Доклад на семинаре 21.09.2017 г.
Д.х.н. Е.М.Егорова.
1. Кратко о главной задаче – представление Учения как определенного мировоззрения, формирование идейного фундамента Учения как определенного направления мысли в общественном сознании и утверждение его реальной пользы для решения назревших проблем нашей жизни и определения стратегии развития государства. Я понимаю под этим не цитирование книг Учения Ж.Э., Граней А.Й. и других известных Высоких Источников, но именно создание научно-обоснованной идеологии, опирающейся на основные положения Учения Жизни.
2. Сегодня я думаю, что эту задачу можно выразить в другой форме: Наша задача – посев семян Идей Братства Света на поле общественного сознания, и упорная, самоотверженная работа по взращиванию этих семян Знания, по уходу за их ростками, защите их от разных вредителей, чтобы они могли выжить, укрепиться, вырасти и принести прекрасные плоды, которыми будут питаться все люди, жаждущие Правды, Добра, Красоты, жаждущие справедливости, которую можно обрести только через Знание действительности, которое заключено в этих плодах.
3. Как предварительный вариант набора таких семян я предложила принципы построения Нового Мира, о которых говорилось в одной из книг Учения Жизни (Гранях А.Й., 1956).В прошлом полугодии мы рассматривали первый принцип – признание двух миров, их взаимосвязи, сложного состава человека, его эволюции путем перевоплощений. При этом оказалось, что это очень большой вопрос, и мы фактически только начали над ним работать. Так что в этом полугодии мы будем эту работу продолжать, но постараемся расширить круг фактов и аргументов, чтобы, во-первых, самим лучше уяснить себе, что означает это положение (что такое человек), и, во-вторых, определить основные моменты, которые могут вызывать возражения у разных аудиторий, которым это положение предполагается представлять. Прежде всего, это важно представлять ученым – специалистам в области наук о человеке (биологии, медицины, психологии или пограничных с ними наук).
При этом, конечно, остаются в силе два главных направления работы семинара, о которых я говорила в прошлом полугодии: (1) работа с основными Источниками Учения Жизни, полезная для лучшего понимания Учения его последователями, то есть нас с вами и (2) научное обоснование позиций Учения для их представления на внешнюю аудиторию (в печати или в дискуссиях).
4. Но сегодня, прежде чем идти дальше по каждому из двух направлений семинара, я хотела бы поговорить об основных закономерностях восприятия идей и их утверждения в общественном сознании, и далее воплощения в жизни общества и государства. Это можно рассматривать как теоретические соображения, основанные на описанном ранее механизме восприятия Идей (Учения) человеческим сознанием (то есть отдельным человеком, индивидуумом) и их распространения через действие магнетизма мысли и сознания. Но теперь этот механизм развит далее применительно к взаимодействию Идеи с коллективным сознанием сообщества людей.
То есть речь пойдет также о том, какие события происходят при появлении в человеческом обществе Новой Идеи (Нового учения, религии, философии), при каких условиях возможно восприятие Идеи, что способствует, а что препятствует ее утверждению в общественном сознании, и далее ее материализации в виде конкретных изменений в жизни земного общества и государства. Я считаю эти соображения важными, поскольку они позволяют наметить пути к определению закономерностей восприятия и претворения в жизнь идей Учения и, следовательно, найти эффективные способы представления этих идей для внешней аудитории. Иначе говоря, речь идет об общих закономерностях, которые нужно иметь в виду, если мы хотим добиться успеха в деле посева семян Знания, начиная с тезиса Учения о сложном составе человека и его эволюции путем перевоплощений.
5. В последние несколько лет я работала над построением механизма восприятия идей человеческим сознанием, который основан на синтезе представлений Учения Жизни о тонкоматериальной природе и магнитных свойствах мысли с некоторыми сведениями известными из физики, о магнитных свойствах вещества. При этом использовалось также представление жизни как совокупности колебаний, или «Колебательный образ Жизни», описанный ранее в моей книге «о близости Высших миров или на пути к новой науке». Одним из следствий этого образа была возможность представить сознание человека как совокупность колебаний и рассматривать восприятие Идеи человеческим сознанием как взаимодействие колебаний или вибраций.
