Блаватская Елена Петровна

Блаватская Елена Петровна

КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Блаватская Елена Петровна (12.08.1831, Днепропетровск (Екатеринослав) — 08.05.1891, Лондон). Основательница современного теософского движения, писательница, путешественница. Отец — Петр фон Ган из наследных мекленбургских князей, капитан арт. полка; мать — Елена Андреевна, урожд. Фадеева, известная писательница 1840-х гг., рано умершая. С 11 лет Блаватская воспитывалась у бабушки по материнской линии, княгини Елены Долгоруковой, высокообразованной женщины, состоявшей в переписке с учеными Европы. Дед Андрей Фадеев был губернатором Астрахани, затем Саратова. Еще в юности Блаватская наблюдала быт и обрядность ламаистских калмыков Астрахани. Получила обычное светское образование для девушки из дворянской семьи сер. XIX века (гл. обр. языки и музыка). Исключительно одаренная натура, отличалась сильным характером; много читала, увлекалась мистической литературой из собрания ее прадеда князя Павла Долгорукова. С детства обладала необычайными психическими способностями. Почти накануне 18-летия вышла замуж (1849.7.VII) за вице-губернатора Еривана Никифора Блаватского, намного ее старше. В том же году (IX) тайно от него отплыла на пароходе из Поти в Константинополь.

Начался новый этап ее жизни, наполненный путешествиями и стремлением к познанию мистических учений. Десятилетие, с конца 1849 по 1859 г., путешествовала по странам Ближнего Востока, Европы, Азии, Америки; сначала компаньонкой, затем самостоятельно; в Лондоне давала фортепьянные концерты. Родным не писала, опасаясь преследований со стороны мужа; один отец, посылая ей деньги, знал о ее переездах. В 1852-53 и 1855-56 гг. путешествовала (в мужском костюме) по Индии; возможно, была в Тибете со стороны Кашмира. В 1851, 1854 — в Лондоне, и в 1855-56 гг. в Индии — встречи с ее индийским Учителем М., которого она знала по видениям с детства. С 1858 по 1864 г. жила в России. Муж заверил родных в своем отказе от каких-либо к ней претензий. В 1864-1872 гг. снова путешествия (Иран, Сирия, Ливан, Египет, Иерусалим, Венгрия, Балканские страны, Италия, Индия, Кипр, Греция), во время которых изучала тайные знания разных народов и совершенствовала свои эзотерические познания с другими Учителями Гималайского Братства; в Италии, добровольцем на стороне Гарибальди, участвовала в борьбе за свободу; в 1867 (XI) в битве при Ментане была ранена; после излечения во Флоренции, в 1868 до конца 1870 г. находилась в Тибете (возможно, и в Китае). С 1872 (V) по 1873 (IV) — в Одессе с родными.

С сер. 1873 г. — Америка. Началась самая ответственная пора ее жизни. То было время процветания спиритуализма, основанного на вере в общение с душами умерших. Блаватская выступила против этого увлечения; подчеркивая его опасность для участников «вызываний», она в то же время защищала спиритуализм как философское воззрение, противоположное концепции материализма. К этому времени она обладала ясновидением, яс- нослышанием, телекинезом и другими экстрасенсорными качествами. Производя феномены (без какой-либо платы!), стремилась ознакомить Запад с достижениями древнеиндийской мысли и йогической практики; утверждала идею о естественных потенциальных возможностях каждого человека.

В 1875 г. (17.ХI) в Нью-Йорке, по инициативе Блаватской и американского полковника Генри Стил Олькотта, создано Теософское общество (Т.О.). Г.С.Олькотт — президент; Блаватская — секретарь-корреспондент. Слагаясь постепенно, цели Т.О. предусматривали: 1. Создание ядра всемирного братства человечества без различия национальности, вероисповедания, цвета кожи, пола, касты и т. п. 2. Изучение древних и современных религий, философий и литератур и популяризацию важности такого изучения. 3. Исследование психических сил, находящихся в природе и в человеке в скрытом состоянии. Не допуская ничего вне непреложных законов природы, члены Т.О. отвергали всякую претензию на «чудесность». Участвуя в осуществлении одной или более целей Т.О., они были свободны следовать любому верованию или философии. Как этический идеал утверждался альтруизм.

