Огонь сознания в Учении Жизни
(См. «Дельфис», №4, 1997)
Прежде всего следует напомнить о том, что Учение Живой Этики (Агни Йога) и теософия Е.П.Блаватской представляют единую систему знания. Термин же «Учение Жизни» может быть отнесен и к Учению Живой Этики (Ж.Э.), и к Теософии Е.П.Блаватской, или к ним обоим, поскольку оба Учения исходят из Единого Источника, Единого Древа Знания — Братства Великих Учителей Света.
Кратко отметим, что Учение Жизни как система мысли универсальна и эволюционна. Все ее положения проникнуты идеями космизма и всеобъемлющего синтеза, отражающего единство и взаимосвязь всего сущего. Учение утверждает синтез основных областей познания: искусства, религии, философии и науки; их эволюция достигнет своего наивысшего расцвета и слияния в Духовной культуре. Будущее принадлежит одухотворенной науке и искусству.
Что касается религиозного аспекта системы, то он вмещает достижения каждого из ведущих для своего исторического времени религиозно-философских учений, ибо сущность их едина. Но главные опоры этой системы знания — Веданта, законы эволюции Буд ды и путь любви и свободы Иисуса Христа. В мире Веданты Учение близко обновленной Веданте, или неоведанте, великих духовных подвижников Индии Рамакришны Парамахам- сы и Свами Вивекананды.
Материал же, относящийся к теме сознания в Учении Жизни, — огромный, многоплановый и по-своему оригинальный.
Как известно, сознание может быть отнесено к числу «вечных проблем» философии, ибо это понятие связано с вопросом первоначал, представлением о Боге, смысле жизни, бессмертии души и т. п. В Учении Жизни эта тема правомерно считается одной из узловых и сложнейших. Здесь и свои глубинные пласты и незаконченность в их раскрытии. Естественно, поэтому, прежде чем обратиться к анализу особенностей различных состояний сознания, а также их связи с цветом, звуком и прочее, следует разобраться, в чем состоит суть самого понятия «сознание» в Учении, какова его природа и содержание, а также в самом общем виде уяснить принципы его эволюции в человеке.
Чтобы выяснить, что собой представляет сознание в Учении Жизни, нужно приблизиться к пониманию природы Космического Огня. Известно, что в каждом из основных религиознофилософских учений Божественный Дух ассоциируется с мистическим огнем. И в Учении Космический Огонь есть Божественный Дух, как сказано, «Свет Высшего Мира», «энергия духовная», «стихия самая вездесущая, самая творящая и жизненосная» [М.О., ч. 1, §1, 662; Б., ч. 1. §79; Аум, §84; Иер., §365][1]. По своей природе это есть излучение единности Абсолюта и Логоса «Семи», или, как изобразительно сказано в «Тайной Доктрине» (Т.Д.), — наиболее совершенное отражение «Единого Пламени» огненного дыхания Абсолюта и творческой мощи Логоса «Изначальных Семи» — высочайших духов-творцов на лестнице бытия нашей Солнечной системы [Т.Д., т. 1, с. 118,171; т. 2, с. 145]. Абсолют в Учении Жизни — тот же Парабрахман индийских ад- вайтистов, как «Единый неисповедимый Источник всех проявлений и видов существования» [Т.Д., т. 1, с. 181]. А «Первозданные Семь» (по Учению, они же — «превышние семь Риши или Будд» или те же Архангелы христианства) олицетворяют Высший Разум Вселенной. Единство излучения Абсолюта как «Единой абсолютной реальности» с энергиями Высшего Разума символизирует нераздельность совершенного духа и совершенной материи и являет в своем предельном выражении первопричину
Бытия, или вечное божественное начало во всем сущем. Потенциально первоначало содержит в себе «все и вся» и, что важно подчеркнуть, объединяющую это высшее единство энергию Высшего Разума, созданную волей духов-творцов и олицетворяющую высший аспект Любви, Мудрости и Гармонии Космоса.
Мощь единого вечного первоначала — безгранична; и главным его свойством является «постоянное движение или стремление к беспредельному развертыванию и распространению» (Т.Д., т. 1, с. 170]. В Учении это начало имеет много определений: и «Единая жизнь», и «огненный принцип», и «единый элемент дух-материя», и «всеначальное единое сущее», и др. И, по Учению, это первоначало и есть сокровенный «живой или движущийся огонь» — Божественный Дух — Космический Огонь — Агни. Вселенная и «всеначальное единое сущее» немыслимы отдельно одно от другого [Т.Д., т. 1, с. 234]. Ибо Вселенная, или Космос, и есть периодическое проявление и распространение «предельного единства». Космический Огонь придает всему жизненный импульс, а его энергия приводит в действие эволюцию Космоса и его законы, осуществляемые в нашей системе под контролем Высшего Разума «Семи».
Весь Космос предстает, по древнему изречению, как «Огненный корабль, несущийся в Беспредельности»; и «нет небесного тела, не пронизанного огнем». Вся проявленная Вселенная как бы соткана из единого огненного элемента «духо-материи», латентно присутствующего в каждом ее атоме. Отсюда и близкий индийскому мироощущению основной закон учения о коренном единстве всего сущего, о единстве «предельного естества» каждой части, входящей в состав вселенской Природы, — «от звезд до минерального атома», от высочайшего духа «до малейшей инфузории» [Т.Д.,т. 1,с. 170].
Соответственно семи планам энергетического состояния материи в Космосе этот Огонь по своим свойствам семеричен и так же, как и все во Вселенной, биполярен, или двуероден. Все энергии в мироздании являются лишь его дифференциациями;
они подвластны Божественному Духу и, что важно отметить, сосуществуют вместе с ним. И на нашем плане бытия свет, звук, электричество, магнетизм и все другие энергии являются его производными в разных состояниях материи и в различных ее формах.
Следует сказать и о том, что в текстах Учения Жизни Агни, как Божественный Дух, встречается под разнообразными названиями — используются термины, характерные и только для Живой Этики, и известные из учений ведантистов, буддизма и христианства. Оттенки же содержания терминов хотя и могут быть разные, приближая нас к миру мысли той или иной традиции, но по сути понятий они одинаковы. Ибо в разных религиях в течение тысячелетий названия Космического Огня были различными, но выражали одну и ту же всеначальную духовную энергию. Этот всевмещающий вездесущий Агни есть и «Аум» и «Сущность Шакти» в индуизме, и «Дух святый и Благодать» в христианстве, а также Парафохат и Фохат в эзотерическом буддизме. В Живой Этике эта огненная энергия названа «всеначальной психической энергией», а в качестве жизненной силы она есть и Прана. Кстати сказать, определения Праны в лекциях Свами Вивекананды о Радже Йоге, по сути, тождественны понятию Агни в учении Живой Этики (Практическая Веданта[*], с. 100-106).
И снова приходим к выводу, что все высочайшие энергии и их преображения в разных сферах Космоса и планетарного бытия есть выражения и превращения того же «Единого элемента», или «огненного принципа», той же «Единой жизни», или «единого божественного первоначала», наполняющего в своих непрестанных дифференциациях всю Вселенную.
Энергии потенциально разумны, ибо Агни, по Учению, есть и «мысль», и «мыслящий дух», то есть разумная духовная энергия, воплотившая в себе и излучения неисповедимого Абсолюта и «мысль и волю» высочайших существ. Живая Этика советует «привыкнуть к сознанию, что все сущее проникнуто мыслью».
Этот же тезис отстаивает Блаватская, утверждая, что «все в этой Вселенной одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания» [Т.Д., т. 1, с. 341]. Она, кстати, заметила, что «самая трудная вещь в мире — это дать простейшее описание состояний сознания. Ибо вся Вселенная есть воплощенное сознание, и знание его состояний означает Знание планов Универсума и их соответствий в Космосе, Солнечной системе и в человеке» [БлД т. 12, с. 656]. Е.И.Рерих также подчеркивала, что сознание — это жизнь во всем сущем; по ее словам, «каждый атом наделен сознанием: где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны» [П.[†] [‡],т. 1,с. 177].
Таким образом, согласно Учению, сознание — это тот же Аг- ни, или тот же Дух, или та же жизнь в ее различных качествах и степенях выявления во всех формах сущего. А поскольку средоточие жизни в духе, то, соответственно, и эволюция в Живой Этике рассматривается как совершенствование жизни или относительное прогрессирование сознания на всех физических и духовных планах Бытия [Аб.[§], т. VIII, §386]. Все дело именно в относительности и разновидностях проявления сознания в его необъятном природном многообразии.
Вселенная предстает гигантской лабораторией, в которой происходит непрестанный обмен энергий всего существующего. Источником этого вечного энергообмена является Дух. И космический Огонь, Агни, в качестве всепроникающей, потенциально всемогущей и всеведающей всеначальной энергии содержит в себе программу эволюционного восхождения всего сущего. Направляемая Высшим Разумом энергия, повторим, контролирует эволюцию всей Солнечной системы.
Как космическая основа, эта всеначальная огненная субстанция всегда едина, но дифференциации ее беспредельны. И нужно отметить, что божественная сущность этой субстанции столь высока, что на земном плане она обычно нейтральна или латент- на и не является сознательной. А потому только при нормальном духовном энергообмене человека, как высшего проявления Земли, с Разумом Космоса эволюция нашей планеты может обогащаться духовным сознанием. Точнее, сознанием той части человечества, которая участвует в этом духовном энергообмене с величайшими творцами Вселенной.
Как происходит эта взаимосвязь, станет яснее, если учесть два природных к тому основания человека. В Учении Жизни вселенский огненный принцип, находящийся в сердце человека, носит различные названия; чаще всего это «огненное зерно духа», или «ядро духа», «Божья искра», или монада. Ныне, при восходящем цикле общей планетарной эволюции, путь каждой монады облегчен ее сокровенной онтологической связью с одним из высочайших «Семи». Ибо при своем рождении каждая монада проходила «под лучом» одного из «Семи»; при этом в нее закладывался потенциал энергий «самого естества» высочайшего Духа, который стал «космическим отцом» на протяжении всех ее последующих воплощений на Земле. Тем самым определялись и духовный потенциал и принадлежность ее к соответствующей стихии [П., т. 2, с. 236]. Поскольку каждый из «Семи» является планетарным Духом одной из семи сокровенных планет, то и каждый человек на протяжении всех его воплощений на Земле испытывает особое влияние своей планеты и особую связь со своей стихией.
В этом метафизическом основании кроется, как кажется, суть того огромного значения, которое придается в Живой Этике каждому великому Учителю Иерархии Света, будь то Кришна, Зороастр, Будда, Иисус Христос, Конфуций, Лао-Цзы или Майт- рейя Новой Эпохи. Согласно Учению, в процессе эволюции человека, с пробуждением его духа в земном воплощении, он испытывает растущее тяготение к своему «космическому отцу» — великому Учителю Света. И духовное участие Учителя становится могущественным условием восхождения духа человека и преображения его души. Любовь к Нему, без отрыва от жизни, преодолевает все препятствия, карму прошлого и ведет к истинной свободе духа человека. И еще один момент. Эволюция человека как главного звена связи с Высшим планом бытия принципиально отличается от эволюции всех остальных живых форм планеты. Это отличие явилось следствием более позднего, но не менее значительного события на Земле, когда в доисторические времена человеку был дарован «живой огонь самосознания и самопознания», также являющийся эманацией, как сказано, «самой сущности» Высшего вселенского Разума.
И с момента зарождения в человеке огня самоосознания на Земле уже не стало общей эволюции. Эволюция же человека явила особый план «просветления материи», началась «особая сознательная эволюция» [Л.С.М., кн. 2, с. 145]. В отличие от животного мира ему отныне было предназначено эволюционировать сознательно и добровольно. С тех пор он потенциально стал обладателем всех природных возможностей для осуществления своего предназначения в Космосе. Но эволюция или инволюция стала следствием свободного выбора человека, избрания им самим направления своего ума, своих желаний, стремлений и действий.
Субстанция единого первоначала столь высока, что на земном плане она находится в потенциальном состоянии и не является сознательной. Как же происходит проявление этого вечного универсального огненного принципа на Земле, при том что это первоначало находится в каждом атоме Вселенной? В чем суть проявления Божественного Духа в человеке?
Согласно учению принцип един. В каждом явлении, будь то минерал, растение, животное или человек, божественная искра- монада едина и неизменна в своей сущности. Но потенциал ее выявляют или проявляют те сочетания энергий, с которыми она приходит в соприкосновение; ее излучения «окрашиваются», как отмечала Е.И.Рерих, соответственно этому сочетанию [П., т. 1, с. 335]. То есть «огненное зерно духа» остается неизменяемым, оно «неуязвимо ничем внешним, даже смерть тела не может уничтожить его», ибо Дух сокрушить нельзя [Аб., т. X, §55]. Но излучения зерна меняются в зависимости от состояния энергий сознания среды, его окружающей. Иными словами, его излучения «окрашиваются» по степени и характеру вибраций энергий (более грубых или более тонких) среды. Любая форма, по-своему выявляя потенциал монады, прогрессирует именно энергией сознания этой самой формы. Так, «по мере восхождения из простых к более сложным организмам, — писала Е.И.Рерих, — монада, или зерно духа, остается всегда неизменной в стихийной цельности своей, но эманации, или излучения этого зерна, изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им организма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения монады становятся богаче и тоньше» [П., т. 1, с. 422; А.Й., §275]. И у человека — чем одухотвореннее энергии сознания среды, окружающей монаду, то есть чем богаче накопления его собственного Агни, тем ярче сияние Божественного Духа (Атмана), носителем которого монада является.
Что же представляет собой сознание человека, окружающее сокровенную монаду? Прежде всего следует обратить внимание на содержание понятия «сознание» у человека. Когда речь идет о сознании, то в Учении имеются в виду «силы или энергии», его составляющие [Бл., т. 12, с. 657]. А «силы или энергии» сознания человека это и есть его мысли, чувства, стремления и желания; они определяют качество его сознания и являют его сущность [Аб., т. 5, §161].
И понятие «Разум» человека (тот же огонь самосознания и самопознания) есть, по Учению, мудрость, синтез высоких накоплений, или, по определению Блаватской, «совокупность состояний сознания», также вмещающего, подчеркнем, «мысль, волю и чувства» [Т.Д., т. 1, с. 82].
Если взглянуть на предначертанный путь совершенствования человека во всей протяженности его многих и многих жизней, то это есть путь от физического, психического и ментального к высшему духовному сознанию, то есть к высшему духовному синтезу всех энергий человека, к достижению гармонии всех его стремлений и чувств — путь к бессмертию, Богочеловечеству, к Истине. Этот путь долгий, он продолжается тысячелетиями, а сознание человека во всем комплексе его энергий развивается медленно и только в его земных жизнях. Более того, этот процесс
происходит лишь при сознательном стремлении человека к утончению (или повышению) вибраций всех упомянутых энергий, то есть к очищению своего сознания от низменных и эгоистических мыслей, желаний и чувств.
Человек приближается к высшему знанию именно очищением своего сознания как «со-знания». Ибо «истинное знание, как сказано, есть знание Духа и только в Духе» [Бл., т. 12, с. 537]. И в текстах Живой Этики не единожды подчеркивается огненная природа сознания; «сознание подобно пониманию Духа, — говорится в книге “Озарение”, — оно растет, обнимая существо как пламя» [Л.С.М., кн. 2, с. 45-46]. И понятно, что «проявление» духовного первоначала в сердце человека в зависимости от характера энергий его сознания демонстрирует беспредельное разнообразие сознаний индивидуумов. На одном полюсе (у святого подвижника) это может быть мощь сияния Духа Святого как чистейший канал восприятия и генерирования Благодати, одаряющей его всеми высшими способностями и одухотворяющей все вокруг, а на другом — либо люди, присутствие духа в которых, как в минерале, едва ощутимо, либо носители злобной, агрессивной энергии ненавистников, разлагающей и все окружающее и, в конечном итоге, самих себя.
Конкретно, какие природные предпосылки для накопления чистого Агни имеются в организме человека? Основными природными составляющими непрестанного потока сознания в человеческом организме являются в первую очередь семь принципов (или тел), представляющие (по аналогии с планами Космоса и планеты) различные по своим вибрациям иерархические планы сознания. Имеются в виду, главным образом, основные тела — физическое, астральное, ментальное и огненное, каждое из которых обладает своим субстратом материи и соответствующим ему состоянием сознания. Далее, это комплекс духовных или нервных центров и аура. Все составляющие взаимозависимы и являют собой одно органическое целое. О сложности и уникальности организма человека как тончайшей по чувствительности иерархической системы свидетельствует хотя бы тот факт, что каждый из семи принципов имеет семь слоев субстрата материи и соответствующих состояний сознания, по-своему участвующих в процессе формирования каждого тела.
В Учении Жизни разъясняются свойства, функции и особенности взаимодействия всех основных комплексов. Отметим в самом общем смысле лишь несколько важных моментов, определяющих эволюцию сознания, или путь восхождения духа человека. Здесь мы не будем говорить о деградации, хотя в жизни это явление представляется более распространенным.
Обращаясь к принципам, следует выделить два важнейших понятия: Индивидуальность и Личность. Индивидуальность — это многократно перевоплощающаяся Триада высших принципов человека (7,6 и 5-го). Это совокупность монады как «двое в одном» (Атман-Будпхи) и высшего аспекта Разума, или Высшего разума человека, — суть того же огня самосознания (Манаса). Триада — обитель духа человека, его «Высшее Эго», его вечная, бессмертная «Духовная Душа», или истинная Индивидуальность. А Личность, то есть «человеческая душа», или «низшее Я», объединяющая низший аспект разума — интеллект, и остальные аспекты четвертого принципа, имеет лишь одно воплощение на Земле. Но роль Личности, разумеется, велика, и в земной жизни самодовлеюща. Ибо личность «развязывает» причины прошлого и создает их для будущего. Причем интеллект Личности призван не только устремлять человека к пробуждению его Высшего разума, но и развивать его волю в избранном направлении. В Живой Этике есть даже такое выражение: «воля — устремление». Человек, по Учению, должен завоевывать бессмертие сознательным одухотворением своих энергий, поскольку после его физической смерти бессмертная идивидуальность зависит от Духа, а не от души и тела[5].
Не меньшее значение придается и комплексу духовных центров человека. Их естественное раскрытие — показатель, прежде всего, нормальной духовной эволюции [А.Й., §228]. В каждом центре своя монада [М.О., с. 229], но значение центров различно, ибо каждый выполняет определенные функции и каждый центр, при его раскрытии, представляет своеобразное динамо, генерирующее огненную энергию, или свой Агни [Аум, §575]. Следует подчеркнуть также, что бессознательного открытия центров не существует[6]. Работа центров стимулируется тремя взаимосвязанными факторами: пробуждением и активностью Высшего разума, чистотой сердца и силой сознательной сердечной связи человека с Иерархией Света [С., §56]. Правда, в Учении еще не разъяснены более глубокие пласты знания, касающиеся функций Высшего Разума. Но и из того, что дано, очевидно, что Высший духовный Разум пробужден не у каждого. Лишь с его проявлением, с устремлением человека, как сказано, к «истинному действию», то есть к духовным достижениям в любви, в устремлении к Красоте, к самопожертвованию, к творческому подвигу, к мужеству самоотвержения в труде и терпении, постепенно во многих жизнях происходит накопление этих прекрасных энергий в сердце человека.
