О представлении Учения Жизни как идейного течения в общественном сознании
Е.М.Егорова
Доклад на семинаре секции проблем космического мышления и Живой Этики Московского Космического Клуба (рук. к.ф-м наук Л.М.Гиндилис) 23. 09. 2016 г.
Сегодня достаточно очевидно, что Россия является мишенью для непрерывных атак тьмы и ее различных орудий. Эти атаки ведутся по всем направлениям, во всех сферах жизни, но главное поле борьбы – это борьба идей. В настоящее время темные силы особенно активны, поскольку чувствуют близкий конец своего господства, конец старого мира, и стремятся довести планету до катастрофы. Но есть и силы Света, которые трудятся над спасением планеты и ее человечества. Для победы сил Света важна активизация всех светлых сил на планете, объединение их в борьбе с тьмой. Мы знаем, что победа Света предрешена, несмотря на все старания тьмы. И что ведущей силой в этой победе суждено быть России.
И несомненно, что выстоять и победить Россия может только при условии преодоления внутренних противоречий, мобилизации всех сил, сотрудничества разных уровней и слоев общества, на основе общих ценностей и стремления к достижению целей, способных вдохновить и объединить огромное большинство граждан. Как это выразил А.Пушков в программе «Право знать», у нас просто нет выбора – если мы не сможем выработать свою идеологию, свою стратегию, мы просто не сможем сохраниться как суверенное государство. Вообще примеров, наглядно показывающих значение идеологии для устойчивости того или иного объединения – как внутри любой страны (партий, движений и др.), так и между странами – сейчас множество. Например, проблемы единения в Евросоюзе, устойчивость ИГ.
Однако на сегодняшний день можно констатировать, что наше общество расколото, что имеется ряд больных вопросов, по которым согласия достичь не удается. Скорее напротив, как показывают разнообразные дискуссии в печати, по радию и телевидению, внутренние противоречия все более обостряются. (между сторонниками и противниками Советского Союза, сталинистами и антисталинистами, государствениками (славянофилами) и либералами-западниками, сторонниками социализма и капитализма, сторонниками и противниками действующего президента). И главное, все более явным становится протест против несправедливости действующей капиталистической системы, против аморальности и коррупции во властных структурах, и все более очевидными становятся разрушения во всех сферах жизни – разрушение материального производства, образования, здравоохранения, науки и культуры. Вследствие активной деятельности правительства по продаже различных производств мы уже практически превратились в полуколонию. Достаточно сказать, что примерно 80% существующих сейчас промышленных предприятий являются прямо или через подставные фирмы собственностью иностранных владельцев. В результате всего этого возникает реальная угроза потери независимости и целостности нашего государства.
К сожалению, результаты прошедших выборов однозначно свидетельствуют о том, что этот процесс разрушения основ нашей жизни, и неизбежные при этом потери населения и истребление природных ресурсов будут продолжаться. Потому что победа ЕР означает фактически продолжение капиталистического пути развития, то есть продолжение ограбления большинства народа, распродажи народной собственности и дальнейшее утверждение капиталистической идеологии. В результате внутренние проблемы и противоречия будут неизбежно обостряться. Конечно, необходимость борьбы с внешними угрозами, или единение на почве гордости за победы прежде всего в В.О. войне, могут временно отодвинуть эти противоречия на второй план. Но очевидно, что достичь реального единства все равно невозможно, поскольку причины этих проблем остаются неосознанными, неявными для общественного сознания, и потому устранить их нельзя, а значит, никакие призывы к единению здесь не помогут (в том числе и выдвижение патриотизма в качестве национальной идеи).
Что может здесь действительно помочь – это знание. Знание законов, реально действующих в Мироздании и в жизни человечества, понимание того, что есть жизнь и что есть смерть, что есть человек, каковы задачи его эволюции в беспредельной Вселенной и в чем смысл его земной жизни. И это знание давалось человечеству Братством Света в разные периоды истории, в разных формах, через разных носителей знания.
