О представлении Учения Жизни как идейного течения в общественном сознании. Обоснование и план этого направления работы семинара.
1. Вначале я чувствую необходимость кратко пояснить – для тех, кто меня не знает или знает недавно, — над чем я работала раньше и что мне удалось создать полезного из публикаций, которые появились благодаря тому высокому Знанию, которое я называю сейчас Учением Жизни.
2. Я познакомилась с этим Учением в 1979 г. благодаря своей маме, М.Н.Егоровой. Сначала она принесла письма Е.И., потом Братство, потом к нам пришла Т.Д. и далее другие Источники, как теософские труды, так и книги Ж.Э. и близкая к ним литература. И с тех пор внутренняя жизнь наша изменилась и мы обе стали работать, каждая по-своему, стремясь улучшить себя и принести пользу другим, и я думаю все здесь понимают, что я имею в виду. Моя работа шла параллельно в двух направлениях – плановая научная работа в академических Институтах и попытки осознать и применить Учение где только возможно – и в жизни и в науке. На своей «основной» работе (хотя на самом деле основной была работа именно с Учением) я примерно 20 лет занималась исследованиями механизмов взаимодействия биологических мембран (биоэлектрохимия, Институт электрохимии), далее перешла на другую тему и последние почти 20 лет занимаюсь синтезом и исследованием биологической активности наночастиц металлов. В этих двух частях своей основной работы я сделала кое-что действительно полезное; из последних публикаций наиболее значимой можно считать монографию «Биологические эффекты наночастиц металлов» 2014 г. и ее английский перевод, опубликованный в престижном западном издательстве в 2016 г.
3. С самого начала я воспринимала теософию и учение Ж.Э. как единую систему мысли, единое знание; на слайде «Мои труды» показаны основные результаты моей работы для воплощения этого Знания в жизни и в науке. Это статьи и доклады на конференциях – в основном в Дельфисе и в МЦР, и несколько книг: 2 перевода с английского «Азбука Индуизма» Д.С.Шармы и «Новая Наука о жизни» Р.Шелдрейка (она печаталась сначала по главам в Дельфисе, потом вышла отдельной книгой), обе изданы в 2005 г. В 2006 г. вышла моя собственная книга «О близости Высших Миров или на пути к Новой науке», где были высказаны мои представления о том, что нужно делать для преодоления ограниченности действующей научной парадигмы (в основном речь шла о проблемах биологии и пограничных с ней наук). В 2009 г. была опубликована книга «Послания Братства в Россию. 1995-1999», это записи сообщений из того же Источника, откуда были получены и предыдущие части этого единого Знания; здесь я участвовала как составитель и автор вступительной статьи. Я хотела бы выразить благодарность руководителям тех изданий, с которыми мы с мамой а теперь я одна долго и плодотворно сотрудничали, — Н.А.Тоотс (гл.ред. «Дельфиса») и О.Г.Болдыреву, директору издательства Прологъ Три книги из этих 4-х (кроме Шелдрейка) были изданы этим издательством, наша совместная работа продолжается и сегодня.
Мои труды
4. Теперь коротко о том, что я понимаю под Учением Жизни и почему я считаю важным вести работу, необходимую для оформления идейной основы этого Учения. Иначе говоря, речь идет о том, чтобы определить и обосновать основные позиции, которые могут представить это Учение как идейное течение в общественном сознании и которые можно утверждать и отстаивать в печати и в различных дискуссиях.
5. Под Учением Жизни я понимаю основные Источники, которые показаны на слайде 1. Как мы все понимаем, в широком смысле Учение Жизни есть Знание Действительности — о том, как устроены мир и человек, какова главная цель его земной жизни, его роль в эволюции нашей планеты, возможности его дальнейшей эволюции в беспредельности Космоса – это Знание давалось нашему земному человечеству в разные периоды его истории. Оно давалось в разных формах, через разных носителей Знания, и в нем делались разные акценты, в соответствии с состоянием сознания человечества. Сейчас наиболее близкие для нас, для современного сознания, те Источники этого Знания, которые давались за последние примерно 140 лет – начиная с теософии ЕПБ, далее Учение Храма, Учение Живой Этики (книги Учения, письма Е.И.Рерих, многотомное издание «Записи Учения Живой Этики»), Грани Агни Йоги и «Послания Братства в Россию». Кроме этих основных Источников, сюда можно отнести и другие, тесно связанные с ними Источники, такие как Письма Махатм, «Устремленное Сердце» (записи Б.Н.Абрамова и его собственные произведения), а также работы многих учеников и последователей, которые были изданы за эти годы.
