О пользе Учения Живой Этики для преодоления разъединения в российском обществе и построения идейной основы для создания стратегии развития государства
Е.М.Егорова
Выступление на Круглом Столе в Общественной Палате РФ
25.04.2016 г.
- Сегодня достаточно очевидно, что Россия является мишенью для непрерывных атак тьмы и ее различных орудий. Эти атаки ведутся по всем направлениям, во всех сферах жизни, но главное поле борьбы – это борьба идей. И несомненно, что выстоять и победить Россия может только при условии преодоления внутренних противоречий, мобилизации всех сил, сотрудничества разных уровней и слоев общества, на основе общих ценностей и стремления к достижению целей, способных вдохновить и объединить огромное большинство граждан. Как это выразил А.Пушков в программе «Право знать», у нас просто нет выбора – если мы не сможем выработать свою идеологию, свою стратегию, мы просто не сможем сохраниться как суверенное государство.
- Однако на сегодняшний день можно констатировать, что наше общество расколото, что имеется ряд больных вопросов, по которым согласия достичь не удается. Скорее напротив, противоречия (между сторонниками и противниками Советского Союза, сталинистами и антисталинистами, государствениками и либералами-западниками, сторонниками социализма и капитализма) все более обостряются. И главное, все более явным становится протест против несправедливости действующей капиталистической системы и. все более очевидными становятся разрушения во всех сферах жизни – разрушение материального производства, образования, здравоохранения, науки и культуры. В результате возникает реальная угроза потери независимости и целостности нашего государства. Конечно, успехи последнего времени во внешней политике, а также борьба с внешними угрозами могут временно отодвинуть эти внутренние проблемы и противоречия на второй план. Но очевидно, что достичь реального единства все равно невозможно, поскольку причины этих проблем остаются неосознанными, неявными для общественного сознания, и потому устранить их нельзя, а значит, никакие призывы к единению здесь не помогут.
- Что может здесь действительно помочь – это знание. Знание законов, реально действующих в Мироздании и в жизни человечества, понимание того, что есть жизнь и что есть смерть, что есть человек, каковы задачи его эволюции в беспредельной Вселенной и в чем смысл его земной жизни. И это знание нам было дано в великом наследии семьи Рерихов, дано для России, на русском языке, уже без малого 100 лет назад. И это есть Учение Живой Этики или Учение Жизни, которое является основой мировоззрения Рерихов и без сомнения, это главная ценность, которую они оставили на земле – и для России, и для всего человечества.
- Но сейчас наиболее остро нуждается в нем именно Россия. И поэтому велика ответственность тех, кто имеет это знание, за передачу этого знания людям, для утверждения в их сознании Основ Учения Жизни, спасительных и для нашей страны и для всего человечества.
- Отсюда следует то, что является, на мой взгляд, главной задачей последователей Учения Жизни – формирование идейного фундамента Учения как определенного направления мысли в общественном сознании и утверждение его реальной пользы для решения назревших проблем нашей жизни. Я здесь сразу хочу подчеркнуть, что я понимаю под этим не произнесение возвышенных фраз, не цитирование книг Учения Ж.Э., Граней А.Й. и других известных Высоких Источников, но создание научно-обоснованной идеологии, опирающейся на основные положения Учения Жизни.
- Сейчас, как мне представляется, настал момент, когда возможно и нужно вынести по крайней мере некоторые позиции Учения, как определенной идеологии, за пределы аудиторий, состоящих в основном из участников рериховского движения, вынести их на обсуждение в более широкой аудитории, наряду с другими идейными течениями, которые сейчас представлены в нашей общественной жизни.
- В то же время, как мне кажется, формирование идейных позиций Учения может способствовать объединению участников рериховского движения, то есть преодолению того ненормального положения, которое сейчас существует. Потребность в этом объединении сегодня несомненно есть, об этом уже достаточно сказано
- Я считаю, что объединение внутри рериховского движения, а также внедрение идей Учения в общественное сознание возможно на основе совокупности положений, которые выражают существо Учения, взаимосвязаны и образуют целостную систему, так что она может рассматриваться как фундамент определенного идейного течения. Как мне представляется, такую систему образуют принципы Великого Плана построения Нового Мира, которые даны в Учении.
- Как предварительный вариант таких принципов можно предложить составляющие образа будущего, опубликованные в моей статье «Магнит будущего» (Дельфис, №4, 2013, см.Приложение).
- При этом важно подчеркнуть, что принципы построения Нового Мира следует рассматривать не как выражение вечной, прекрасной, но несбыточной мечты человечества о счастливой жизни и справедливом устройстве общества, но как реальную возможность построить жизнь на прочном фундаменте знания и здесь важнейшую роль призвана сыграть новая наука. Точнее говоря, речь идет о новом научном мировоззрении, которое выходит за рамки действующей научной парадигмы, но содержит научное обоснование расширенного представление о мире и человеке, которое дано в Учении. Я убеждена в том, что именно принципы построения Нового Мира на основе нового научного мировоззрения могут служить прочным фундаментом для выработки стратегии развития России
- Я полагаю, что для успеха дальнейшей работы в этом направлении целесообразно организовать семинар, в котором могут участвовать как ученые (как мне представляется, прежде всего естественнонаучного профиля), так и люди, не занятые в науке, но готовые приложить свои силы и способности в этой работе. Можно выделить два направления работы такого семинара:
- Работа, полезная для достижения реального единения в рериховском движении. Здесь имеется в виду определение способов преодоления разногласий по существу положений Учения либо по форме их выражения, а также восстановления объективности в оценках событий прошлого и поступков разных лиц, особенно игравших заметную роль в деятельности соответствующих организаций.
- Обоснование позиций Учения для их представления в печати или в дискуссиях с представителями других идейных течений. Здесь необходима серьезная работа по научному обоснованию позиций Учения, выносимых на обсуждение, подбор фактов и аргументов, убедительных для оппонентов с тем или иным образом мышления, разделяющих определенную идеологию.
- Имеется примерный план работы такого семинара, то есть список тем, которые предполагается обсуждать на первом этапе. Этот план и ряд других вопросов, связанных с работой такого семинара я буду рассматривать в своем выступлении на семинаре секции МКК, которой руководит Л.М. Гиндилис.