Основные результаты этой работы над механизмом восприятия Идей были темой моих выступлений на нескольких семинарах и на конференции Дельфиса. Для иллюстрации приводились примеры из истории человечества, которые показывали, сколь велика мощь светлых идей, исходящих от Братства Света, и насколько они долговечны, поскольку они живут в сознании людей века и тысячелетия.При этом утверждалось, что, хотя реально построить жизнь человеческого общества на основе этих Идей пока не удавалось, но существуют условия, при которых их вполне возможно воплотить в будущем. Основные моменты описаны также в двух публикациях – в статье «Магнит будущего» (Дельфис, 2013) и «О воплощении идей, составляющих магнит будущего» (Труды семинара секции МКК, т.5, 2016 г.).
6. Сегодня я очень кратко напомню об основных постулатах, на которых строится описание механизма действия идей на индивидуальное сознание и выводах, которые здесь были сделаны раньше, и затем расскажу о том, какие результаты дает применение того же подхода для рассмотрения дальнейшей судьбы Идей Учения в ходе их воплощения в обществе и государстве. Фактически этот подход есть попытка построения теории магнитных явлений в мире мысли. Конечно, слово «теория» здесь можно применять пока условно, но я все же считаю возможным его использовать в своем докладе, поскольку оно правильно отражает суть этой моей работы.
Для иллюстрации я предполагала использовать примеры, известные из истории возникновения и распространения двух мировых религий – христианства и ислама, а также из истории распространения Реформации в Европе в 16-17 в. Но за последнюю неделю я поняла, что эти примеры, хотя и очень интересные и действительно подтверждающие правильность тех выводов, которые сделаны на основании чисто теоретических соображений, но они не то, что нам нужно сейчас. А сейчас нам нужно применить эту теорию, во-первых, для решения главной задачи нашего семинара, и, во-вторых, для того чтобы лучше уяснить себе причины тех событий, которые происходят в рериховском движении как в последние десятилетия, так и в самое последнее время. Поэтому я скажу о некоторых следствиях этой теории, которые важны для нас как последователей Учения Братства, и буду приводить параллели с событиями более близкими нам по времени. И я надеюсь, что это может стимулировать живую дискуссию, к которой мы стремимся, с большей вероятностью, чем экскурсы в историю. Так я постараюсь показать, что предлагаемая теория может быть полезна для реального внедрения идей Учения в общественное сознание, для победы их в борьбе с другими идеями и, следовательно, для их воплощения в жизнь.
Но все же, чтобы моя работа над историческими примерами не совсем пропала, я упомяну некоторые сведения и оттуда. Конечно, их обстоятельный анализ – дело будущего.
7. Основы предлагаемого подхода (теории магнитных явлений) к определению механизма взаимодействия Идей с человеческим сознанием и их распространения в человеческом обществе кратко обозначены ниже:
- Мысль (Идея) есть форма, состоящая из атомов материи ментальной сферы; для этой формы характерна определенная частота колебаний или вибрация, несущая определенную энергию;
- Мысль обладает магнитными свойствами; для тонкоматериальных составляющих плотных форм, в том числе предметов, и ментальной сферы человеческого сознания, можно применять понятие намагниченности, и можно рассматривать их свойства и взаимодействия по аналогии с таковыми для форм плотного вещества;
- Мысль способна намагничивать предметы, воздействуя своим магнитным полем на их тонкоматериальную составляющую;
- Магнитные свойства мыслеформ, в том числе присутствующих в структуре человеческого сознания, обусловлены ориентацией магнитных моментов ментальных атомов. Сознание способно намагничиваться под действием внешнего магнитного поля Идеи;
- Сознание можно представить как совокупность колебаний (вибраций); взаимодействие Идеи и сознания можно рассматривать как взаимодействие вибраций;
8. Теперь я напомню вкратце основные результаты предыдущего этапа моей работы по построению механизма восприятия Идей человеческим сознанием и их дальнейшего распространения (1-я часть теории магнитных явлений).
Если рассмотреть процесс восприятия идеи с точки зрения взаимодействия вибраций (слайд 1), то здесь могут быть два варианта в зависимости от того, готово ли сознание к восприятию идеи.
Слайд 1
(1) в сознании активна вибрация той частоты, которая может отвечать на вибрации Идеи (возможен резонанс). Тогда оно способно воспринимать Идею и при этом между сознанием и идеей образуется магнитная связь, которая сохраняется, пока в сознании активна соответствующая частота; оно обозначено как ВС.
(2) в сознании эта частота не активна, и поэтому резонанс не возникает, идея не воспринимается и магнитная связь не образуется. Внизу в каждом случае показаны магнитные моменты атомов ментальной сферы сознания: при образовании магнитной связи атомные магнитики выстраиваются преимущественно в направлении поля Идеи, при отсутствии такой связи – они не испытывают влияния поля Идеи и ориентированы более или менее беспорядочно.
Чем более высокого порядка вибрации Идеи, тем меньше человеческих сознаний, способных ее воспринять, что мы и видим в жизни – людей, способных воспринимать высокие Идеи, например, Братства Света, ничтожно мало по сравнению с остальной массой человечества. Но, конечно, и среди этих людей существует своя иерархия, есть разные степени близости к Учителям Братства, и есть свои индивидуальные особенности.
9. Под ВС я здесь буду иметь в виду (прежде всего) самые высшие уровни среди этих сознаний, тех высоких Учителей или реформаторов религий, которые воплощались на Земле для просвещения сознания людей и произвели существенные сдвиги в сознании человечества в мировом масштабе. Это могут быть Святые Риши древней Индии, великие мыслители, философы древности (Конфуций, Сократ, Платон), основатели мировых религий (буддизма, христианства, ислама). Это могут быть и религиозные реформаторы, стремящиеся восстановить основы религии, изначальные истины вероучения, очистить их от искажений всякого рода, чтобы люди могли заново почувствовать и осознать значение духовной основы жизни; таким был, например, Мартин Лютер, идеолог Реформации в Европе в 16 в, которую я предполагала привлечь в качестве примера. Наконец, это могут быть и те, кто принес нам Учение Братства в его более современных формах, я имею в виду Е.П.Блаватскую и Е.И. и Н.К.Рерихов.
10. Нужно заметить еще, что под Идеей здесь имеется в виду не только мощная мысль, исходящая из Высокого Источника, но и система мыслей, Учение, которое можно условно представить как некий камертон, излучающий вибрацию, вместившую в себя множество идей, составляющих основу определенного мировоззрения.
11. Что происходит после восприятия Идеи? ВС намагничено полем Идеи и само становится магнитом. (слайд 2). Поэтому какая-то степень магнетизма Идеи присутствует в плотных формах (ПФ), которые создаются этим сознанием, а также оно притягивает своим магнитным полем другие сознания, опять-таки по закону созвучия вибраций. То есть, между другими сознаниями, способными отвечать на вибрации поля ВС и этим сознанием образуется магнитная связь и их атомные магнитики в той или иной степени выстраиваются в направлении поля воспринимающего сознания, то есть поля Идеи.
Слайд 2
То же происходит и с другими сознаниями, которые притягиваются магнитным полем плотных форм – между сознаниями и этими формами образуется магнитная связь и в сознаниях образуются структуры из соответственным образом ориентированных ментальных атомов.
12. Из всего это следует вывод, важный для понимания по крайней мере одной из причин разъединения между последователями той или иной системы мысли – различных Учений, религий, философских систем, и научных концепций; это касается в том числе и последователей Учения Жизни: Сознание человека привязано к форме, являющейся носителем Идеи. Этой формой может быть (1) воспринимающее сознание (живой земной носитель поля Идеи) и(или) (2) плотная форма, в которой воплощена Идея – например, определенные тексты, входящие в набор печатных Источников, произведения искусства и т.д.
Понятно, что для внедрения Идеи в сознание людей нужно ее облекать в различные формы, чтобы она была доступна как можно большему числу сознаний. Но здесь есть и оборотная сторона. Поскольку при восприятии и воплощении Идеи всегда возможны искажения ее сущности, которые к тому же могут увеличиваться со временем, то в результате привязанности человеческого сознания к форме возникают более или менее серьезные противоречия между приверженцами одной и той же Идеи. «Тому в истории мы тьму примеров слышим» (знаем). Примерами из истории могут быть: (1) первые века христианства – споры между последователями, (2) два течения в исламе, (3) разделение христианских церквей, (4) реформация в Европе 16-17 в – разновидности протестантизма — лютеранство, кальвинизм, реформатская церковь, анабаптисты, гугеноты, пуритане, англиканская церковь – вражда и войны между ними, (5) раскол в русской православной церкви в 17 в. (слайд 3), (6) современные проблемы экуменизма.