В 1877 г. опубликован ее первый обширный труд «Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии», как введение к ознакомлению с теософией, нить знания которой прослеживалась от древнейших времен. В 1878 г. принято приглашение от «Арья Самадж» объединить усилия в Индии. 1879-1880 гг. поездки по Индии и Цейлону; работа по распространению теософского движения; в Бомбее начато издание (Х.1879) международного ежемесячника «Тео- софист» под редакцией Блаватской. С начала пребывания в Индии резкая неприязнь миссионеров и слежка тайной полиции за Блаватской (и даже Олькоттом) по подозрению в шпионаже в пользу России (как следствие — обострения антагонизма к России в связи с русско-турецкой войной 1877-1878 гг., в которой Англия, формально занимая позицию невмешательства, на деле помогала Турции). В 1882 г. перевод главного центра Т.О. в Адьяр (Мадрас); в 1883 (XII) болезнь и, по настоянию врачей, отъезд в Европу.

В 1884 (IX) в результате сговора шотландских миссионеров- иезуитов с четой Куломбов (экономки и столяра, незадолго до событий уличенных по суду в злоупотреблениях по службе в Адьяре) во всех ведущих газетах Индии появились сообщения (а также памфлеты) с обвинениями Е. П. Блаватской в мошенничестве при производстве феноменов (с целью обогащения и в сообществе с экономкой), в фабрикации писем от Учителей и т. п. Опровержение Е.П.Блаватской этой клеветы в «Таймсе» (Х.1884, Лондон), было подтверждено затем специальным расследованием в Индии представителем американских теософов. В 1884 г. (XI) Блаватская возвратилась в Индию; в 1885 г. (I) снова болезнь; по настоянию друзей подала в отставку с должности секретаря-корреспондента Т.О.; в марте 1885 г. отъезд в Европу.

В 1885 г. (XII) Лондонское общество психических исследований проштамповало доклад своего представителя Ходжсона (молодого учителя из Австралии), подтвердившего обвинения Куломбов и выдвинувшего в качестве мотива действий Блават- ской шпионаж в пользу России. Доклад получил широкую огласку в Индии. Реакция была противоречивой. В 1886 (VII) во всех теософских журналах появилось «Послание 70» — пандитов и других известных деятелей Нагапатама, подтверждавших факт «существования и деятельности» Махатм как «Высших Существ» и осудивших решение Лондонского Общества. Подчинившись решению Комитета 14, одобренного конвенцией теософов 1886 г., Е.П.Блаватская, вопреки своему желанию, не оспаривала в суде Куломбов и Ходжсона. А столетие спустя, в 1986 г. Лондонское Общество психических исследований оповестило все ведущие газеты и журналы Англии, Канады и Америки о своем несправедливом осуждении Блаватской. Основанием послужил доклад экспертов 1986 г. Главный эксперт Б.Гаррисон в своем заключении принес извинения Блаватской, подчеркнув, что «нам понадобилось столетие, чтобы доказать, что она писала правду».

В 1885-1887 — работа над «Тайной Доктриной» в Вюрцбурге (Германия), в Остенде (Бельгия) и в Лондоне. В 1887 (IX) — первый выпуск журнала «Люцифер» под ред. Е.П.Блаватской. В 1888 г. Блаватская провозглашает новый курс — отказ от феноменов, «как непонятых и неверно истолкованных», как «в их природе, так и в их целях». Это положение распространялось и на созданную в 1888 г. в Лондоне при Т.О. эзотерическую секцию во главе с Е.П.Блаватской «для изучения эзотерической философии и этики».