Слайд 1
6. При всем многообразии сведений, советов, наставлений, содержащихся в этих Источниках и выраженных в различных формах, несомненно то, что здесь мы имеем дело с определенным мировоззрением, с определенной системой представлений о мире, которую можно назвать Учением Братства Света. В последнем по времени из названных источников, именно в «Посланиях Братства в Россию. 1995-1999», дано несколько определений Учения Братства, в которых отражены его характерные черты. В том числе оно названо Доктриной Синтеза; мне наиболее близко это определение и я буду его использовать далее, наряду с Учением Жизни, Учением Братства или просто Учением. В конце доклада я остановлюсь на особенностях этого Учения, как они описаны в «Посланиях Братства» самими авторами — Высокими Учителями Братства Света.
7. Теперь о том, почему я считаю важным выразить систему представлений Учения в виде некоторой совокупности принципов, то есть, сформулировать идейные позиции Учения Братства.
8. Первая и главная причина этого – ясное понимание того, в каком опасном, тяжелейшем положении находится сейчас Земля, и все человечество, и насколько велика в этом роль человеческого сознания. Об этом было много сказано в книгах Учения Живой Этики, в письмах Е.И. и в Гранях Агни Йоги, но особенно сильно выражен весь ужас нашего настоящего положения в «Посланиях Братства в Россию». Я приведу сейчас несколько выдержек из этой книги, которые показывают, как Братство Света оценивает состояние Земли и ее человечества. Это из записей 1999 г. Далее цитирую:
9. (20.02.1999) «Степень разложения достигает на Земле критической черты, губительные нападения темных, их страшный диктат уже разрушил многие естественные защитные барьеры Земли, охраняющие ее от гибели.
Напряжение достигает опасных границ, за которыми начинается уже неуправляемый процесс хаотического распада планетарных связей.
Близость космического огня, его исторгаемые энергии способны разрушить ветхие постройки человечества. Мы не боимся разрушения в известных границах, не затрагивающего основ планетного единства. Но необратимый распад, захватывающий все сферы планетного построения, будет иметь катастрофические последствия для Земли, ее человечества и всего космического окружения. Мы стремимся остановить близящуюся катастрофу». (Стр.88)
(21.04.1995) «Незнание законов Мироздания всегда было труднейшим тормозом для развития сознания на Земле. Незнание, переросшее и перерастающее в невежество, отвращает миллионы от реальной жизни, замыкая кругозор человека на узком мирке земных сиюминутных забот. Наша боль и тревога за человечество не дают Нам права отступать перед возможной гибелью Земли, такой возможной сейчас, как никогда. Никто даже не подозревает о том, как быстро стихии расправляются с хрупкими скорлупками цивилизаций. Все самодовольство и гордость атлантов и лемурийцев давно погребены среди толщ земных» (стр.104)
(17.01.99). «Человечество на краю пропасти, в которую оно даже и не желает заглянуть.
Все происки темных, все их безумные натиски в первую очередь нацелены на людское сознание. …Темная опасность страшна и заразительна, а при бедности и скованности мысли человечество просто беззащитно перед темными полчищами.
Скованное сознание никогда не видит даже относительной реальности происходящего на земле. Оно занято либо собой, либо свои окружением, платя необходимую дань семье, коллективу и государству. Оно опутано множеством нитей, обязанностей, традиций, привычек. И оглянуться, остановиться в вечной спешке ему нет времени». (стр.135).
«…Процесс освобождения сознания, конечно, будет долог и мучителен. Его невозможно будет пройти без потрясений, потому что старый мир и старая мысль очень опутаны невежеством темным. Только испытания способны пробудить спящее сознание, только натиск стихий может дать человечеству последний шанс великого подъема». (стр.137)
(22.01.99) «Мы не желаем гибели Земли. Мы не желаем разрушения ни одной человеческой жизни, но весь ход мировой истории ясно указывает на близость великих потрясений. Невозможно искусственно поддерживать рукотворный человеческий «рай», в особенности если этот «рай» приносит столько страданий как своим создателям, так и всему земному миру. Невозможно ради сиюминутного блага нарушать Благо Всеобщее, не замыкающееся только на Земле и предназначенное не только Земле, но и всему Космосу.
