.Блаватской  были

свидетелями тому,  что жизнь ее самой, после того как она приняла чашу своей  великой  миссии,  была,  можно  сказать,  непрестанным духовным общением со Старшими Братьями человечества и что Махатмы  неоднократно посещали  ее лично в физическом теле,  о чем в свое время рассказывали многие европейцы и индусы  в  своих  воспоминаниях.  Она  получила  от Махатм  множество писем,  часто феноменальным образом,  а также и иные знаки дружбы и указания,  и самое яркое тому свидетельство  —  это  ее Доктрина,  созданная  вместе  с  Великими Духами.  Уже в детстве она с глубочайшим  чувством  рассказывала  о  том,  как  перед  нею  нередко появлялся  величественный  облик  индуса  в белой чалме,  которого она знала так хорошо,  как и своих близких,  и который неоднократно спасал ее в    минуты            опасности    ([34],    с.33).*    Эта   пламенная подвижница,героический  дух   великой   бесстрашной   воли,   осталась преданной  своему  Учителю «до последнего своего вздоха»,  несмотря на невероятные препятствия,  жестокие нападки и ужасные страдания.  Жизнь ее  шла стезею напряженного труда и жертвы,  ибо,  как верная ученица, она  исполняла  волю  своего  Гуру.  Ее  огромные  заслуги  во   благо человечества и по сей день совершенно не оценены.

* Ее ученик Синнетт описывает случай из последнего периода  жизни Блаватской, когда в Бомбее она так тяжело заболела, что была уверена в своем уходе.  Тогда  она  получила  приказ  немедленно  отправиться  в Гималаи,  через границу Сиккима,  в Ашрам Учителей,  откуда она спустя три дня вернулась выздоровевшей ([92], с.152-5).

Во время  жизни  Блаватской  некоторые  из  Махатм  появлялись  в физическом теле и перед несколькими другими ее  сотрудниками,  конечно заслужившими    это.   Сохранилась    благоговейно-трепетные   рассказы очевидцев.

Приведем здесь  некоторые  из  них,  оставленные  нам  как высоко интеллектуальными,  так и глубоко духовными людьми, правдивости слов и экстатической силе убежденности которых мы не можем не верить. Все они говорят о том, что эту краткую встречу с Махатмой, своим Учителем, они переживали  как  миг  высочайшего  блаженства своей жизни,и притом как самую истинную, бесспорную реальность.

Генри Олькотт,  второй из  основателей  Теософского  общества.  в своих воспоминаниях  так  описывает  самое  значительное событие своей жизни:

«…Я повернул голову, и от изумления книга выпала у меня из рук: надо мной возвышалась статная фигура человека Востока, в белом одеянии и янтарно-желтом полосатом головном платке или тюрбане,вышитом шелком. Длинные, черные как смоль волосы ниспадали из-под тюрбана до плеч; его черная борода, разделенная по обычаю раджпутов у подбородка, вилась по краям и доходила до ушей;  в глазах его горел огонь духа,  и взгляд их был одновременно приветливый и пронизывающий,  —  глаза  наставника  и судьи,  но  с  любовью отца смотрящие на сына,  которому нужен совет и руководство.   Его         облик   был   столь   величественным,   настолько преисполненным нравственной силы, столь лучезарно духовным и настолько превосходящим обычного человека,  что я смешался в Его присутствии — и преклонил голову и опустился на колени, как это делают перед Богом или существом,  подобным Богу.  Его рука  слегка  осунулась  моей  головы, мягкий,  но  сильный  голос  велел мне сесть,  и когда я поднял глаза, Посетитель уже сидел на стуле по ту  сторону  стола.  Он  сказал,  что пришел  ко  мне  в критический момент,  когда я нуждаюсь в Нем;  что к этому  привели  меня  мои  действия;  что  только    от   меня   самого зависит,будем  ли  мы  часто  встречаться  в этой жизни как сотрудники общего  блага;  что  большая  работа  должна   быть   выполнена   ради человечества и что я имею право участвовать в ней,  если пожелаю;  что таинственная связь,  которую сейчас не время объяснять мне, свела меня и  мою  единомышленницу,  —  и  эту  связь нельзя разорвать,  какой бы напряженной она временами ни была. Он рассказал мне о некоторых вещах, касающихся  Е.П.Б.,  —  их  я  не вправе повторять,  — а также обо мне самом,  что не имеет отношения к другим.  Я не могу сказать, как долго он  оставался:  возможно,  полчаса,  а  может  быть  и час,  — мне это показалось одной минутой,  настолько я не замечал,  как  летит  время. Наконец  Он  поднялся,  Я  был  изумлен Его высокому росту и странному сиянию,  исходившему от Его лица,  — это был  не  наружный  блеск,  но мягкое свечение,  так сказать излучение внутреннего света — свет духа. Внезапно  мне  на  ум  пришла  мысль:  «А  что  если  все   это   лишь галлюцинация? Что если это Е.П.Б. загипнотизировала меня? Вот если б у меня остался какой-нибудь вещественный предмет, который бы подтвердил, что  Он действительно был здесь;  что-нибудь такое,  что можно было бы подержать в руках после того, как Он уйдет!» С доброй улыбкой Учитель, как   будто  читая  мои  мысли,  размотал  «фехту»  со  своей  головы, благожелательно поприветствовал меня на прощание и — исчез:  стул  его был  пуст;  я  был один в своем душевном волнении!  И все же не совсем один,  ибо на столе лежал вышитый головной  платок  —  вещественное  и прочное   доказательство,   что  меня  не  околдовали  и  не  сглазили физически,  но что я находился лицом к лицу с одним из Старших Братьев человечества,  с  одним  их  Учителей  нашей  нерадивой незрелой расы» ([79], с.379-80; [58], с.21-3).

Вот что  пишет   индус   Дамодар   Маваланкар,   человек  редкой преданности и самоотверженности духа  и  тончайших  душевных  качеств. будучи  родом  из  гордой  и  богатой  семьи браминов,  он добровольно отказался от своей касты и богатств,  чтобы как  можно  лучше  служить Учителям. Еще в юности ему, больному горячкой и лежащему при смерти, в видении являлся возвышенный и добрый Учитель, сказавший ему, что он не умрет и что его ждет благой труд.  Также поразительна была преданность Дамодар  Блаватской,  малейшее  желание  которой   он   принимал   как неукоснительный  приказ.  Несколько  раз  он  встречал своего любимого Учителя лицом к лицу. Однажды он внезапно исчез с того места, где жил, — рассказывает о нем Клод Брэгдон, — и вернулся обратно после 60 часов отсутствия: » Он побывал в Ашраме своего Учителя, пройдя там известную подготовку.  Он ушел туда тонко сложенным, бледным, похожим на ученика юношей,  хрупким,  робким и застенчивым.  Когда он вернулся, бронза на его  лице  оливкового  цвета  стала  несколькими оттенками темнее;  он выглядел сильным,  выносливым и ловким,  смелым и энергичным. Перемена была  разительна,  что  друзья  едва  признали  его.  Вот  как  сам он описывает пережитое:

«…Мне посчастливилось  быть  позванным  и  получить  разрешение посетить святой Ашрам,  где я провел несколько дней  в  благословенном обществе  нескольких  Махатм Гимавата и Их учениов.  Там я встретил не только своего любимого Гурудэва вместе с учителем полк. Олькотта, но и нескольких  других  членов Братства,  включая одного из Высочайших.  К сожалению,  в высшей степени  личный  характер  моего  посещения  этих трижды благословенных мест не позволяет мне рассказать об этом больше. Достаточно и того,  что место,  которое мне было  разрешено  посетить, находилось  в  Гималаях,  а  не  в  какой-нибудь фантастической Стране вечного лета,  и  что  я  созерцал  своего  Учителя,  будучи  в  своем физическом  теле,  и  Он был совершенно таким же,  каким я видел Его в первые дни моего ученичества. И так я лицезрел своего любимого Гуру не только как живого человека, но и воистину юношей в сравнении с другими Садху в этом благословенном обществе…  На другой  день  после  моего прибытия  мне  было разрешено беседовать с моим Учителем больше часа»» ([65], с. 456-7; [58], с.33-4).

Еще один  пример  огненной  преданности  духа  — Рамасвир,  также ученик Блаватской, который в письме к своему другу описывает встречу с Гималайским Махатмой.  Услышав голос своего любимого Учителя, зовущего его ставить все и следовать за Блаватской,  он, не теряя ни мгновения, тотчас же отправился в путь, ибо этот Голос был для него «божественным звучанием в природе, и приказ его — безотлагательным». Когда он прибыл в  Бомбей,  Блаватская  в  это время уже отправилась дальше и достигла Дардждлинга,  близ границы  Тибета,  где,  по  всей  вероятности,  уже встертились  с  Гималайскими  Махатмами.  Готовясь  снова в дальнейший путь, она не хотела, чтобы ее беспокоили, и никого не принимала, в том числе  и  Рамисваира.  В  отчаянии  он  решил,  какая бы судьба его не постигла, перейти границу Тибета, найти своего Гуру или же погибнуть в поисках  его.  Один,  в одежде паломника,  почти без средств,  не зная языка и не имея разрешения  на  переход  границы,  он  отправляется  в опасный путь, решив достигнуть средней части «запрещенной зоны», зная, что случись с ним  что-нибудь,  и  никто  не  сможет  ему  помочь.  Он пробирался   все   глубже   в  область  Сиккима,  вокруг  простирались непроходимые джунгли, и не раз н пути ему встречались хищные звери. Но сердце его было настолько преисполненно желанием найти своего Гуру,  и сознание его было так сосредоточено на единственном облике,  что ни на мгновение  не  поддался  он  страху,  ни беспокойству.  В пути он едва избежал смерти,  но великое упование на Высшую Волю спасло его от руки разбойника.

И наконец,  вблизи границы Тибета,  он увидел  божественное  чудо своего сердца,  Того,  кого  сердце его так беззаветно искало.  Он так описывает эту встречу:

«Я думаю,  время  было  между  восемью  и девятью часами утра.  Я направлялся по дороге в один из городов Сиккима, где, как меня уверяли встречные,  я  мог  бы  легко перейти тибетскую границу в своей одежде паломника,  когда вокруг  увидел  одинокого  всадника,  мчавшегося  по направлению  ко  мне.  По  его  статной фигуре и ловкости,  с какой он управлял лошадью,  я подумал,  что это,  должно быть,  один из военных офицеров сиккимского раджи. Значит, все кончено. Сейчас он спросит мой паспорт и поинтересуется,  по  какому  делу  я  прибыл  на  территорию независимого Сиккима,  быть может даже арестует меня и вышлет обратно, если не того хуже.  Когда он приблизился ко мне,  он  осадил  коня.  Я взглянул  на  него  —  и  мгновенно узнал Его…  Благоговейный трепет охватил меня,  ибо я стоял перед Махатмой — перед ликом моего высокого Гуру,  которого  я  раньше  видел  в  Его  тонком  теле.  Это  был Он, «Гималайский Брат»!..  В тот же миг я простерся на земле у Его ног.  Я поднялся  по Его приказу и,  тихо глядя на Него,  совершенно забылся в созерцании Его лика, который я так хорошо знал по портрету… Я не мог ничего   сказать:         радость   и   благоговение   лишили   меня  языка.

Величественность Его Облика, который казался мне олицетворением мощи и мысли,  внушала мне восторг и благоговейный страх. Я находился лицом к лицу с Махатмой  Гимавата,  и  Он  не  был  мифом  или  же  «созданием воображения  медиума»,  как  сказали  бы скептики.  Это не было ночным сновидением,  ибо время было между  девятью  и  десятью  часами  утра. Солнце  сияло  и было молчаливым свидетелем происходящего.  Я вижу Его перед собой во плоти и крови,  и Он  говорит  со  мной  с  добротою  и мягкостью. Мог ли я ожидать большего? От избытка счастья я утратил дар речи, и прошло некоторое время, прежде чем я смог произнести несколько слов, ободренный Его благостными словами…

Когда прошли первые мгновения удивления и восторга и я успокоился и свыкся с происходящим, мы долго беседовали с Ним… Он сказал, чтобы я терпеливо  ждал,  если  хочу  быть  принят  в  ученики;  что  многие предлагали   себя   в  кандидаты,  н  лишь  очень  немногие  оказались достойными…

И теперь,  когда  я  видел  Махатму  во  плоти и слышал Его живой Голос, пусть никто не осмелится сказать мне, что Братья не существуют. Теперь  будь  что  будет, никакая  смерть,никакая месть врагов не могут меня устрашить, ибо я знаю то, что знаю!»

* * *

Закончим наш труд одухотворенной поэзией из книги «Братство»: «Странники могут  постучаться.  Странники  могут сказывать о том, что за дальними пустынями,  за горами, за снегами в несменном служении пребывают Великие Души.

Странники не  скажут,  были  ли  они  в  Обители.  Странники   не произнесут  слово  Братство,  но  каждый  слушатель  поймет,  о  каком Средоточии Знания  говорится.  Сеятели  добрые  идут  по  миру,  когда содрогается человечество.

Люди хотят слышать об Оплоте,  о Твердыне. Если они и не дослышат об  уставе,  они  все  же  окрепнут от одной вести,  что жива Твердыня Знания. Лотос сердца трепещет от приближения сроков.

О существовании Братства радуйтесь!» (610).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *