Е.М.Егорова
О значении научного обоснования рериховского понимании Общины как единения в духе и сознании
Доклад здесь представлен в виде статьи в сборник трудов конференции
Я благодарю Музей-Институт семьи Рерихов за возможность представить свое сообщение на этой конференции, потому что это позволяет мне высказать свои соображения о том, насколько актуальны сейчас те идеи, с которыми Рерихи приехали в Москву 90 лет назад и которые стремились передать Советскому правительству. Я имею в виду сейчас идею Общины, которая была обоснована и обстоятельно разъяснена в известной книге Учения Живой Этики с тем же названием, подготовленной к изданию в Советском Союзе.
Вначале я хочу кратко остановиться на сущности Общины, как она выражена в этой книге Учения и как ее понимали Рерихи. Я считаю важным по мере возможности применить это понимание Общины для преодоления разъединения, которое сейчас существует – как в рериховском движении, так и в современном российском обществе.
Преодоление разъединения в рериховском движении позволит, во-первых, создать условия для будущего объединения последователей Учения из разных регионов России вокруг единого центра, способного координировать их работу. Во-вторых, это позволит уже сейчас объединить усилия последователей Учения (главным образом ученых) по продвижению идей Учения в науке и внедрению их в общественное сознание. А внедрение идей Учения в общественное сознание означает, что эти идеи должны обсуждаться и работать на уровне общественных дискуссий – в печати, на радио и телевидении – наравне с другими идеями, претендующими на роль объединительных для России, на роль идеологической основы российского общества. И это важно, поскольку сейчас все более отчетливо осознается тот факт, что нам жизненно необходима своя идеология — и для достижения единства государства, и для определения стратегии его развития.
Какова же сущность Общины, как она представлена в Учении и в понимании Рерихов? Я не имею возможности уделить внимание всем аспектам этого понятия, и потому кратко остановлюсь лишь на двух из них, которые наиболее актуальны сегодня. Прежде всего, утверждается, что община не означает физическое объединение людей в коллективы различного масштаба и назначения. Я приведу сейчас несколько фраз по этому поводу из письма Е.И. Рерих А.И. Клизовскому от 10. 09.1938 [1], где она высказывает свое мнение об одной из глав его книги «Основы миропонимания Новой Эпохи»:
«Учение Живой Этики, или Новой Жизни, нигде не настаивает на тесном общежитии, даже наоборот, именно предупреждает против телесного толкания. Неустанно повторяется, что сотрудничество должно проявляться в каждодневном обиходе, во всех условиях, в которых нас поставила жизнь. Но телесное толкание и все мелочи жизни создают тяжкую атмосферу, в которой вместо единения упрочивается именно разъединение. Нужно сознательное, дружественное сотрудничество всегда, всюду и во всем. Но все искусственные объединения никогда ни к чему хорошему не приводили и не приведут».
«Можно успешно сотрудничать, находясь в разных городах и даже странах. Расстояние с каждым новым научным открытием и изобретением становится все более и более несущественным. И все сильнее и ярче утверждается единственное истинное единение, единение в духе и сознании (выделено Е.И.Рерих). Братство может осуществляться лишь при единении сознаний».
При этом в книге «Община» многократно подчеркивается, что сотрудничество между людьми должно быть только добровольным, никакое насилие здесь недопустимо.
Другой важный аспект Общины, подчеркнутый в Учении – она есть не только единение людей на Земле, но и единение их с братьями по разуму, обитающими в Космическом пространстве, причем единение именно в духе и сознании.
Из книги «Община» ([2], №29]): «Истинно, только щит общины может осмыслить пребывание на земле. Как неслыханно красиво мыслить о кооперации с дальними мирами… Вы понимаете, что без общины Земля жить не может. Вы понимаете, что без расширения небесных путей существование становится ничтожным. Новый Мир нуждается в новых границах. У ищущих должна быть дорога».
Еще из того же письма Е.И. [1]: «Итак, следует понимать общину не в узком смысле, но в самом широком (выделено Е.И.Рерих). Именно как сотрудничество со всем человечеством, со всеми мирами, со всем сущим».
Понятно, что для воплощения в жизнь такого понимания общины, необходимо понимание сложного состава человека, смысла и сущности эволюции человека, осознание его неразрывной связи – в духе и сознании — с другими разумными существами во Вселенной. Иначе говоря, необходимо расширение сознания.