Слайд 3
13. Из сказанного следует, что распространение идей происходит путем притяжения сознаний, более или менее намагниченных в направлении поля идеи. Эффективность действия таких сознаний как распространителей идеи, зависит от степени их намагниченности. Значит, важно понимать, от чего зависит эта степень намагниченности. Естественно предположить, что степень намагниченности сознания в направлении поля Идеи зависит прежде всего от того, насколько поле Идеи в нем сильнее полей всех других идей (идеологий), которые на него влияют (слайд 4).
Слайд 4
14. Другим важным фактором здесь является воля человека, то есть, действие его психической энергии (слайд 5). Сведения, имеющиеся в Учении Жизни (в теософии ЕПБ), дают основание полагать, что воля обладает магнетизмом, то есть, способна ориентировать атомные магнитики ментальной сферы в желаемом направлении. Чем более сильной волей обладает человек, тем больше степень его независимости от воздействий внешних магнитных полей различных Идей. Как нам известно, Доктрина Братства Света исключает насилие над волей человека. Это означает, что степень намагниченности сознания в направлении поля Идеи, исходящей от Братства Света, может сохраняться до тех пор, пока человек эту Идею разделяет и желает действовать в соответствии с ней. И здесь также очень важна именно сила воли: чем сильнее воля, то есть чем больше запас психической энергии, тем меньше опасности нарушения ориентации сознания в направлении Идей Учения в результате действия Идей, поля которых ориентированы в других направлениях.
Слайд 5
15. Таковы вкратце основные результаты, полученные ранее. Из них вытекают по крайней мере два следствия, важные для последователей Учения Жизни, то есть для нас с вами:
Следствие первое. Поскольку человеческое сознание привязано к форме выражения Идеи, то для того, чтобы она воспринималась, нужно уделять должное внимание форме, в которую следует облекать Идею, чтобы она была созвучна и потому приемлема для тех сознаний, которым она представляется. Это иначе выраженное указание, которое многократно встречается и в Учении, и в письмах Е.И. – нужно говорить по сознанию, следовать канону Господом твоим. Иначе неизбежно неприятие Идеи, протест против навязывания ее и отторжение Знания, которое так необходимо человеку. Это происходит потому, что внедрение чужеродных структур и насильственная перестройка ментальных атомов болезненно отражается на состоянии ума. Это относится и к Идее перевоплощения, которой мы занимаемся.
Что значит уделять внимание форме? Это значит, что, если мы хотим убедить в существовании перевоплощения людей определенной профессии – например, ученых-биологов или медиков, то нужно обосновать это аргументами, которые будут убедительны для них, а для этого нужно поработать самим, а не рассчитывать на принятие на веру тех аргументов (из Учения, теософии), которые убедительны для нас. Нужно уяснить себе, какие сейчас существуют возражения против перевоплощения, какие есть мнения сочувствующих, но сомневающихся, какие есть научные данные в пользу перевоплощения. Вот следующий доклад в этом полугодии будет посвящен как раз этому вопросу. И еще один доклад тоже будет полезным, поскольку это будет обзор научной литературы, в которой высказываются мнения о существовании иных миров, кроме плотного, физического мира, также предлагаются разные гипотезы о природе сознания и его связи с мозгом. Для аудитории из людей других профессий (историков, культурологов, религиоведов) нужно искать другие аргументы.
Следствие второе. Для того, чтобы воплощать Идеи Учения в земной жизни, необходимо создать в своем сознании структуры ментальных атомов, ориентированные в направлении поля этих Идей. Сейчас уже нет на земле никого из воспринимающих сознаний, то есть живых людей, носителей поля Идеи (ЕПБ, всех Рерихов, БН Абрамова). То есть нет источников магнитного поля, которое ориентирует атомы в сознании последователей. (слайд 6). Остались тексты, картины.