В 1888 г. (X) издание главного труда — «Тайной Доктрины» (синтез науки, религии и философии). 1 том — Космогенезис;

2 том — Антропогенезис. Блаватская не претендовала на авторство доктрины, открытой ей Учителями. В этом труде, по ее утверждению, собраны воедино основы некоторых древнейших сокровенных знаний, корни которых уходят ко времени, «предшествовавшему эпохе Вед». Эти основы близки не только Ведам и упанишадам, но и герметизму, пифагорейско-платоновской традиции, гностикам первых веков христианства, ранней каббале. Несомненна близость «Т.Д.» к индийской философии «в толковании ведантистов Адвайты». Основы этой системы, как сказано, идентичны лишь эзотерическим, а не экзотерическим принципам всех религий. «Т.Д.» утверждает идею Абсолюта и цикличность, вечность и беспредельность Вселенной, как периодического проявления этого абсолютного существования, как начальной причины и корня всего сущего. Признается семеричная природа человека, планеты и Космоса; взаимосвязь всего сущего; нераздельность и превращаемость духа и материи; природа мысли как «высшей энергии», притягивающей себе подобное. Утверждается божественное начало или творческая потенциальность в сердце человека (раскрыть ее в себе и слиться в своем сознании с нею, значит исполнить свое назначение в миропорядке Вселенной). Признаются законы кармы и перевоплощения. Доктрина предлагалась в качестве «рабочей гипотезы» для формирования мировоззрения, основанного на синтезе науки, религии и философии. (Учение «Живой Этики», переданное в 1920-30 гг. теми же Учителями Е.И. и Н.К. Рерихам, продолжает и развивает идеи эзотерической доктрины; оба учения составляют единую и цельную систему мысли.)

В 1890 г. Блаватская была избрана президентом теософских обществ Европы. К этому времени в разных странах насчитывалось 200 отделений Т.О. Членами Т.О., при жизни Блаватской, были Томас Эдисон, Камилл Фламмарион, М.К.Ганди и многие выдающиеся ученые, писатели, поэты, общественные деятели.

Труды Е.П.Блаватской, ее яркие полемические статьи, внесли вклад не только в диалог культур Запада и Востока, но и в пробуждение национального самосознания в Индии. Видные теософы Индии принимали активное участие в создании и деятельности Индийского Национального Конгресса. В различных регионах страны действовали теософские центры, устремленные к идеям братства, религиозному и межкастовому сотрудничеству; их активность и теософская литература пробуждали интерес к классическим произведениям национальной культуры; к ее философии, санскриту, образованию национальных учебных заведений, способствовали подъему патриотических настроений.

8 мая (1891) — день смерти Блаватской — отмечается теософами многих стран мира как «День Белого Лотоса». По инициативе ЮНЕСКО 1991 г.— год двойного юбилея (160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти) был объявлен годом Е.П.Блаватской.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ФУНДАМЕН-
ТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОСОФСКОГО
ДВИЖЕНИЯ Е.П.БЛАВАТСКОЙ

Литература, посвященная Е.П.Блаватской или связанная с ее именем, обычно разделяет авторов на два лагеря: на тех, кто знает или стремится понять утверждаемые ею идеи, и на тех, кто их не знает, не воспринимает и полностью отвергает. Равнодушных нет. Первые развивают эти идеи и расширяют горизонты познания своих современников; вторые предпочитают верить клевете и умножать ее всеми известными способами. Характерно, что в лагере вторых — догматики-материалисты и сторонники ортодоксального христианства. Особняком стоят те, кому в принципе близки идеи Блаватской, но недосуг разбираться в противостоянии вокруг ее взглядов и имени.

Наш очерк не биографический. Мы хотим привлечь внимание к общественной и культурно-просветительской значимости провозглашенных Блаватской идей, а также к общим особенностям деятельности теософских обществ ее времени.

Напомним лишь, что Елена Петровна Блаватская происходила из знатной дворянской семьи. Отец — Петр фон Ган, из наследных мекленбургских князей, офицер артполка, мать — Елена Андреевна, урожденная Фадеева, известная писательница в России 1840-х годов. После ее смерти, Блаватская с 11 лет воспитывалась у бабушки по материнской линии, княгини Елены Долгоруковой. Дед Андрей Фадеев был губернатором в Астрахани, затем в Саратове. Юность Елены Петровны протекала на Кавказе. Уже с детства она обладала необычайными психическими дарованиями. Исключительно способная, с прекрасной памятью, она отличалась сильным и независимым характером; много читала и увлекалась мистической литературой из собрания своего прадеда, князя Павла Долгорукого.