В последние примерно полтора столетия оно было дано сначала на английском языке в трудах ЕПБ и ее последователей (слайд 1), и далее в Учении Храма, а затем было дано для России, на русском языке, в великом наследии семьи Рерихов. И это есть Учение Живой Этики, или Учение Жизни, как его также называли Рерихи. Мы знаем, что оно является основой мировоззрения Рерихов и без сомнения, это главная ценность, которую они оставили на Земле – и для России, и для всего человечества. Затем передача этого Знания продолжалась на русском языке в записях Б.Н.Абрамова (Грани Агни Йоги, Устремленное Сердце), сделанных им с начала 50-х по 72 г. прошлого века. К продолжению записей на русском языке, полученных из того же Источника можно отнести «Послания Братства в Россию», переданные в 1995-1999г.г. (записи Н. Смирнова), издание 2009 г. Важным дополнением к этим публикациям является также многотомное издание дневниковых записей ЕИ, «Записи Учения Ж.Э.», осуществленное издательством «Прологъ» ( 2007 – 2013?). Далее все эти труды, я буду называть Учением Жизни или просто Учением. Несомненно ценным вкладом здесь явятся и переводы трудов ЕПБ, которые начало публиковать то же издательство.
Слайд 1
Сейчас в этом Знании наиболее остро нуждается именно Россия. И поэтому велика ответственность тех, кто имеет это Знание, за передачу его людям, для утверждения в их сознании Основ Учения Жизни, спасительных и для нашей страны и для всего человечества.
Отсюда следует то, что является, на мой взгляд, главной задачей последователей Учения Жизни (слайд 2) – формирование идейного фундамента Учения как определенного направления мысли в общественном сознании и утверждение его реальной пользы для решения назревших проблем нашей жизни и определения стратегии развития государства. Я здесь сразу хочу подчеркнуть, что я понимаю под этим не цитирование книг Учения Ж.Э., Граней А.Й. и других известных Высоких Источников, но именно создание научно-обоснованной идеологии, опирающейся на основные положения Учения Жизни. Это означает изменение отношения к Учению в том смысле, что здесь необходимо, по-видимому, изменение способа работы с этими Источниками. Подробнее я об этом скажу позже.
Слайд 2
У некоторых людей существует неприязнь к самому понятию «идеология». На мой взгляд это ничто иное, как предубеждение, возникшее на волне отторжения того практического воплощения марксистко-ленинской теории, которое имело место в Советском Союзе, особенно в последние десятилетия его существования. В результате возникло предубеждение против всякой идеологии и одновременно иллюзия, что возможно процветание и устойчивое развитие государства без идеологии. Но тот, кто понимает, что такое сила мысли, и каково значение идей для эволюции человечества, тот осознает также, что устроение жизни всегда есть воплощение идей, и без идеологии нет будущего. И потому чрезвычайно важно то, какое направление мысли одержит верх в происходящей сейчас борьбе идей – как в масштабе нашей страны, так и во всем мире.
Сейчас, как мне представляется, настал момент, когда возможно и нужно вынести по крайней мере некоторые позиции Учения, как определенной идеологии, за пределы аудиторий, состоящих в основном из участников рериховского движения, вынести их на обсуждение в более широком кругу читателей или слушателей, наряду с другими идейными течениями, которые представлены в нашей общественной жизни.
В то же время, как мне кажется, формирование идейных позиций Учения может способствовать реальному объединению участников рериховского движения, то есть преодолению того ненормального положения, которое сейчас существует. Потребность в этом объединении сегодня несомненно есть, об этом уже достаточно сказано. Стремление к объединению предполагает целенаправленную работу по преодолению разногласий, разнообразных причин, порождающих несовместимость или недоброжелательство. В частности, здесь важно, как мне представляется, изменить угол зрения при оценке личностей, игравших значительную роль в развитии во всяком случае рериховского движения; я немного позже поясню, что я имею в виду.
Необходимо снять существующие противоречия, чтобы можно было, во-первых, создать условия для будущего объединения последователей Учения из разных регионов России вокруг единого центра, способного координировать их работу и, во-вторых, уже сейчас объединить усилия последователей Учения (главным образом ученых) по продвижению идей Учения и внедрению их в общественное сознание. Нужно, чтобы идеи Учения обсуждались и работали на уровне общественных дискуссий – в печати, на радио и телевидении – наравне с другими идеями, претендующими на роль объединительных для России, на роль идеологической основы российского общества, необходимой для достижения единства государства и определения стратегии его развития.
Я считаю, что объединение внутри рериховского движения, а также внедрение идей Учения в общественное сознание возможно на основе совокупности положений, которые выражают существо Учения, взаимосвязаны и образуют целостную систему, так что она может рассматриваться как фундамент определенного идейного течения. На мой взгляд, такую систему образуют принципы Великого Плана построения Нового Мира, которые даны в Учении.
Как предварительный вариант таких принципов можно предложить составляющие образа будущего, опубликованные в моей статье «Магнит будущего» (Дельфис, №4, 2013, и Труды этого семинара, слайды 3 и 4).