Слайд 6
В разделе физики, где рассматриваются магнитные свойства вещества, есть понятия собственного и наведенного магнетизма. Наведенный магнетизм соответствует ситуации, когда вещество намагничивается под действием внешнего магнитного поля, а когда поле снимается, оно размагничивается, то есть его магнитные элементы теряют свою ориентацию. А собственный магнетизм – это когда ориентация магнитных элементов вещества не зависит от того, действует ли внешнее поле, или зависит в какой-то (небольшой, определенной) степени.
По аналогии можно сказать, что в наших сознаниях тем больше степень собственного магнетизма, чем более упорно мы трудимся над уяснением сущности Идей Учения. Потому что эта работа, которой мы занимаемся – чтение текстов, размышления над ними, обсуждение их, собственное изложение их содержания, применение этих сведений для решения тех или иных вопросов в науке, в преподавании – это то, что создает в сознании структуры, намагниченные в направлении поля Идей Учения. И эта работа важна не только для этой нашей жизни, но главное – эти структуры остаются в сознании после ухода из этой жизни и могут воспроизводиться в следующих жизнях. А это значит, что мы сможем и в будущих воплощениях работать для преобразования жизни в направлении Идей Учения, Идей Братства Света.
16. Важно было выяснить, оправдываются ли эти рассуждения на практике, подтверждаются ли они примерами из истории, когда где-либо на Земле появлялась новая мощная Идея, которая со временем распространялась, обретала множество последователей и завоевывала мировое признание. Как я уже говорила, я стала использовать для этого три хорошо известных примера: возникновение и распространение двух мировых религий — христианства и ислама – и реформации в Европе.. Сведения о событиях, которые здесь происходили, я извлекла в основном из научной литературы, из книг по общей истории и истории религии. На слайде 7 показан список этой литературы.
Слайд 7
17. Когда я начала изучать исторические труды, в которых описывались времена возникновения и распространения соответствующих Идей (Учений), я сразу же обнаружила, что тот механизм восприятия и распространения идей, которой был выстроен для взаимодействия Идеи с индивидуальным сознанием (одного человека, ВС) работает только на самом начальном этапе. То есть, когда Высокий Учитель, пророк, или великий реформатор выходит со своим Учением на проповедь к людям.
Из теории магнитных явлений следует, что на начальной стадии Идея может привлечь очень небольшое число последователей. Причина в том, что магнитное поле Идеи только появилось и начало действовать на земле; человек – носитель Идеи встречается с небольшим числом слушателей. Большинство из этих сознаний не подготовлено к восприятию Идеи, поскольку до этого на них действовали другие Идеи, а для перестройки сознания нужно время. Поэтому вначале Учитель, Пророк, Реформатор может притянуть лишь те сознания, которые уже ранее были ему созвучны (в прежних своих воплощениях). И потому в начале Проповеди она должна быть ограничена сравнительно узким кругом последователей. Причем размеры этого круга зависят от того, была ли проповедь только устной, или появлялись также Записи этих проповедей, то есть их плотные формы (ПФ). Если есть записи, то магнетизм Идеи действует шире и число сторонников Учения увеличивается.
И наши три примера из истории это подтверждают. На слайде 2: ВС – это Иисус Христос, Мухаммед, Мартин Лютер. Число последователей каждого из них в начальный период их проповеди было невелико, и лишь потом оно более или менее быстро увеличивалось, в зависимости от условий, в которых эти события происходили. Например, в 16-17 в. в Европе распространять новые идеи было легче, чем в 1-м и 7-м веках, потому что уже свои плоды дала эпоха Возрождения наук и искусств в Италии, работали университеты, было изобретено книгопечатание и широкую известность имела просветительская деятельность выдающихся мыслителей и ученых-гуманистов. Таким образом, среди современников Лютера его реформаторские идеи могли находить больше сторонников и распространяться быстрее, чем это было возможно в 1 веке в Палестине и в 7 веке в Аравии.
18. Но все это показывает, что для успеха в деле просвещения сознания, в том числе для внедрения в умы Идей Учения Жизни или Доктрины Братства, большое значение имеет почва, в которую упадают семена Знания, то есть идеологическая среда в обществе, где появляется новая Идея. Поэтому возникает необходимость развивать теорию магнитных явлений дальше, и применить ее для описания взаимодействия Идеи не с индивидуальным сознанием, а с коллективным сознанием населения страны, где эта Идея появляется. Иначе говоря, нужно представить себе, что происходит при взаимодействии Идеи с общественным сознанием.