Революция 1917 г. в России в числе других идей несла людям идею общины, причем не ограниченной только рамками одного государства, но общины мировой. Это был мощный импульс, направленный на разрушение частнособственнической психологии, на утверждение принципов сотрудничества, взаимопомощи, бескорыстного труда ради общей цели – освобождения человечества от эксплуатации капиталом. Мировая Община понималась как всемирное братство трудящихся, которые должны были бороться за свои права и свободы и в единении могли одержать победу над мировым капиталом. Конечно, это был важный шаг в перестройке сознания, к выходу в сознании за границы, поставленные устремлением к личному благополучию, пониманием смысла жизни как накопления преимущественно материальных богатств для личного употребления.
Таким образом, Советское государство можно рассматривать и как попытку воплотить идею общины на практике, построить жизнь на общинных началах. Но при этом понимание общины было ограничено рамками земного человечества, которое существовало и развивалось вне связи с другими мирами, с разумной жизнью Космоса. И главное, понимание жизни человека было ограничено рамками только его земного существования. Такое понимание естественно вытекало из узко-материалистического представления о жизни и живом существе, которое сформировалось в науке в долгой и нелегкой борьбе с преследованиями церкви, с навязыванием религиозных догматов, сковывающих сознание и препятствующих свободному развитию научной мысли. В конце 19 – начале 20-го века в среде революционно настроенной интеллигенции преобладало понимание религии как средства угнетения, эксплуатации огромного большинства народа. И вера в загробную жизнь, утверждаемая церковью, отрицалась как научно необоснованная и вредная для просвещения сознания народа, очищения его от предрассудков, порожденных невежеством, и освобождения народа от эксплуатации капиталистами.
Именно таково было отношение к религии большевиков во главе с Лениным. Его позиция по этому вопросу была выражена, в частности, в известной статье «Социализм и религия»: «Экономическое угнетение рабочих неизбежно вызывает и порождает всякие виды угнетения политического, принижения социального, огрубения и затемнения духовной и нравственной жизни масс. … Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду.
А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования, и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
Но раб, сознавший свое рабство и поднявшийся на борьбу за свое освобождение, наполовину перестает уже быть рабом… Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь» [3].
Таким образом, здесь ставился знак равенства между религией и церковью; и несомненно, что последняя была немало повинна в бедственном положении народа, поскольку являлась частью системы государственной власти, которая отстаивала интересы богатого меньшинства населения. И потому обличение религии как средства экономического угнетения большинства народа было одновременно протестом против несправедливости и вопиющего неравенства в обществе. Но при этом вместе с верой в загробную жизнь, которую проповедовала церковь, отвергалась и вера в духовную основу жизни, в высшее начало в человеке, в неразрывную связь человека с его небесными покровителями. То есть, отвергалась глубинная сущность религии как канала связи с Высшими Мирами, по которому текут энергии любви и сострадания, пробуждающие лучшее, что есть в каждом из нас.
Человек рассматривался только как физическое существо и соответственно, смысл жизни и борьбы трудящихся сводился в конечном счете к обеспечению более справедливого (наверное, правильнее сказать, более равномерного) распределения материальных благ, для достижения благополучия личности на земле. Как известно, философской основой этого понимания жизни и человека являлось материалистическое мировоззрение, утвердившееся в то время в науке, которое было основано на ограниченном представлении о материи (в основном как о веществе) и о сознании как «продукте высокоорганизованной материи», то есть мозга.
Если бы тогда, в 1926 г., во время своего пребывания в Москве. Рерихам удалось донести до сознания руководства страны более широкое понимание Общины, которое было дано в Учении, то вероятно можно было бы избежать многих печальных следствий воплощения в жизнь узкого понимания ее, основанного на ограниченном представлении о жизни и человеке. И можно предположить, что тогда не произошло бы разрушения Советского Союза и дискредитации в общественном сознании самой идеи государства, построенного на принципах сотрудничества, социальной справедливости, свободного труда ради общего блага, братства народов.
На мой взгляд, последние 25 лет именно дискредитация этой идеи играет ведущую роль в процессе повсеместной активизации центробежных сил, разрушительных и для отдельных стран, и для всего человечества. Что же мы имеем сегодня? К сожалению, приходится признать, что и Россия, и человечество в целом сейчас отошли, отдалились от идеи Общины, и не только на уровне правящих кругов, но и на уровне общественных отношений. Наблюдается то, что можно определить как «торжество разъединения». Причем сейчас нужно отдавать себе отчет в том, что оно несет в себе реальную угрозу не только разрушения целостности различных коллективов (сообществ) людей, в том числе отдельных народов и стран. Оно несет в себе угрозу катастрофы мирового масштаба, возможно, и мировой войны, способной привести к разрушению планеты.