Позднее, в своих путешествиях по Ближнему Востоку, Америке, Европе и Азии, она изучала и постигала методы тайного знания разных народов. Следует специально упомянуть о ее пребывании в Индии в 1852-1853 гг. и в 1855-1856 гг., а также о трехлетнем совершенствовании ею своих мистических познаний в Тибете в 1868-1870 гг. И к тому времени, когда Блаватская снова появилась в Америке (середина 1873 г.), она владела ясновидением, яснослышанием, телекинезом и другими высокими способностями. Эти качества всегда придавали своеобразие ее личности.

Теософское общество (далее Т.О.) было основано в Нью- Йорке в 1875 году Е.П.Блаватской и Г.С.Олькоттом (1831-1907), американским полковником в отставке, известным адвокатом и журналистом.

Главными целями Т.О. были: первое — создание ядра всемирного братства человечества, второе — изучение древних и современных религий и философий, и третье — изучение психических сил, находящихся в природе и человеке в скрытом состоянии. Идейной основой, придавшей Т.О. известность, была, прежде всего, публицистическая и литературная деятельность Блаватской. Ее первый двухтомный труд «Разоблаченная Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теологии» (1877 г.) был своего рода введением в провозглашаемые ею идеи теософии[3]. В нем она использовала огромнейший материал из произведений на разных языках и из самых разных областей знания. Она утверждала, что «чудес нет, что все происходящее есть результат закона — вечного, неизменного и всегда активного», что природа и человек — тройственны, и что люди разнятся в своих духовных качествах так же, как и в других внешних особенностях, а также многое другое. Отдавая высокую дань герметизму, древней мудрости Востока и, прежде всего, Индии, она призывала к развитию непредвзятого научного познания природы и человека и выступала за свободу мышления, за его освобождение от нетерпимости и догматизма христианского богословия.

Оценить по достоинству вклад Е.П.Блаватской и теософских обществ в диалог культур Востока и Запада можно, лишь учитывая атмосферу общественно-политической и культурной жизни ее времени. А XIX век был не только свидетелем взлета классического идеализма и романтизма, но также и критического реализма. На фоне успехов естественных наук и, что особенно важно, материалистического взгляда на мир, критическая научная мысль способствовала своеобразной дехристианизации Запада. К середине ХIХ-го века сторонники критического реализма уже поставили под сомнение сам факт существования Иисуса Христа и объявили всю евангельскую историю «чистым мифом». Идеи же, провозглашаемые Блаватской, закладывали основание, призванное, как считали ее Учителя, дать новый импульс «гибнущей вере» Запада [2, с. 40].

Примерно в то же время Америку, затем Францию, Россию и Англию захлестнула волна мистицизма, которая вылилась в небывалое по масштабам увлечение спиритизмом. С началом своей бурной и самоотверженной общественной деятельности Блаватская очень скоро завоевала известность как исключительно одаренный сенситив с высокой йогической практикой. Понимая лучше других вред спиритизма, его опасность для психики участников так называемых «вызываний», она с присущим ей ярким талантом публициста решительно выступила против этого явления. А демонстрируя в кругу единомышленников свои необычайные способности (так называемые «феномены»), она неизменно поясняла, что они суть лишь проявления действия естественных законов природы и утверждала необходимость научного исследования непознанных возможностей человеческого организма. (Впоследствии, впрочем, она не однажды сожалела о своих «опытах», а с 1888 года вообще отказалась от показа каких- либо феноменов, не понятых, как она говорила, и неверно истолкованных «как в их природе, так и в их целях».)

Несомненно, что Е.П.Блаватской и ее последователям принадлежит немалая заслуга в сближении культур Востока и Запада в последней трети XIX века. И не только потому, что, опираясь на достижения востоковедов Европы, теософы развернули широкую деятельность по ознакомлению Запада с классикой восточной и, прежде всего, древнеиндийской литературы. Но и потому, что философские идеи, популяризируемые Блаватской, давали представление об универсализме и глубочайшем гуманизме индо-буддийской религиозно-философской традиции. Они раскрывали перед Западом, на доступном уровне, непривычную картину миростроения, идеи о коренном единстве всего сущего во Вселенной, о месте и назначении в ней человека, о божественной природе и беспредельных возможностях человеческого организма.