19. Когда я занялась этим вопросом, мне стало ясно, что это очень важная работа, которая может быть полезной как для того, кто ею занимается, так и для достижения реального эффекта в деле распространения Идей Учения в нашем обществе. Здесь я вижу огромное поле деятельности и большие перспективы, пока это лишь начало большого пути. Сейчас я хочу показать некоторые результаты, чтобы стало понятно, какую практическую пользу для преобразования жизни общества может принести понимание механизма взаимодействия Идеи (Учения) с общественным сознанием которое дает эта теория.
20. Новая Идея появляется в обществе, которое существует в определенных условиях – с определенным образом сложенной экономикой, политической системой, религиозными и культурными традициями, с внутренними противоречиями, внешними угрозами и главное – с определенным сочетанием действующих идеологий. (слайд 8) При этом может быть одна господствующая идеология, которую разделяет большинство в этом обществе, а может быть некий набор конкурирующих идеологий с определенным балансом между ними, которые охватывают большую или меньшую часть общества. В последнем случае имеется большинство, которое не участвует в борьбе идеологий, но занимает позицию пассивного наблюдателя. Вклад активной части общественного сознания зависит прежде всего от уровня образования и культуры большинства граждан данного общества (государства).
Слайд 8
21. Таким образом, «новая» Идея – это «зерно», которое прорастает в почве – общественном сознании, но это прорастание возможно при определенных условиях. Анализ процессов, которые протекают при прорастании Идеи и утверждении ее господства в обществе с применением теории магнитных явлений позволяет определить основные закономерности, которые должны иметь место в мире идей и их следствия на земном плане. Я их здесь называю предсказаниями, но тоже условно, чтобы подчеркнуть тот факт, что они выведены чисто теоретически из картины взаимодействия, полученной на основе постулатов, о которых я говорила. Эти предсказания приводятся ниже:
(1) Встраивание Новой Идеи в идеологическую среду происходит путем борьбы с другими Идеями (идеологиями). Чтобы воплотиться в реальные преобразования жизни общества, Идея должна завоевать право на первенство в общественном сознании.
Пояснение: откуда это следует?:
Встраивание Идеи и ее утверждение как ведущей силы в общественном сознании – это процесс намагничивания большинства сознаний в направлении поля Идеи. В ходе этого процесса Идея, если она достаточно мощная (несет сильный заряд энергии), намагничивает пасивные сознания или перемагничивает более слабые сознания (то есть такие, которые ориентированы полем менее мощной идеи). При этом она вытесняет те, которые либо слишком хаотичны и слабовольны и потому в принципе невосприимчивы к полю Идеи, либо неспособны к такому перемагничиванию, поскольку в них слишком сильно укоренились структуры атомов, ориентированные полем других Идей. Этот процесс перестройки структуры сознания, переориентации ментальных атомов, очень болезненный для умственного состояния человека, особенно для приверженцев других идеологий. И они неизбежно вступают в борьбу с Новой Идеей. Конечно, это справедливо только для людей, искренне преданных своей идеологии. Эти процессы условно отражены на слайде 9.
Слайд 9
(2) Встраиванию Идеи и ее утверждению благоприятствуют, во-первых, состояние ожидания перемен в обществе, потребность в новой Идее и, во-вторых, присутствие уже действующей идеологии, близкой к новой Идее по своему содержанию (вибрации), то есть по направлению магнитного поля.
Пояснение: откуда это следует?:
Состояние ожидания перемен, поиска новой Идеи, позволяющей обрести внутреннее равновесие и уверенность в будущем, проявляется в структуре сознания как повышенная подвижность ментальных атомов, повышенная пластичность присутствующих в сознании структур (привычных представлений, верований, оценок и т.п.). Это увеличивает в обществе процент сознаний, способных к намагничиванию в направлении поля Идеи. Присутствие идеологии, родственной новой Идее, проявляется как наличие ментальных атомов, переориентация которых требует малых затрат энергии поля Идеи. В этом случае перемагничивание наименее болезненно для сознаний. И это сильно облегчает встраивание Идеи в общественное сознание, особенно если такая предшествующая родственная идеология была господствующей. (тот же слайд 9);
(3) Увеличение числа сторонников новой Идеи способствует повышению ее значимости в общественном сознании и достижению ею господствующего положения;
Пояснение: откуда это следует?
Увеличение числа сторонников новой Идеи приводит к увеличению силы их коллективного магнитного поля, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа сознаний, намагниченных этим полем, то есть, к дальнейшему увеличению числа сторонников. Таким образом, это процесс с положительной обратной связью. Стоит добавить, что гонения на сторонников Идеи, и особенно публичные казни способствуют увеличению в обществе интереса к самой Идее и сочувствие к пострадавшим за веру. Это также увеличивает число сознаний, предрасположенных к восприятию Идеи, поскольку при этом включаются энергии воли и сердца, которые обладают сильным магнетизмом и могут ориентировать структуры сознания в направлении поля Идеи, то есть повышать вероятность его созвучия с этой Идеей.
(4) Насилие господствующей Идеи над человеческими сознаниями всегда вызывает протест и стремление освободиться от ее власти. Примеры – реакции разных групп общества на смену господствующей идеологии (и власти). Можно легко найти параллели в нашей недавней истории – революции 1917 и 1991 гг.;
(5) Привязанность сознания к форме выражения Идеи порождает противоречия между ее последователями. Уход с земного плана родоначальника новой Идеи приводит к обострению этих противоречий вследствие ослабления действия его магнетизма и усиления действия магнетизма конкурирующих идей (слайд 6). С течением времени это приводит к искажениям самой Идеи, трансформации ее поля в сознаниях последователей и образованию разных идейных течений, претендующих на обладание абсолютной Истиной. Примеры из истории – борьба между христианами в первые века, ереси; войны между протестантами. Современный пример – рериховское движение.
(6) Поскольку структура сознания (как индивидуального, так и общественного) весьма устойчива, то преобразования жизни общества в соответствии с новой Идеологией естественным (эволюционным) путем возможны при условии, если они происходят постепенно и проводится необходимая работа по подготовке разных сознаний, то есть, по разъяснению им необходимости и полезности таких преобразований. В противном случае неизбежны кровавые столкновения, гражданские войны, страдания и гибель многих людей. Что и происходит, как известно из истории, при революционных преобразованиях общества. Может возникнуть вопрос: а возможен ли вообще эволюционный путь преобразования жизни общества? История показывает, что такой путь возможен, но для этого необходим мудрый правитель. Пример — переход от республики к империи в Древнем Риме (при Октавиане Августе).
22. Во всем, что я говорила, в принципе нет ничего нового (может быть, за исключением привязанности сознания к форме выражения Идеи) – но тем не менее, здесь сделан важный шаг вперед в представлении Учения Жизни как Знания, которым можно руководствоваться в жизни, как науки, которую стоит применять для решения жизненно важных задач. Дело в том, что это описание механизма восприятия и воплощения Идеи в земной жизни дается только на основе сочетания (или, скорее, синтеза) сведений, взятых, с одной стороны, из Источников, в которых дается Учение Жизни, и с другой стороны, из одного из разделов современной науки. Из Учения взяты представления о материальной основе и магнитных свойствах тонких форм, существующих в ментальном мире, то есть мыслей, а из современной науки – представления о магнитных свойствах вещества. Синтез этих двух составляющих в предположении, что тонкие формы, состоящие из материи мысли, подчиняются известным закономерностям, установленным в физике для магнитных свойств вещественных форм, позволил чисто теоретически описать механизм восприятия и воплощения Идей Братства Света и вывести из этого описания закономерности, которые можно проверить на практике, рассматривая и анализируя примеры возникновения и распространения таких Идей, известные из истории человечества. Это означает, что Учение Жизни можно представить именно как Знание, которое можно проверить на практике, и которое можно сочетать с современной наукой.
23. В заключение я хочу привести слова одного человека, жившего 2000 лет назад в Древнем Риме, которые лишний раз напоминают нам о том, как долго живут Идеи Учения Братства Света и потому эти мысли могут быть близки не только современникам древних римлян, но и тем, кто живет сегодня.
Это фраза из письма Плиния младшего, написанного около 100-го года нашей эры:
«Постараемся, пока живы, чтобы смерть нашла (в нас) как можно меньше того, что она может уничтожить». В этом, как мы видим, выражена суть Учения Жизни.