Сердце — главный центр всей системы человека как микрокосма, лучший приемник всеначальной энергии, или Благодати, и самый мощный источник творческой энергии человека. Потенциальная мощь сердца беспредельна. Магнит открытого сердца — наисильнейший. Соединяя все миры, ассимилируя и трансмутируя все поступления, оно — «преображенное, преображает всего человека» [Аб, т. 8, §343]. И что особенно важно в наше переходное время, с приближением к Земле высочайших космических энергий, открытое сердце способно ассимилировать «огненный излишек» и тем самым адаптировать человеческий организм к новым нелегким условиям существования. В Учении о сердце вселенские и внутренние взаимосвязи сердца являются не логическими догадками и построениями; они раскрываются как закономерности эволюции человека по его природе
в соответствии с законами Космоса. И здесь ярко подтверждается идея уникальности каждого человека.
Как происходит преображение сердца у человека? В книгах Живой Этики понятие «сердце» имеет собирательный смысл; оно вмещает не только сокровенное средоточие — «святая святых» — «ядро духа» (Атман-Буддхи); мощь сердца укрепляют и собственные «огни» самого сердечного органа (возжжение их, кстати, труднее, чем поднятие Кундалини), а также «Чаша», которая является сердцем тонкого тела человека. Все великие подвижники Духа переносили свое сознание в сердце. От его накоплений и зависит проникновение человека в более глубинные слои сознания, открывающие ступени высшего знания, не доступные мозгу.
Кристаллы психической энергии, или того же Агни сердца, — панацея человека. По мере очищения и утончения сознания они концентрируются и в других духовных центрах, питая по необходимости ослабевшие органы и расплавляя скопления вредных для организма образований [М.О., ч. 3, §406].
И здесь важно выделить мысль о накоплениях кристаллов именно в «Чаше»; у каждого устремленного человека они неповторимы, ибо процесс утончения сознания у каждого индивидуален. Агни «Чаши» — двигатель духа человека и на Земле, и после его физической смерти. И эти накопления вечны, поскольку принадлежат сердцу; от их качества и количества зависит степень сознательности Индивидуальности в иных мирах.
Духовный синтез тончайших энергий сердца формируется у человека тысячелетиями. Это его Свет, источник истинного знания и всех высших способностей. Это «центр его высшего духовного сознания» [Бл., т. 12, с. 694-695]. В Живой Этике этот синтез как прямое познание сердцем носит название «чувствозна- ние» [Аб.,т. 1,с. 35]. Такая высшая форма духовного знания суж- дена человечеству [А.Й., §596].
Велика роль и центра солнечного сплетения (ЦСС; Манипура- чакра). Представление о его многофункциональной деятельности помогает понять и духовную работу организма в целом. Это поистине солнце системы, мощный приемник космических энергий, включая и подземные огни, и фокус координации огней организма. По мере расширения сознания, именно в ЦСС концентрируется устремление, или воля человека [А.Й., §34]. Ибо этот центр — координатор и трансмутатор всех проходящих через него энергий. Под влиянием непосредственного воздействия излучений Триады он стимулирует возжжение новых центров. И через него же в Чашу поступают энергии всех действующих центров, способствуя отложению в ней кристаллов. ЦСС предохраняет центры от воспламенения и заботится о равновесии всех тел. Питая их одной огненной энергией, он объединяет излучения всех центров и тел человека [А.Й., §34; М.О., ч. 3, §219-223]. Подчеркнем, что при всей значительности пробуждения и действия таких главных центров, как Муладхара-Кундалини, Третий глаз, центр гортани, головного мозга и, конечно, солнечного сплетения, сердце по своим космическим возможностям и внутренним качествам превосходит их все. Именно сердцу, этому «синте- зу-синтезов» и «солнцу-солнц», принадлежит по законам циклов главенствующая роль в предстоящей Новой Эпохе.
Как видим, организм человека обладает всеми возможностями для достижения «высшего духовного сознания». И принцип проявления первоначала в сердце человека тот же, что и для всего сущего. Окружая божественное начало сердца, энергия кристаллов Чаши выступает как истинное сокровище человека, его «природно-заработанный» Агни, «окрашивающий» излучение монады в соответствии с качеством и цветом своих энергий. Единое сияние Триады через солнечное сплетение проникает все тела и распространяется на всю ауру. В Учении говорится о 21-м центре, открытие которых ведет за собой и возжжение других «огней». А для завершения необходимо раскрытие 49-ти огней, заключающих в себе все центры человека. При постепенном преображении и трансмутации сознания всех принципов (то есть при сознательном переводе низших энергий в высшие) сияние Триады, и «по необходимости» других центров, наполняет человека светом.
Конечно, тема духовных центров, их общих свойств, особенностей и значения для физического и духовного здоровья человека нуждается в специальном освещении. Отметим лишь следующее. Знание о деятельности центров особенно важную роль приобретает в переживаемое нами время, когда все процессы в природе и в организме человека значительно ускорены, и духовные центры, в зависимости от прошлых накоплений, нередко раскрываются стихийно, вызывая симптомы, близкие известным видам заболеваний.
Знание это необходимо всем духовно устремленным людям, независимо от религиозных взглядов, и вообще всем, не говоря уже о работниках медицины, системы образования, детских учреждений, тем, кто, желая помочь, иногда грубо вмешивается в тончайший духовный процесс, переживаемый организмом взрослого или ребенка.
Все центры «действуют силой связи с Иерархией Света», и неудивительно, что во всех текстах книг Живой Этики постоянно подчеркивается необходимость укрепления связи со своим Учителем Света. А на высоких стадиях духовного продвижения центры человека раскрываются «во всем их совершенстве» только лишь при непосредственном участии своего «космического отца».
И, наконец, последнее — об ауре как о показателе степени проявления божественного первоначала в сердце человека и как о самой результативной составляющей в общем комплексе взаимодействий энергий сознания человека. О ней скажем только самое главное и очень кратко.
По Учению, все, что существует — «от атома до звезд и планет», все предметы, растения, животные и человек — все имеет свое излучение [Аб., т. VIII, §555]. У человека — это светящееся яйцо, или невидимая магнетическая сфера. Она семерична по своему составу, ибо в ней отражаются эманации всех принципов в зависимости от природы субстрата материи и энергий сознания. Главное излучение, ее наполняющее, принадлежит бессмертной Триаде. Ее свет дает основные цветовые излучения, отвечающие потенциалу духа и накоплениям Чаши. Ее проявлению обычно мешают различные, тоже цветовые, необузданные эманации низших четырех принципов, или тел человека, в первую очередь — физического и астрального. То есть основные излучения Триады дополняются непрестанным рефлексированием ауры на качество мыслей, слов, чувств и действий человека, соответствующих энергиям сознания его низших принципов. И чем эти последние «спокойнее и уравновешеннее.., тем ярче и сильнее Свет высший, который внутри» [Аб., т. 8, §21].
У духовно зрелого человека сознательно формируется и охраняется так называемая «заградительная сеть», которой заканчивается аура. Ее жизнестойкость предохраняет человека от вторжения многих нежелательных энергий [Аб., т. 9, §129].