Слайд 3
Слайд 4
При этом важно подчеркнуть, что принципы построения Нового Мира следует рассматривать не как выражение вечной, прекрасной, но несбыточной мечты человечества о счастливой жизни и справедливом устройстве общества, но как реальную возможность построить жизнь на прочном фундаменте знания. Здесь первостепенное значение приобретает научное обоснование этих принципов с использованием представлений и достижений новой науки, выходящей за рамки официальной научной парадигмы. Эти представления и достижения новой науки можно рассматривать как элементы нового научного мировоззрения. Здесь имеются в виду теоретические разработки и экспериментальные данные, полученные в различных областях науки (1) с осознанным применением Знания, данного в Учении и (2) стихийно — в процессе развития идей, требовавших воплощения и объективно относящихся к новой науке. Я убеждена в том, что именно принципы построения Нового Мира на основе нового научного мировоззрения могут служить прочным фундаментом для выработки стратегии развития России.
Я предлагаю на этом семинаре проводить работу, необходимую для дальнейшего обсуждения и научного обоснования идейных позиций Учения Жизни. Я вижу в этой работе два основных направления.
1.Работа, полезная для достижения реального единения в рериховском движении. Здесь имеется в виду определение способов преодоления разногласий по существу положений Учения либо по форме их выражения, а также восстановление объективности в оценках событий прошлого и поступков разных лиц, особенно игравших заметную роль в деятельности соответствующих организаций. Преодоление разногласий по существу либо форме выражения предполагает, прежде всего, как можно более глубокий анализ существа и форм выражения Учения Жизни, его основных положений, как они даются в теософии ЕПБ, Учении Ж.Э. и других Источниках, о которых я говорила, а также выявление общего и особенного в каждой из этих двух частей Учения.
2.Обоснование позиций Учения для их представления в печати или в дискуссиях с представителями других идейных течений. Здесь необходима серьезная работа по научному обоснованию позиций Учения, выносимых на обсуждение, подбор фактов и аргументов, убедительных для оппонентов с тем или иным образом мышления, разделяющих определенную идеологию. Для успеха в этом деле необходимы также (1) объяснение происхождения текстов Учения (плюс научное обоснование) и (2) обстоятельный обзор основных идейных течений, представленных сегодня в общественном сознании и определение в них элементов как родственных позициям Учения, так и принципиально несовместимых с этими позициями.
Как я себе представляю практически подход к решению главной задачи – формирования идеологии Учения и ее продвижения во внешние сферы? Чтобы было понятно, на чем основаны мои предложения относительно того, как нужно строить работу, я очень кратко напомню представления о механизме воплощения идей и магнетизме мысли, о которых я уже рассказывала раньше (в том числе на этом семинаре), и которые были описаны в статье Магнит будущего.
Воплощение идей в земной жизни (слайд 5) происходит в две основные стадии (в первом приближении): (1) восприятие идеи человеческим сознанием, в котором она принимает определенную форму (ВФ) и (2) воплощение внутренней формы в плотные формы (ПФ). Внутренняя форма зависит от индивидуальных особенностей сознания; в принципе возможно образование в одном сознании не одной, а нескольких внутренних форм (зрительный образ, музыкальная фраза, мысль, оформленная в виде текста, чувственный образ – желание свободы, потребность в красоте и т.п.). Также возможно воплощение данной внутренней формы в разные плотные формы – например, у разносторонне одаренного человека одна и та же идея может воплощаться в картинах, музыкальных произведениях, стихах.
Слайд 5
Теперь, если рассмотреть процесс восприятия идеи с точки зрения взаимодействия вибраций, то здесь могут быть два варианта в зависимости от того, насколько сознание готово к восприятию идеи (Слайд 6) : (1) в сознании активна вибрация той частоты, которая может отвечать (то есть попадать в резонанс) на вибрации Идеи. Тогда оно способно воспринимать Идею и при этом между сознанием и идеей образуется магнитная связь, которая сохраняется, пока в сознании активна соответствующая частота. (2) в сознании эта частота не активна, и поэтому не возникает резонанс, идея не воспринимается и магнитная связь не образуется. Внизу в каждом случае показаны магнитные моменты атомов ментальной сферы сознания: при образовании магнитной связи атомные магнитики выстраиваются преимущественно в направлении поля Идеи, при отсутствии такой связи – они не испытывают влияния поля Идеи и ориентированы более или менее беспорядочно. Чем более высокого порядка вибрации Идеи, тем меньше человеческих сознаний, способных ее воспринять, что мы и видим в жизни – людей, способных воспринимать высокие Идеи, например, Братства Света, ничтожно мало по сравнению с остальной массой человечества.