Избежать разрушения нашей страны, избежать мировой войны, спасти себя от этой катастрофы для человечества возможно лишь путем расширения сознания. Это означает существенное изменение укоренившихся в сознании ограниченных представлений о жизни и человеке, которые до сих пор господствуют в науке и на которых основана организация жизни человеческих сообществ. Это означает признание сложного состава человека и активной роли его высших составляющих по отношению к низшим составляющим, то есть к его физическому телу. Это означает признание эволюции человека путем многократных переходов между миром плотным, земным и высшими мирами. Это означает также осознание главной задачи земной жизни – накопления духовных богатств, раскрытие возможностей применения духовных сил, скрытых в глубинах человеческого существа, применения их для Общего блага.
Для столь коренной перестройки сознания первостепенное значение приобретает научное обоснование реальности сложного состава человека, активной роли его высших составляющих (то есть сложной системы человеческого сознания) в его эволюции с использованием представлений и достижений новой науки, выходящей за рамки официальной научной парадигмы. В этой области накоплено уже множество данных экспериментальных исследований, свидетельствующих о присутствии в живых организмах невещественных, тонкоматериальных составляющих, об их влиянии на процессы в организме на уровне вещества и о взаимодействиях живых организмов на уровне «тонких материй», о проявлениях свойств человеческого организма, необъяснимых с точки зрения «вещественного» представления о живой материи.
Речь идет в основном о результатах, полученных за последние сто лет. Я имею в виду прежде всего биофизические исследования роли электромагнитных полей в биосфере (в том числе исследования человека), которые включают три основных направления (1) измерения собственных излучений живых организмов, (2) взаимодействие между организмами на уровне электромагнитных полей и (3) действие на живые организмы внешних электромагнитных полей (в том числе влияния изменений геомагнитного поля Земли). Важное значение имеют также результаты научного исследования сообщений о перевоплощениях, проводившиеся американским ученым Йэном Стивенсоном [4]. Из известной мне литературы, появившейся за последние 20 лет, большое значение имеют также данные, свидетельствующие о связи между умственным и эмоциональным состоянием человека и составом его биологических жидкостей (крови, мочи, слюны) (например, [5]) или картиной излучений пальцев рук, получаемой методом Кирлиан ([6,7]). Существенный вклад могут внести также недавно обнародованные исследования влияния мысли человека на физиологические процессы в его организме [8]. Это открывает новые пути лечения заболеваний и одновременно доказывает силу мысли и активную роль сознания, что дает материал для разработки теоретических основ расширенного представления об организме человека, в котором активную роль играет сознание, иначе говоря, высшие состояния материи по отношению к физическому телу.
Дальнейшее развитие этих и многих других представлений и достижений новой науки можно рассматривать как процесс формирования нового научного мировоззрения. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что речь идет о революции в умах – сначала ученых, а затем и широких кругов общества. Фактически это означает перестройку фундамента всей системы научных представлений о мире, о жизни вообще и о жизни человека в частности. Эта перестройка фундамента научного знания уже идет, ее нельзя остановить, поскольку невозможно остановить развитие свободной мысли, устремленной к познанию мира и человека. На мой взгляд, она будет не менее, а возможно и более значительной по своим следствиям, чем революция в умах людей, которая произошла в 16-17 вв, в период становления науки Нового Времени.
Несомненно, что утверждение в умах людей нового понимания жизни сделает возможным единение именно в духе и сознании как утверждали Рерихи. Тогда становится возможным и прочное построение жизни на общинных началах. Тогда становится реальным прекрасное будущее России и всего человечества. И тогда возможна кооперация с дальними мирами и благотворный обмен достижениями с обитателями других небесных тел.
И в заключение еще одна фраза из книги Община ([2], №30): «Всему поможет община, но общине поможет расширение сознания».
Литература
- Е.И.Рерих. Письма. Т.VI. МЦР, М., 2006, с. 220.
- Община. 1926. «AGNI JOGAS» IZDEVUMS. Riga, Elizabetes iela, 21
- В.И.Ленин. ПСС в 55-ти томах. Т.12, с.143.
- Jan Stevenson. 20 Cases Suggestive of Reincarnation. Second Edition. University Press of Virginia, 1974.
- И.В.Григорьев. Слюна и психическая сфера человека. М., «Ноосфера-3000», 2005.
- Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Изучение психической энергии человека методом газоразрядной визуализации. Тезисы докладов IV Международного Конгресса по биоэлектрографии «Энергия Земли и человека», 11 – 17 июля 2000 года, г. Санкт-Петербург, с. 4-5.
- Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П. Энергетика наших детей. http://www.icr.su/rus/onckm/nauchnye-otkrytiya/izuchenie-svoystv-cheloveka/Anufrievy_3.php
- Джо Диспенза. Наше сознание влияет на реальность. http://www.aum.news/nauka/694-dzho-dispenza-nashe-soznanie-vliyaet-na-realnost.