Ради спасения жизни Мы ищем пути для человеческого сознания и видим всю неизбежность и необходимость потрясений – необходимость трагическую, но сейчас именно важнейшую, неизбежную». (стр. 158).
(13. 03.99) «Земные перемены грандиозны, могучая энергия просится наружу, чтобы совершить свою великую работу. Будущее Земли всецело зависит от человечества, его выбора. Выбор пути невозможен без осознания великой цели, ради которой необходимо движение». (стр.148).
10. Итак, нужно отдавать себе ясный отчет в той реальности, в которой мы сейчас живем, в причинах потрясений разного рода и разного масштаба, которые происходят в разных странах мира, и которые переживает и наша страна. И нужно иметь мужество признать, что великое переустройство земного мира, то есть жизни нашей планеты и нашего человечества, началось и этот процесс, во-первых, необратимый, во-вторых, очень болезненный, и очень длительный, и в-третьих, он все время ускоряется, как мы видим из событий по крайней мере последних десятилетий. И нельзя питать иллюзий, что можно продолжать оставаться в той инерции более спокойной жизни и каждодневных забот и пребывать в основном в роли пассивного наблюдателя, в уверенности, что в итоге все как-то само собой образуется и жизнь снова войдет в более спокойное русло, будет достигнуто равновесие и состояние устойчивого развития. Нужно, наверное, как можно глубже, сердцем почувствовать эту грозную реальность и чтобы это чувство заработало в сознании. Тогда в нем появится мысль, что для того, кто считает себя последователем Учения Братства Света, кто нашел для себя внутреннюю опору в Знании Действительности, которое дает это Учение, нет сейчас более важного и более спешного дела, чем работа для пробуждения сознания людей, для освобождения сознания от пут, порожденных невежеством и усилиями тьмы, для внедрения в умы этого Знания, в котором спасение.
Людям нужно Знание Действительности, и поэтому велика ответственность тех, кто имеет это Знание, за передачу его людям, для утверждения (укоренения) в их сознании Основ Жизни, Основ миропонимания, спасительных и для нашей страны и для всего человечества.
11. Вторая причина побуждающая меня к работе по оформлению идейной основы Учения – это явно выраженная потребность нашего общества в объединяющих идеях, в нравственных ориентирах, в четком определении смысла существования и развития государства, целей, которые оно ставит, понятных и приемлемых для большинства граждан. Таких, ради которых стоит претерпевать трудности, бороться с врагами, приносить жертвы. И в печати, и на телевидении, при обсуждении самых разных вопросов все более очевидной становится эта острая потребность в надежной, реально дееспособной идеологии, на которую можно опереться в настоящем в решении наших бесчисленных проблем, и которая дает надежду на лучшее будущее. И в то же время все более очевидной становится неспособность власти такую идеологию предложить.
Такое положение особенно опасно для нашей страны, поскольку она является мишенью для непрерывных атак тьмы и ее различных орудий. Эти атаки ведутся по всем направлениям, во всех сферах жизни, но главное поле борьбы – это борьба идей. Нам хорошо известно, почему тьма так стремится уничтожить именно Россию. И сейчас нам жизненно необходима великая, прекрасная, и в то же время реально осуществимая идея, которая не обманет, которая способна дать людям силы для победы над тьмой в разных ее проявлениях, для преодоления внутренних противоречий, мобилизации всех сил – и каждого человека и всего общества. Идея, которая способна вдохновить и объединить огромное большинство граждан, зажечь в их сердцах веру в силу знания, добра, красоты и вывести их на путь Света.
12. Третья причина – это результаты моих исследований механизма воплощения идей и их восприятия человеческим сознанием. В этих исследованиях использовались предложенное мной ранее представление сознания как совокупности вибраций, сведения о магнетизме мысли, имеющиеся в Учении, а также некоторые данные современной науки о магнитных свойствах вещества. Результаты были обнародованы в моих докладах и публикациях в журнале Дельфис и в Трудах семинара МКК. Из них следовало, что воплощение идей осуществляется через преобразование внутренней структуры человеческих сознаний, которое происходит в результате магнитного взаимодействия, а именно, переориентации элементов сознания под действием магнитного поля идеи или ее носителей, обладающих частью магнетизма идеи. Таким образом, выяснилось, что работа по распространению и воплощению Идей Братства может быть поставлена на научную основу и тогда появляется уверенность в том, что она принесет вполне реальные следствия.