Идея братства была выражена в девизе Т.О.: «Нет религии выше Истины». Поясняя суть этого девиза, Елена Петровна писала, что теософия есть учение, истоки которого уходят к тем доисторическим временам, когда на Земле существовал «один язык и одна религия», или «Мудрость-религия», как единое Знание, полученное свыше для всего человечества. Все позднейшие культы и все философии, по ее словам, были лишь «внешними посредниками, выражающими более или менее нечто от сущности этой единой универсальной Истины». Теософия же, предлагая, по сути, лишь контуры древнейшего оригинального источника, является «наукой об этой Истине» [3, т. 1, с. 398]. Теософия — это не религия, подчеркивала Блаватская, а сама ее сущность, ибо она утверждает единение— всеобъемлющую божественную связь всего сущего. Исходя из этой всепроникающей связи, из идеи о божественном начале, присущем каждому человеку, Т.О. объявило о равенстве всех людей без различия пола, расовых признаков, классов, каст, сословной, национальной и религиозной принадлежности. Любое теософское общество должно было стремиться являть «прообраз этого всеохватного братства».

И поэтому, как организация, Т.О. не считало себя принадлежащим к какой-либо из существующих религий. Оно исходило из идентичности основополагающих идей всех мировых религий в их сокровенном или эзотерическом выражении и заявляло о своей готовности «приветствовать Истину везде, где она могла быть найдена, без пристрастия к какому-либо одному вероучению против другого» [3, т. 1, с. 400]. Участвуя в осуществлении одной или более целей общества, его члены были свободны следовать любому верованию или философии. Оно открывало свои двери равно «христианам, мусульманам, евреям или парсам, буддистам или браминам, спиритуалистам или материалистам».

«Когда мы постулируем идеи универсального братства, — писала Блаватская, — мы хотим, чтобы наша цель воспринималась не как утопия, хотя мы и не мечтаем о ее осуществлении тотчас же на обычном уровне социальных и национальных отношений. Но мы считаем, что если идея такого родства всего человечества завоюет всеобщее признание, то с наибольшей уверенностью можно утверждать, что возросшее чувство моральной ответственности, с нею связанное, будет способствовать исчезновению большинства зол в социальных и межнациональных отношениях; ибо тогда миром бы правил истинный альтруизм вместо нынешнего эгоизма. Приняв же в качестве первой из объявленных нами целей это клятвенное утверждение, мы уже практически начали претворение этого лучшего закона» [3, т. 1, с. 273].

Следует подчеркнуть, что обвинения, выдвигаемые позднее против теософов о якобы поддержке ими расистских теорий фашизма, полностью опровергаются идеей «универсального братства» — этой первой целью теософских организаций. Теософы отвергали всякого рода идеи о «низших расах». «Раса» в теософии означает род или, скорее, вид человечества, проходящего свои этапы планетарной эволюции; а все народы есть ветви единого человечества, ибо «божественное начало» присутствует латентно в каждом человеческом существе. И неудивительно, что в фашистской Германии теософы были в числе первых жертв гитлеровских концлагерей.

По традиции Запада теософские общества создавались на демократических началах. При этом специально подчеркивалось, что ни один член этого братства не имеет права навязывать свои взгляды другому; каждому должно быть разрешено свободное выражение своего мнения [5,Х].

Согласно уставным правилам, как организации, общества не принимали участия в политике. Но индивидуально теософы были вольны участвовать в политических движениях, исключая лишь партии экстремистского толка.

Этическим идеалом общества был альтруизм. Оберегаясь от сектантства и не навязывая никаких догматов, Т.О. выступало за полную свободу мысли. Этот принцип охранялся как условие познания Истины, и теософы принимали на себя обязательство проявлять терпимость по отношению к иному верованию или убеждению. В рядах Т.О., по словам Блаватской, «не было места лить ревностным сектантам, фанатикам и догматикам» [3, т. 1, с. 400].