В общем защитная мощь ауры определяется не столько ее цветами, сколько внутренним напряжением духа и степенью равновесия человека, а значит, и его ауры. В обычной жизни аура каждого человека дает безупречное выявление его полного огненно-светового облика, понятного ясновидящему. Аура есть «кладезь всех хороших и дурных энергий человека». Это его лучший паспорт, или, как говорила Блаватская, «зеркало, позволяющее видеть реально человека таковым, каков он есть на самом деле, а не каким он кажется или представляет себя» [Бл.,т. 12, с. 608].
Итак, сознание — это огненная, или все та же мыслящая психическая энергия. У каждого человека она является потенциальным фокусом единения трех миров — физического, тонкого и огненного. А потому различия в качестве сознания каждого, вмещающего неповторимый набор мыслей, чувств и устремлений, беспредельны. И высшее качество сознания, которое, быть может, многими жизнями собирается вокруг зерна духа, это не обыденное рефлекторное (астральное!) сознание или интеллектуальное мозговое мышление вне связи с сердцем; нет, это есть чистый Агни, или его психическая энергия в ее высшем качестве, то есть, та же благодать.
Мир в конкретный момент воспринимается каждым индивидуально. Причем воспринимается по-своему не только окружающий нас плотный мир, но и Мир Тонкий — после смерти физического тела. И ступени расширения сознания человека измеряются накоплениями именно этого чистого Агни; запастись
им — цель каждого устремленного последователя этого знания. Ибо это и есть то истинное духовное сознание, к которому должен стремиться каждый, вставший на путь самосовершенствования. И это понятно, ибо «даже большие практические достижения при несоответствии понимания почти ничего не дают или порождают зло» [Аб., т. 9, §143]. Собирание же ценностей духа происходит по мере роста и расширения сознания. А оно растет и расширяется, как отмечалось, медленно. И в Учении советуется «отмечать и сознательно откладывать в хранилища Чаши» [ Аб., т. 10, §240] каждую вновь обретенную крупицу знания. Такое накопление связано с устремлением к овладению мыслью, овладению самим собой. Иными словами, жить не рефлексами на все окружающее или подчиняясь собственным рефлексам, а своей волей, охраняя чистоту своего внутреннего мира, свое равновесие и раскрывая, тем самым, в себе возможности могущества своего Духа. При этом, памятуя о пользе эволюции, человек должен стремиться жить яркой, напряженной земной жизнью, черпая от нее «нужный опыт» и отрешаясь от всего «нечистого и грубого». Ибо земная жизнь есть лучшая школа [Аб., т. 9, §113,220].
И еще отметим, что, согласно Учению Жизни, исходно, по имеющемуся в сердце каждого «зерну духа» — все равны; внешние различия между людьми — пол, возраст; цвет кожи, религиозная, национальная, сословная принадлежность и т. п. — не имеют значения. Признается только одно отличие — по наполнению Светом, то есть тем же чистым Агни, по светимости ауры, иначе говоря, по качеству сознания, а проще — по чести и совести, отвергая любые искусственные и механические формы стимуляции энергии.
[1] Здесь и далее книги Живой Этики: М.О. — «Мир Огненный», Б. — «Беспредельность», Иер. — «Иерархия», Л.С.М. — «Листы Сада Мории», З.А.Й. — «Знаки Агни Йоги», С. — «Сердце» и т. д.
[*] Практическая Веданта. М., Ладомир, 1993.
[†] Бл. — H.P.Blavatsky. Collected Writings. USA-India-London, 1889-1890.
[‡] П. — Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2-х т. Минск, Белорусский фонд Рерихов, Прамеб, 1992.
[§] А6. — Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. Новосибирск, 1993-1997.
[5] При этом не забудем, что человек одновременно целостен и троичен, что Душа у него — одна, но явлена в трех аспектах, а именно, как «человеческо-животная душа», «человеческая душа» и «Духовная душа».
[6] В Учении не раскрывается волшебная сила сокровенного собеседования человека со своим сердцем, с духовными центрами или своими органами… Это таинство. А значит, предоставляется возможность для испытания интуиции каждого.