Слайд 6
Что происходит после восприятия Идеи? Воспринимающее сознание намагничено полем Идеи и само становится магнитом. (слайд 7). Поэтому какая-то степень магнетизма Идеи присутствует в плотных формах, которые создаются этим сознанием, а также оно притягивает своим магнитным полем другие сознания, опять-таки по закону созвучия вибраций. То есть, между другими сознаниями, способными отвечать на вибрации поля ВС и этим сознанием образуется магнитная связь и их атомные магнитики в той или иной степени выстраиваются в направлении поля ВС, то есть поля Идеи.
Слайд 7
То же происходит и с другими сознаниями, которые притягиваются магнитным полем плотных форм – между сознаниями и этими формами образуется магнитная связь и в сознаниях образуются структуры из соответственным образом ориентированных ментальных атомов.
Из всего это следует вывод, важный для понимания по крайней мере одной из причин разъединения между последователями Учения Жизни: Сознание человека привязано к форме, являющейся носителем Идеи. Этой формой может быть (1) воспринимающее сознание (живой земной носитель поля Идеи) и(или) (2) плотная форма, в которой воплощена Идея – например, определенные тексты, входящие в набор печатных Источников. Понятно, что для внедрения Идеи нужно ее облекать в различные формы, чтобы она была доступна как можно большему числу сознаний. Но здесь есть и оборотная сторона. Поскольку при восприятии и воплощении Идеи всегда возможны искажения ее сущности, которые к тому же могут увеличиваться со временем, то в результате привязанности человеческого сознания к форме возникают более или менее серьезные противоречия между приверженцами одной и той же Идеи. «Тому в истории мы тьму примеров слышим» (знаем). (Пример — Реформация в Европе 16-17 в – разновидности протестантизма — лютеранство, кальвинизм, реформатская церковь, анабаптисты, гугеноты, пуритане, англиканская церковь – вражда и войны между ними).
Теперь обратимся к тому, что мы имеем в рериховско-теософском сообществе (Слайд 8). Идеи Учения Жизни воспринимались несколькими сознаниями и воплощались в каждом случае в плотных формах. Первой стадией воплощения были в основном Записи сообщений из Высокого Источника, но были и другие формы – художественная проза, живопись, стихи. Особое место по значимости трудов здесь занимают ЕПБ и Е.И.Рерих Е.И. – это уникальное явление Огненной трансформации физического тела! Ближайшие ученики и последователи также воплощали и развивали Идеи Учения Жизни в разных формах (Примеры – А.Безант, Р.Рудзитис), были и те, кто эти Идеи воспринимал позднее и развивал далее в других формах (Штайнер, Антарова). Имеется множество воплощений теософских Идей в искусстве, литературе, поэзии (напр., Серебряный век); известны примеры их последователей среди великих ученых (Эйнштейн). Есть немало последователей и Учения Ж.Э, внесших значительный вклад в развитие тех же Идей (Рудзитис, Шапошникова). Чрезвычайно актуальными являются и более поздние Записи (ГАЙ — Спирина, Послания).
Слайд 8
Все это прекрасно, но если стоит задача объединения последователей Учения, то здесь возникает и оборотная сторона – последователей разделяет форма – то есть особенности восприятия и воплощения Идей, одинаковых по существу, и переданных из одного и того же Высокого Источника. Я попыталась проиллюстрировать эту проблему (Слайд 9). Комментарий к слайду. Среди последователей Учения Жизни есть две основные группы – теософы и рериховцы. Можно было бы добавить сюда и антропософов. В каждой группе у последователей есть свои предпочтения. В обществе в целом вся совокупность последователей Учения Жизни составляет лишь незначительную часть, и их идеология существует в неявном виде.
Слайд 9
Имеются разные другие идейные течения, внутри которых также есть предпочтения. Хорошей иллюстрацией здесь могут служить дебаты кандидатов от различных партий. Кроме того, в последнее время все более значительное место в плане идеологии в нашей стране занимают традиционные религии, прежде всего православие и ислам.
Чтобы оформить общую идеологию Учения, и иметь возможность представлять его как идейное течение, нужно провести работу по выявлению сущности основных идейных позиций Учения Жизни (первое из двух названных направлений работы семинара). Я могу сказать, как я себе представляю содержание такой работы для одной из позиций Учения (слайд 10). Сейчас уже можно оценить предварительные результаты работы по сравнению сведений о составе человека, данных в некоторых теософских трудах (подробное описание сложного состава человека, взаимодействия между его составляющими — принципами или телами, последовательное изложение, разъяснения в виде вопросов и ответов) и в нескольких томах серии Г.А.Й. – рассмотрение трех составляющих (тел), всестороннее описание их свойств и роли в эволюции человека, значение осознания и применения этого знания, иллюстрации. (Благодарность сотрудникам). Польза такой работы – и для самих работников, и для понимания второстепенного значения формы и ее неизбежных изменений со временем, для соответствия изменениям состояния сознания людей.
Слайд 10
То же по каждой позиции. Возможно привлечение других Источников. Тогда можно надеяться реально достичь согласия между последователями по основным позициям, что и будет означать оформление Учения Жизни как идейного течения.Здесь стоит добавить, что такое согласие конечно не будет означать, что немедленно все рериховцы и теософы объединятся и образуется единая организация. Во-первых, далеко не все последователи (как состоящие в обществах, или различных других объединениях, так и отдельные люди, устремленные в этом направлении) вполне осознают значение именно философской основы Учения Жизни и готовы сознательно следовать его идеям. Во-вторых, кроме разногласия по идейным позициям, обусловленным разной формой их выражения, существуют и другие причины разъединения. Но тем не менее, согласие по основным позициям Учения, достигнутое хотя бы между небольшим числом членов рериховско-теософского сообщества, будет важным шагом к построению прочного объединения и в то же время необходимым условием для продвижения идей Учения на внешнюю аудиторию.
Чтобы представлять Учение Жизни для внешней аудитории, нужно провести работу во втором направлении, то есть, по объяснению происхождения текстов Учения и обоснованию его основных позиций. Можно предложить предварительный список тем для обсуждения на семинаре (слайд 11).
Слайд 11
Объяснение происхождения текстов здесь важно, поскольку они получены от «Невидимых Учителей», в отличие от основоположников других идейных течений, будь то теоретики и вожди политических партий, основатели философских школ, научных направлений или мировых религий, которые были (или сейчас являются) историческими личностями. Вопрос об Источнике Знания, данного в Учении Жизни, был важным и для теософии, и для последующих форм, в которых давалось Учение – важным именно для обнародования истин Учения на широкую аудиторию. Важен он и сейчас, поскольку здесь нужно иметь аргументы, которые позволяли бы избежать обвинений в непонятном происхождении, мистике, тем более что мы стремимся применить Учение для расширения научных представлений о мире и человеке. Здесь можно привести как прямые, так и косвенные свидетельства о существовании Учителей, а также объяснения причин их отсутствия в явном виде среди земного человечества. Более подробно об этом можно поговорить отдельно.
Что касается обоснования позиций Учения, то здесь работа по каждой позиции включает подбор прямых и косвенных аргументов, которые могут служить ее подтверждением, с привлечением также представлений и результатов новой науки. На слайде 12 дан пример – обоснование тезиса о перевоплощении. Комментарий к слайду (о каждой позиции). По новой науке сказать о методе Кирлиан (медицина), биофотонах Поппа, исследованиях связи высших тел (чувств, мыслей) с физиологическими процессами, составом выделений (слюны, мочи) (медицина).
Слайд 12
Важно здесь попытаться рассмотреть данную позицию с точки зрения оппонента, представить его аргументы и выработать свои ответы. (На эту мысль меня натолкнуло сообщение Э.Памфиловой об их эксперименте по изменению ролей на выборах — членов комиссии и наблюдателей). Хорошо также приводить примеры полезности Учения для объяснения различных фактов и явлений, которые непонятны с точки зрения традиционной науки. Пример – (крылатый) сфинкс (Слайд 13).
Слайд 13
Г.А.Й. Стр 154 -537- 1962 г. 537. (Нояб. 24). Природа – это универсальный символ, ибо под каждою внешнею формой окружающего нас мира скрыта ее сущность, ее внутреннее содержание. Феномен является символом нумена. Раскрытию нуменов или символизма природы и посвящается, в конечном итоге, вся деятельность человека. Одним из самых сложных символов природы является сам человек. Много веков бьется человечество над раскрытием этой проблемы. Сфинкс – это тоже символ человека, но в более упрощенной форме, чем сам человек. Прошлое и будущее человека воплощено в нем, вся эволюция заключенной в нем сущности. Животное, человек и богочеловек, имеющий крылья, прошлое, настоящее, будущее.То же о современных процессах и проблемах (см. Дополнения – дать список таких вопросов).
Ясно, что здесь предстоит большая работа по подбору материалов как в первом, так и во втором направлении, и обсуждению результатов. Так что я надеюсь, что среди участников семинара появятся желающие к ней подключиться.