13. Четвертая причина – осознание бесперспективности научной работы в рамках действующей официальной парадигмы, которая рассматривает человека как только физическое существо и все высшие составляющие человека (душа — эмоции, интеллект, духовность) как производные от процессов в веществе организма, так что сознание считается продуктом высокоорганизованной материи, то есть мозга. Этот догмат современной академической науки противоречит многим экспериментальным свидетельствам, а в части, касающейся исследований высших функций человека, приносит вред, особенно в биологии и медицине, и делает здесь бессмысленными огромные затраты сил и средств, в то время как действительно полезные исследования не могут развиваться.
Я знаю об этом по собственному опыту, поскольку много лет занималась исследованиями механизмов биологических процессов в Институте электрохимии РАН, а последние 10 лет работаю в академическом Институте медицинского профиля, где занимаюсь исследованиями биологических эффектов металлических наночастиц для создания новых лекарственных средств. Мне давно уже ясно, что необходимо переломить этот догмат, пустивший глубокие корни в сознании ученых, для того чтобы наука могла приносить реальную пользу. Необходимо пересмотреть и расширить действующее представление о человеке в том числе и потому, что именно на таком ограниченном, узко-материальном, вещественном представлении, в конечном счете, основаны все дискуссии о событиях прошлого, об актуальных проблемах современной жизни, о будущем нашей страны, об изменениях в мировом масштабе, о целях развития человеческого общества.Очевидно, что люди не способны правильно, разумно, справедливо устроить свою жизнь в настоящем и создать обоснованную стратегию движения в будущее, если они не понимают, что в действительности представляет собой человек. Но пересмотреть и расширить действующее представление о человеке возможно только на основе Знания действительности, и это Знание дает Учение Братства.
14. Идеи Учения необходимы людям, и нужно, чтобы они обсуждались и работали на уровне общественных дискуссий – в печати, на радио и телевидении – наравне с другими идеями, претендующими на роль объединительных для России, на роль идеологической основы российского общества, необходимой для достижения единства государства и определения стратегии его развития. Но для этого нужно, чтобы эти идеи можно было представить как идеологию, то есть, в виде системы принципов или положений, выражающих определенное мировоззрение. И соответственно, нужно, чтобы эта идеология выражала убеждения определенной части общества, в данном случае последователей Учения.
15. Таким образом, еще одна, пятая причина – это необходимость объединения участников рериховско-теософского движения, на основе единого мировоззрения, которое выражено в Учении Братства. Под словом «объединение» я не имею в виду какую-либо новую организацию, но я подразумеваю здесь единение в духе и сознании (по известному выражению Е.И.Рерих). Фактически речь идет об определении (формулировании) положений, выражающих основные идеи Учения, сведении их в один документ, и достижении согласия с этим документом разных групп или индивидуальных последователей, входящих в это сообщество.
16. Из всего этого следует то, что является, на мой взгляд, главной задачей последователей Учения Братства (слайд 2) – формирование идейного фундамента Учения как определенного направления мысли в общественном сознании и утверждение его реальной пользы для решения назревших проблем нашей жизни и определения стратегии развития государства. Я здесь сразу хочу подчеркнуть, что я понимаю под этим не цитирование трудов ЕПБ, Учения Ж.Э., Граней А.Й. и других известных Высоких Источников, но именно создание научно-обоснованной идеологии, опирающейся на основные положения Учения. Я считаю особо важным научное обоснование позиций Учения, поскольку это дает возможность рассматривать их не как чисто декларативные утверждения, но как выражение определенной системы знания. Понятно, что речь идет о большой работе, которая требуется прежде всего от ученых, разделяющих идеи Учения, но, конечно, и от всех последователей Учения, желающих приложить свои силы в этой работе.
Слайд 2
17. Последний год я выступала в разных аудиториях с докладами или краткими сообщениями, в которых говорила о необходимости начать такую работу и предлагала вести ее по определенному плану. Это было, на нескольких семинарах, на конференции Дельфиса и на Круглом столе в Общественной палате (апрель 2016 г.), об этом же отчасти шла речь в моем докладе на конференции в СПб (октябрь 2016 г.) Сегодня я представлю общий план работы по формированию идеологии Учения, объясню цель работы семинара в этом полугодии и логику той последовательности докладов, которая обозначена в расписании.
В качестве предварительного варианта для обсуждения идеологии Учения я предложила основные составляющие или принципы Великого Плана построения Нового Мира, которые даны в Учении (Грани А.Й). О них я уже неоднократно говорила, многие их слышали или читали, но все же я думаю, что стоит их сейчас повторить, поскольку мне кажется важным еще раз пояснить, каково их значение и почему я именно их предлагаю для обсуждения. Эти принципы Великого Плана или составляющие образа будущего даны на слайдах 3 и 4.
Слайд 3
Слайд 4
18. Таковы основные черты прекрасного будущего человечества, таков проект Нового Мира, созданный Братством Света. Можно сказать, что этот Новый Мир есть осуществление сокровенной мечты человечества о счастье, и потому он обладает огромной притягательной силой, он есть мощный Магнит, устремляющий нас в будущее. Он дает нам силы оторваться от прошлого, подняться над пучиной жизни настоящего и обрести для себя образ будущего, созвучный той неистребимой вере в торжество добра и справедливости, которая живет в глубине нашего сердца. И это именно то, что более всего необходимо сейчас всем людям, и особенно тем, кто отдает себе отчет в реальном положении дел в нашей стране и в мире и делает закономерные выводы о перспективе, которая вытекает из того направления мирового развития, которое мы имеем в настоящем. Я приведу сейчас только один пример рассуждений такого рода (статья «Рог изобилия», автор Алексей Анпилогов, «Завтра» №1, 2017):
«…мы вошли в эпоху постепенного исчерпания дешевой энергии, доступных ресурсов, чистой пресной воды и плодородных сельскохозяйственных земель. Существующий уклад не может решить этих проблем, так как нацелен именно на их умножение, будучи построен в примате «эффективности» и «прибыли любой ценой». … Есть ли альтернативы такому укладу, который условно назвали «глобализмом», но который отнюдь не хочет мыслить глобально, принимая в расчет какие-либо иные категории, помимо глобальной наживы?… Мир, который нам предстоит увидеть в заключение инерционного сценария нынешнего мирового развития, гарантированно ведет нас к сюжету «последнего человека на Земле», где люди сражаются за еду и энергию на развалинах старой цивилизации. …В итоге будущего у такого мира просто нет: каждый пытается урвать для себя кусок получше, а кто проиграл, тот пусть плачет.
… С другой стороны, вся предыдущая история человечества говорит нам об ином: выигрывали всегда те, кто предлагал миру проект будущего, в котором у всех или хотя бы у подавляющего большинства был шанс на лучшую жизнь. Кланы и племена составляли народы, народы формировали нации, нации складывались в цивилизации, цивилизации …должны были породить единое человечество… с одним будущим, с одной планетой под ногами и с одной судьбой.
…Современный мир уже проскочил эту развилку в прошлом… Теперь весь мир представляет собой «живую очередь» за мировыми ресурсами, в которой не терпят слабых, и, если ты не обладаешь образованным населением, спаянной экономикой, сплоченной элитой и мощной армией, — тебя просто затрут и затопчут в этой толпе матерых мировых хищников, шакалов и тварей размером поменьше.
…А вот дальше, уже на развалинах старого мира, человечеству и откроется та неприметная, казалось бы, боковая тропинка, по которой можно идти в будущее. И в этот момент та сила, та цивилизация, что предложит миру иной образ будущего, сможет победить и стать по-настоящему глобальной. Той, которая будет осознанно отвечать за мир, за всех людей, его населяющих. Потому что она будет включать всех их, без исключения и остатка». Конец цитаты.
19. Но не будет преувеличением сказать, что этот иной образ будущего мы имеем уже сейчас как проект Нового Мира, основанный, в первом приближении, на тех принципах, о которых я говорила выше. С другой стороны, если рассматривать их как основу для достижения согласия между последователями Учения Жизни, они имеют то преимущество, что позволяют отвлечься от множества внутренних проблем, противоречий, разного рода препятствий для сотрудничества, и сосредоточиться мыслью на том, что же собственно мы хотим изменить в жизни, какую лучшую жизнь мы хотим создать в будущем, используя то знание, которое нам дано. И это изменение направления мысли, устремление ее в будущее, позволит, как мне представляется, открыть для себя возможности доброжелательного сотрудничества в этой общей работе – посеве семян знания действительности в сознании людей, которые со временем прорастут в виде нового понимания основ жизни, и таким образом приблизят осуществление Нового Мира.
При этом важно еще раз подчеркнуть, что принципы построения Нового Мира следует рассматривать не как выражение вечной, прекрасной, но несбыточной мечты человечества о счастливой жизни и справедливом устройстве общества, но как реальную возможность построить жизнь на прочном фундаменте знания. Здесь первостепенное значение приобретает научное обоснование этих принципов с использованием представлений и достижений новой науки, выходящей за рамки официальной научной парадигмы. Эти представления и достижения новой науки можно рассматривать как элементы нового научного мировоззрения. Здесь имеются в виду теоретические разработки и экспериментальные данные, полученные в различных областях науки (1) с осознанным применением Знания, данного в Учении и (2) стихийно — в процессе развития идей, требовавших воплощения и объективно относящихся к новой науке. Я убеждена в том, что именно принципы построения Нового Мира на основе нового научного мировоззрения могут служить прочным фундаментом для выработки стратегии развития России.
20. Я предлагаю далее на этом семинаре проводить работу, необходимую для дальнейшего обсуждения и научного обоснования идейных позиций Учения Жизни. Параллельно этой же работой я намерена заниматься и на своем сайте Я вижу в этой работе два основных направления:
- Работу с основными Источниками Учения Жизни, полезную для оформления идеологии этого Учения и
- Обоснование позиций Учения для их представления в печати или в различных дискуссиях.
(1) Работа с основными Источниками Учения Жизни, как я себе представляю, должна создать основу для единения в духе и сознании, и со временем образовать группу последователей Учения, которые могли бы представлять его как идейное течение для более широкой аудитории. Что здесь имеется в виду? Предлагается вести работу по обзору и анализу основных Источников, основываясь на том, что все они давались из единого центра, из Братства Света, и поэтому выражают единую систему мысли, единое мировоззрение. Но в то же время, они давались разными Учителями, в разные периоды времени (на протяжении последних почти 150-ти лет), в разных формах, через разных земных носителей и имеют свои особенности и своих почитателей. То есть, в круге последователей Учения Жизни есть группы, у которых имеются свои предпочтения. Это вполне естественно, поскольку разнообразие сознаний, как известно, велико («сколько голов, столько умов») и эти предпочтения связаны с особенностями восприятия истин Учения разными сознаниями. С этим связан очень важный вопрос – о значении формы выражения идеи для ее восприятия человеческим сознанием. Раньше я об этом говорила к некоторых своих докладах, и я предполагаю этот материал разместить на сайте.
21. В результате работы с основными Источниками может быть выявлено, с одной стороны, общее в их основополагающих идеях, общий идейный фундамент всех этих Источников, что позволяет говорить о едином мировоззрении и, с другой стороны – особенности каждого в форме изложения, акцентах, дополнениях, новых понятиях, зависящих от периода времени, актуальных задач этого периода, стадии развития науки, возможностей восприятия принимающего сознания. Подобная работа уже ранее проводилась, насколько мне известно, с теософией ЕПБ и Учением Ж.Э. Я имею в виду труды моей мамы, М.Н.Егоровой, собранные в ее книге «О сокровенных истинах Учения жизни» и А.В.Владимирова, который дал анализ и сопоставление этих двух частей Учения в своих статьях. Продолжая такие исследования как с этими же Источниками, так и с другими, которые входят в то, что здесь объединено под именем Учения Жизни, можно надеяться достигнуть понимания единства мировоззрения, на котором основаны все эти Источники, и в то же время его подвижности, то есть понимания того, что есть Учение Братства Света.
22. Обоснование позиций Учения для их представления в печати или в дискуссиях с представителями других идейных течений. Здесь необходима серьезная работа по научному обоснованию позиций Учения, выносимых на обсуждение, подбор фактов и аргументов, убедительных для оппонентов с тем или иным образом мышления, разделяющих определенную идеологию. Для успеха в этом деле необходимы также (1) объяснение происхождения текстов Учения (плюс научное обоснование) и (2) обстоятельный обзор основных идейных течений, представленных сегодня в российском обществе и определение в них элементов как родственных позициям Учения, так и принципиально несовместимых с этими позициями.
В первом полугодии на семинаре планируются доклады, которые представляют некоторые результаты работы в этих двух направлениях (слайд). Первое направление будет представлено в докладах директора издательства «Прологъ» О.Г.Болдырева и к.пед.наук М.В.Малыхиной. В докладе О.Г. Болдырева будет дан обзор и подведены итоги многолетней работы издательства по выпуску литературы, входящей в круг Учения Жизни. Помимо этого, будут высказаны соображения относительно общих черт и особенностей, вытекающие из сравнения некоторых Источников (трудов ЕПБ, Учения Ж.Э. и Посланий Братства).
23. Затем будет доклад М.В.Малыхиной, в котором будут показаны результаты сравнения сведений из разных Источников по первому из принципов, или составляющих образа будущего, о которых я говорила, то есть сведений о сложном составе человека и его эволюции путем переходов между мирами. План такого исследования показан в виде схемы на слайде 5. В результате можно выявить сущность данного принципа или положения, которая не зависит от формы его выражения. Подобным же образом в дальнейшем предполагается провести подбор и анализ сведений из разных Источников по другим принципам. Тогда можно надеяться реально достичь согласия между последователями по основным принципам, на которых будет строиться жизнь в Новом Мире что и будет означать фактически начало оформления Учения Жизни как идейного течения.
Слайд 5
24. Нужно подчеркнуть здесь, что это именно начало, первый шаг к созданию такого идейного течения, то есть такого направления мысли, поскольку эти принципы (кроме первого, слайд 3) не являются самими Основами мировоззрения, но являются их следствиями, важными для практического воплощения этих Основ. Но первый принцип – признание существования Высших Миров и их тесной взаимосвязи с Миром земным – это именно одна из Основ мировоззрения, одна из Основ Учения Братства. И поэтому я предлагаю начать с нее работу по выявлению сущности этого положения путем сравнения сведений в разных Источниках и тем самым по утверждению их единства в Основах.
25. Второе направление – обоснование позиций Учения для их представления на внешнюю аудиторию, будет представлено в следующих трех докладах. Общий план работы в этом направлении на примере обоснования положения о сложном составе человека и его эволюции путем перехода между мирами, то есть тезиса Учения о перевоплощении, показан на слайде 6. Помимо того, что это есть одна из Основ Учения, решение вопроса о том, существует ли перевоплощение или нет и если существует, то как оно осуществляется, — важно вообще для каждого мыслящего человека, независимо от того, следует ли он какой-либо идеологии, осознает ли он себя как последователя какого-либо учения или нет — этот вопрос важен если не для всех, то для большинства людей. Потому что от его решения зависит понимание того, что такое смерть, возможно ли сохранение жизни (сознания) после смерти и если да, то что представляет собой это сознание и эта жизнь, и как происходит переход обратно на землю. И эти вопросы важны в том числе для всех нас, и важно их знать не только теоретически, по книгам Учения, но и, насколько возможно, осознать их как можно глубже, используя те сведения, которые дает на этот предмет опытная наука. Опытная наука в данном случае – это, с одной стороны, исследования переходных состояний –между жизнью и смертью, а также сообщений о жизни в невидимом мире; с другой стороны, это экспериментальные исследования сложного состава живых существ, включая человека, и влияния его невидимых составляющих на процессы в физическом теле; с третьей стороны, это научные исследования достоверности фактов перевоплощения. Осознание результатов этих исследований позволяет существенно уменьшить страх перед смертью, который живет в каждом живом человеке. (Примеры – Матрена Московская, Шри Юктесвар из книги Артура Форда – даже они боялись смерти).
26. Для представления тезиса о перевоплощении на внешнюю аудиторию (которая не знает или не разделяет это положение), в том числе ученую среду, предлагается рассматривать его как рабочую гипотезу, в пользу которой есть разного рода факты и аргументы. Их можно разделить на 3 группы: 1) прямые свидетельства, 2) косвенные свидетельства и аргументы и 3) данные Новой Науки. Прямые свидетельства – сведения из Высоких Источников (Записи Учения Ж.Э., книги Учения, письма Е.И.) о прошлых жизнях Учителей и членов семьи Рерихов, сны-видения из прошлых воплощений, которые бывают у людей и сообщения разных людей о воспоминаниях фрагментов из прошлых жизней, которые возникают при посещении определенных мест на Земле, связанных с прошлыми жизнями. Но понятно, что все это можно считать прямыми свидетельствами при условии, если есть абсолютное доверие к этим сообщениям.
Слайд 6
27. Косвенные свидетельства и аргументы – это факты, которые не находят объяснения в рамках официальной науки, но которые можно объяснить, принимая гипотезу о перевоплощении и признавая свидетельства людей о сознательном пребывании вне своего физического тела (пограничные состояния и сообщения из Тонкого Мира). Здесь можно привлечь и другие аргументы – например, различные факты, известные в биологии, не находящие объяснения с позиций официальной науки, которые обсуждаются в книге Р.Шелдрейка.
28. Данные Новой Науки – это то, что я называла выше Опытной наукой – результаты экспериментальных исследований сложного состава человека и других живых существ, доказывающие присутствие высших, невидимых тел, обладающих собственной активностью, способных влиять «сверху» на процессы на уровне вещества физического тела. К этой же группе можно отнести достоверные факты перевоплощений, тщательно описанные и проверенные в ходе исследований американского ученого Йэна Стивенсона.
29. На этом семинаре для обоснования тезиса о перевоплощении будут представлены данные трех групп. Во-первых, косвенные свидетельства – сообщения о пребывании вне физического тела (доклад канд.тех.наук Т.В.Аверьяновой по материалам двух книг). Затем будет мой обзорный доклад по разным направлениям экспериментальных исследований, которые могут свидетельствовать в пользу сложного состава человека, с более подробным рассмотрением данных об исследованиях электромагнитных явлений. И третий доклад – канд. биол. наук Игоря Григорьева о результатах исследований влияния одной из высших составляющих человека — его психоэмоционального состояния – на процессы в физическом теле, на примере действия одной из групп желез внутренней секреции, а именно, слюнных желез.
30. На заключительном семинаре для этого цикла докладов мы подведем итоги нашей работы, обсудим связанные с ней вопросы, сделаем выводы о том, насколько убедительны были результаты по каждому из направлений и наметим планы на следующее полугодие. Есть уже сейчас предварительный список тем для обсуждения на будущее полугодие (слайд 7).
Слайд 7
31. В заключение, я думаю, уместно привести несколько выдержек из книги «Послания Братства в Россию», из главы, в которой даны пояснения о сущности и особенностях Учения Братства. Эти пояснения могут быть полезны как для осознания нами самими единства Основ разных Источников, входящих в Учение жизни, так и для обоснования положений Учения (принципов организации жизни в Новом Мире) для более широкой аудитории – читателей или слушателей. Далее я цитирую:
(27.04.95) «…Берущее свое начало в невообразимо далекой древности, Учение все обращено в Будущее. Выйдя из Вечности, оно обращено в Вечность. Являясь плодом бесконечного развития и совершенствования, оно все нацелено на бесконечное совершенствование и развитие».
(2.08.97) «Уже невозможно избежать принятия Доктрины Ненасилия, о которой так много говорили все Учителя, вернее, Доктрины Согласия всех учений, основанной на бесконечном созвучии всех мировых религий и учений, когда-либо приносимых на Землю… Наша Доктрина, несмотря на свою древность, всегда нова и всегда будет прибежищем наиболее смелых, самостоятельных и самоотверженных духов. …
Каждый век, каждый период человеческой истории требовал особого подхода для принятия ее, и Мы предлагали человечеству наиболее понятные и близкие по времени и условиям его развития части Великой Доктрины, но не было такого времени, когда бы Доктрина была выражена наиболее полно для людских сознаний. Этот век еще впереди, и потребуется достаточно Наших усилий, чтобы, наконец, произошло ее наибольшее выражение. Веком Общины зовем Мы это будущее время, когда наконец сольются все лучшие устремления человечества в один прекрасный поток, когда разрушатся земные границы между сознаниями и наступит время осознанного единения.
Доктрина Ненасилия, или Согласия объединяет все обширные знания Нашей Общины, она в сущности и есть коллективное учение Общины, создававшееся и создающееся многими Великими Индивидуальностями. Она соединяет в своем спектре самые разнообразные оттенки мысли и потому справедливо называется Доктриной Синтеза».
«…Сохраняя приверженность главным принципам, Доктрина учит безграничному познаванию взаимодействий этих принципов, она ведет своих учеников на высокие ступени универсального понимания Мироздания. В ней нет туманной отвлеченности, потому что она является результатом самых практических опытов, проводившихся многими пытливыми искателями истины. Все отвлеченности в Нашей Доктрине заменены реальными полезными знаниями, необходимыми каждому путнику истины.
Доктрина необыкновенно важна для земного человечества, привыкшего к самым противоестественным односторонним понятиям в своей однообразной жизни, тогда как мир построен на сложнейшей гармонии противоположностей, не разрушающей мировое единство, но скрепляющей его. Доктрина учит не противопоставлению или отделению, но объединению и согласию». Конец цитаты.
Итак, будем познавать эту Доктрину, и будем стремиться внедрять ее в умы людей. И будем, я думаю, рассматривать эту работу как дар нашего сердца Учителям, Братству Света – как символ – этот цветок (Слайд 8).
Слайд 8