С 1879 года центр теософской активности переместился в Индию, сначала в Бомбей[4], а с 1882 г. — в Мадрас (Адьяр). Здесь перед обществом объективно открывались далекоидущие перспективы. Оно естественно и точно по времени вписывалось в атмосферу общественной жизни Индии тех лет. Процесс реформации индуизма уже более отчетливо выявлял стремления, близкие теософам, а зарождение национально-патриотических настроений получало новый импульс с ростом влияния Т.О. Популярности теософов немало способствовало издание (с 1879 г.) международного ежемесячного журнала «Теософист» под редакцией Блаватской. В то время развитию теософского движения в Индии помогли также два человека: это Г.С.Олькотт с его талантом неутомимого организатора и даром лектора и главный редактор влиятельной ежедневной газеты «Пионер» Альфред Перси Синнетт (1840-1921). Преданный идеям теософии А.Син- нетт пытался систематизировать положения эзотерической философии на основе писем, получаемых им от Учителей. Именно тогда делались первые шаги по формированию терминологии эзотерической доктрины в понятиях, близких европейскому восприятию. Статьи А.П.Синнетта в «Теософисте», его книги «Оккультный Мир» (1881) и «Эзотерический буддизм» (1883) пользовались большим успехом и в Индии и на Западе, а ныне переведены и изданы на русском языке.

Характеризуя деятельность Т.О. в Индии в те годы, Блават- ская позднее писала, что главным желанием Учителей было «охранить истинный религиозный и философский дух древней Индии»; «защитить древнюю мудрость даршан и Упанишад против систематических атак со стороны миссионеров»; «пробудить дремлющий этический и патриотический дух в той молодежи, в которой он почти исчез» под влиянием проанглийской системы образования [6, с. 7, апрель 1890 г.].

Адресуясь к Западу и к Индии, теософы выступали с самых широких просветительских позиций. В Индии, в ее разных регионах, они стремились пробудить интерес населения к отечественной классике, философии, религии, санскриту, стимулировали создание национальных учебных заведений[5].

Следуя своим «Правилам», теософы не признавали национального, социального и кастового разделения; но в реальных условиях того времени (при неграмотности подавляющего большинства населения), их своеобразные «ячейки братства» (как их называли иногда) объединяли, главным образом, представителей образованных кругов, включая европейцев, а также студенчество из высших каст. С 1882 г. Т.О. проводило ежегодные общеиндийские конференции с участием последователей разных религий: индуистов, парсов, буддистов, мусульман, иудеев и христиан. Такие форумы были уникальным явлением для Индии тех лет. Известна и ведущая роль теософов в создании первой общеиндийской политической организации — Индийского Национального Конгресса (1885 г.). И можно констатировать, что в целом деятельность теософов способствовала возрождению интереса индийцев к достижениям собственной национальной культуры и укрепляла их национально-демократические и политические устремления. В 1885 г. в крупных городах Индии действовало 124 отделения уже широко известного международного теософского центра в Адьяре со своими филиалами в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, в крупных городах Цейлона [6, с. 265-268].

Мы не случайно несколько выделили эти первые шесть лет пребывания теософов в Индии— прежде всего, потому, что этот период их активности почти совершенно не освещен в нашей печати. А если отчасти и говорилось что-то, то с непременным искажением и умалением[6]. А это были, вероятно, самые успешные годы деятельности теософов в этой стране по своей общественно-исторической значимости. Можно также добавить, что именно в это время были заложены основания международного влияния Т.О., а популярность его в Индии приобретала все более растущий размах.

Все это беспокоило английские колониальные власти, и конец этого периода оказался самым драматичным в жизни Блават- ской. Колониальная администрация не только стремилась приглушить национально-патриотическую направленность деятельности теософов, но и удержать под своим контролем весь процесс организации Индийского Национального Конгресса. И ее совершенно не устраивала вся мистическая сторона деятельности теософов и, прежде всего, сама Блаватская с ее необычайными способностями и контактами. В результате интриг и предательства, больная и оклеветанная, