О применении представлений Учения Живой Этики о составе и эволюции человека в современных научных исследованиях: проблемы и перспективы
«Лишь истинное Знание без всяких предрассудков и ограничений откроет путь к великому счастью Беспредельности торжествующего Бытия!» (Из письма Е.И. Рерих Е.П.Инге 28 апреля 1951 г).
Я думаю, все мы можем согласиться в том, что в системе Знания, выраженной в Учении Живой Этики, наиболее востребованным сегодня является представление о сложном составе и эволюции человека. Иначе говоря, главное, что сегодня нужно людям для успешного преодоления трудностей и установления правильного, разумного, справедливого устройства жизни – это знание о том, что такое человек и для чего он живет на земле. Но для того, чтобы это знание стало работать в жизни, необходимо его научное обоснование, а для этого нужны систематические исследования с применением современных методов, прежде всего в области наук о человеке. И, на мой взгляд, никакая самодеятельность, никакие дилетантские исследования здесь не помогут.
Может возникнуть вопрос: почему необходимо именно научное обоснование? Разве мало сейчас разнообразных философских, религиозных, мистических учений, в которых даются сведения о сложном составе человека и его эволюции путем перевоплощений, из которых можно черпать руководство к правильным действиям и понимание смысла земной жизни человека?
- Да, несомненно, таких источников знания сейчас известно немало. Но для того, чтобы реально изменилась жизнь в соответствии с этим представлением о человеке, необходимо, чтобы оно было осознано как действующее, как практически значимое, как причина многих явлений, происходящих в разных сферах жизни, в разных масштабах, на разных уровнях – от каждого человека до каждого сообщества людей, государства и всего человечества. Необходимо именно осознание, то есть, усвоение этого нового представления и применение его для решения практических задач. Но для того, «чтобы осознать свою истинную природу, человек должен произвести работу в сфере своего мышления. Результатом этой работы должно быть установление в сознании связи между высшими причинами и низшими следствиями, между действием высших энергий, психических, интеллектуальных, духовных сил — и вполне очевидными физическими следствиями». Подробное обсуждение этого вопроса и доказательство ведущей роли науки в осознании активности высших составляющих человека в его земной жизни было дано в моей статье «О преображении науки на основе Высшего Знания», написанной еще 25 лет назад. Фрагмент из нее я использовала для своей вступительной статьи в книге «Послания Братства в Россию» (2009 г). Полностью она опубликована на нашем сайте, на стр. «Новые Материалы».
- Итак, речь идет о формировании в сфере науки нового, расширенного понимания природы человека – его сложного состава, силы мысли и активной роли сознания, возможности сохранения сознания вне физического тела, понимания процесса эволюции человека путем перевоплощений, то есть, смены физических тел, значения земной жизни для накопления опыта и развития психических, интеллектуальных и духовных сил, скрытых в его внутренней сущности.
- Это означает поднятие уровня мысленного горизонта человеческого сознания, разрушение в нем барьера, ограничивающего жизнь человека масштабом его единственной личности, и это означает отрицание неизбежного следствия существования такого барьера – вывода о бессмысленности жизни и тщетности человеческих усилий, к которому приходили мыслители разных времен. В качестве примера такого вывода можно привести слова великого французского философа, математика и мистика 17-го века Блеза Паскаля: «Мы беззаботно бежим к пропасти, поместив перед собой что-нибудь, мешающее ее увидеть».
- Так вот, новое научное представление о природе человека – это реальная альтернатива подобным выводам, это утверждение необходимости и значимости земной жизни для эволюции истинного человека, это утверждение великой мощи человеческого разума и его возможностей преобразования жизни на Земле в согласии с законами, проявленными в мировой жизни, в Красоте и Гармонии Вселенной. Можно сказать, что это открытие наукой новой ступени в познании сущности жизни и природы человека, подобное тому, которое имело место в 19-м веке, когда достижения науки (такие как теория эволюции Дарвина, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии) послужили основой для утверждения атеистического мировоззрения в противовес догматам религии и власти церкви над умами людей. Но сейчас это открытие несравненно большего масштаба, в котором не только осуществляется разрушение действующих догматов и предубеждений, но становится возможным синтез религиозных и философских учений, философских основ науки и ее наиболее общих теорий.
- В сущности, речь идет о коренной перестройке структуры человеческого сознания, об изменении стереотипов мышления, и, следовательно, о формировании новых принципов организации жизни и их воплощении на практике. Но для того, чтобы такая перестройка действительно произошла, необходимо, я повторяю, научное обоснование нового понимания природы человека, которое возможно при соответствующей перестройке сознания ученых, работающих в области естественных наук о человеке, прежде всего в биологии и медицине. Таким образом, для тех, кто считает себя последователем Учения Братства Света, разделяет представление этого Учения о природе человека и смысле его земной жизни и желает внедрить это новое понимание в умы ученых, возникает необходимость поставить для себя два вопроса: во-первых, правильно ли они действовали до сих пор, поскольку желаемый ими результат, очевидно, не достигнут и, во-вторых, как они должны действовать теперь, чтобы это новое понимание человека было воспринято в современном научном сообществе.
- Опыт моей многолетней работы в Институтах Академии наук, в особенности последние почти 12 лет в Институте общей патологии и патофизиологии, который входит в отделение медико-биологических наук РАН, позволяет сформулировать задачи, которые, как я считаю, важно ставить и решать последователям Учения, чтобы новое понимание человека стало действовать в науках о человеке.
- Поскольку речь идет о внедрении в умы ученых новых идей, т.е. новых мыслей, для правильной постановки задач, на мой взгляд, нужно проделать подготовительную работу, и для этого использовать сведения о структуре и свойствах мысли, о взаимодействии идей с человеческим сознанием и об условиях, необходимых для восприятия сознанием новой мысли. Такие сведения имеются в теософской литературе, в Учении Ж.Э., в Гранях А.Й. и некоторых других, близких к ним источниках. Их нужно нам самим основательно проанализировать, усвоить и применить для представления нового понимания человека в научной аудитории. Такую работу я сама начала делать несколько лет назад, ее итоги отражены в ряде публикаций и докладов. Последние 2 года она проводилась также на семинаре «Наука о жизни: философские основы и эксперимент», которым я руковожу (Слайд 2).
Слайд 2
- На слайде показаны некоторые доклады в этом направлении — и мои, и других участников семинара которых мне хочется отметить особо — доклады Т.В.Аверьяновой, М.В.Малыхиной и И.В.Болдыревой; с ними можно познакомиться на нашем сайте, на странице «Наш семинар».
- Итак, какие же задачи я считаю важным ставить и решать для представления в научной аудитории нового понимания человека, о котором говорится в Учении (Слайд 3):
Слайд 3
- Прежде всего некоторым последователям Учения нужно пересмотреть свою собственную исходную позицию, то есть, выступать не в качестве обладателей абсолютной истины, предлагающих ученым возвыситься до ее понимания и применения; но в качестве союзников в общем с ними деле помощи людям, предлагающих новые пути решения научных проблем на основе соответствующих сведений, имеющихся в Учении. Проблемы эти зависят от профиля научной аудитории. Например, можно говорить о продвижении в понимании а) происхождения и сущности жизни, б) эволюции жизни на Земле, б) причин тех или иных биологических процессов, изучаемых на уровне молекулярных взаимодействий, в) причин различных заболеваний человека и о разработке эффективных способов лечения. При этом можно обращать внимание на влияние факторов, не учитываемых в данной области науки, поскольку они не имеют объяснения в рамках действующего представления о человеке — например, на действие слабых ЭМП на живые организмы или на действие веществ в ультрамалых концентрациях, которые не обнаруживаются известными методами (высоких разведений гомеопатических средств). И важно показывать возможность найти объяснения, используя новое понимание человека, и не обязательно со ссылками на Учение. Таким образом можно сделать явными для ученых причины, действующие не снизу, а сверху, от более тонких состояний материи. Примеры таких объяснений имеются в моей книге «О близости высших миров или на пути к новой науке». Конечно, для этого необходимо иметь некоторый минимум знаний в данной области.
- Создание краткого описания основного содержания Учения. Невозможно предлагать сразу читать многие тома, но можно для первого приближения давать краткое описание в виде брошюры или небольшой книги со списком литературы по нашим Источникам, но в спокойном тоне, без явных признаков апологетики (апелляции к своим авторитетам). Среди множества изданий последнего времени хорошим примером такого рода является, на мой взгляд, книга Т.В.Аверьяновой о Блаватской и теософии. Хорошо бы иметь такие примеры и по другим Источникам, входящим в круг Учения Братства. Их можно успешно использовать для подготовки научной аудитории к восприятию нового понимания человека.
- Правильный выбор аудитории. В научной среде есть разные ученые, и среди них такие, для которых вполне можно найти приемлемые формы изложения представлений Учения о человеке и его эволюции, если над этим поработать самим, иметь необходимый минимум знаний в соответствующей области науки и стремиться сосредоточить внимание на научных исследованиях, подтверждающих правильность расширенного представления о жизни, о человеке, об активной роли сознания, об отношении мозга и сознания. А при благоприятных условиях можно говорить и об Источнике этих расширенных представлений, и об их происхождении.
- Объяснение происхождения текстов Учения Братства Света. Для научного сообщества Учение Братства нужно представлять не как разновидность религии или религиозной философии, выраженной в виде своего рода священных текстов (писаний), как это принято в традиционных религиях, но как Знание, добытое путем опытного исследования Космоса, природы и человека. И анализ текстов Учения Ж.Э., писем Махатм, писем Е.И. показывает, что это вполне возможно. При этом необходимо иметь четкий ответ на вопрос о происхождении этих текстов – кто их автор и каким способом они были получены и записаны тем или иным посредником. Потому что без такого объяснения, я думаю, в принципе невозможно вывести Учение из того маргинального состояния по отношению к науке, в котором оно до сих пор пребывает. Здесь может быть полезным представление Братства как Обители Знания и как источника идей, стимулирующих прогресс в научных исследованиях; это видно, с одной стороны, из соответствующих текстов Учения и, с другой стороны, из достижений современной науки, приближающих расширенное понимание состава человека и роли сознания, подтверждающих тем самым представления Учения.
- Выбор формы изложения с учетом возможностей восприятия аудитории. Здесь имеется в виду основной принцип, которым нужно руководствоваться, чтобы новая идея встретила положительный отклик у слушателей. Этот принцип — созвучие идеи с воспринимающим сознанием (Слайд 4), т.е., чтобы вибрации воспринимающего
Слайд 4
- сознания вступили в резонанс с вибрациями Идеи. Для того, чтобы такое созвучие состоялось, нужно учитывать характер мышления большинства людей в любой научной аудитории из медико-биологических направлений. А именно, их убежденность в правильности действующего ограниченного материалистического мировоззрения и соответствующих методов исследования. И нужно понимать, что такое мировоззрение имеет свои глубокие корни и свои положительные стороны. Такой материализм и основанная на нем атеистическая философия вдохновляли многих мыслящих людей, в том числе выдающихся ученых, поскольку, как представлялось в конце 19-го – начале 20-го века, он открывал возможность построить справедливое общество свободных высоконравственных людей, которые самоотверженно трудятся на общее благо, используя для этого достижения научно-технического прогресса. И несомненно, что такие убежденные материалисты – атеисты принесли много пользы своими самоотверженными трудами на благо человечества, в том числе научными исследованиями. Такие прекрасные примеры высоконравственных ученых-материалистов есть в науке и сейчас. Это люди, которые работают с полной отдачей, несмотря на, как правило, преклонный возраст, и они заслуживают огромной благодарности и уважения. И среди них есть те, кто обладает широким кругозором и сохранили подвижность ума и способность к восприятию новых идей, так что в них можно найти союзников в работе по внедрению нового понимания природы человека.
- И последняя, но не менее важная задача для последователей Учения – воспитание в себе терпения! Потому что нужно отдавать себе отчет в том, что коренное изменение направления и широты мысли ученых не может произойти быстро, оно требует времени. Поэтому важно не торопить события, а двигаться постепенно, и стремиться показать эффективность расширенного представления о человеке для решения конкретных научных проблем, стараясь отталкиваться от предметов, известных данному ученому. Работать над этим нужно самим и не ждать усилий от ученых, а высказывать свои предложения и терпеливо ждать реакции на них. Это могут делать люди, знакомые с Учением и имеющие одновременно специальные знания — например, студенты колледжей или вузов, обучающиеся соответствующим наукам. Но вообще нужно привлекать этих людей отовсюду, откуда только возможно, чтобы создать сильную группу профессионалов, владеющих Знанием природы человека, данным в Учении и способных представлять эту позицию Учения на достойном уровне для медико-биологической аудитории.
Конечно, все это требует труда, времени, напряжения мысли, самоотдачи. Но это возможно, и более того, эта работа становится необходимой, потому что со временем приходит понимание того, что именно она имеет ясную перспективу, открывает путь в будущее, вносит реальный вклад в правильное преобразование жизни, в построение основ Нового Мира.
В помощь желающим участвовать в такой работе я могу предложить список публикаций (Слайд 5), полезных для решения этих задач; другие полезные материалы можно найти на нашем сайте. Эту работу планируется продолжать на нашем семинаре; сейчас в нем объявлен перерыв до сентября, но свои соображения и пожелания можно высказывать и раньше, поэтому я могу дать адрес и телефон секретаря семинара, М.В.Малыхиной.
Слайд 5
В заключение я хочу сказать, что, на мой взгляд, наша работа по утверждению нового понимания человека в современных науках о человеке – это реальный шаг к воплощению предсказания Е.И.Рерих о великой роли науки, выраженного, в частности, в одном из писем 1951 г. (Слайд 6):
Слайд 6
Из письма Людмиле Ивановне и Борису Николаевичу Чистяковым 22.07.51г.
«..Начнется новая Эра широкого строительства, полная возможностей и взлетов до высот неизреченных. Мысль царствует над миром! Лаборатории ученых явят нам новые чудеса, о которых мы не могли и мечтать, и все детские сказки окажутся, истинно, детскими по сравнению с тем космическим размахом, который откроют перед нами сказители-ученые, смелые и новые».
Ссылка на видео запись: https://www.youtube.com/watch?v=SLiLG9bACFg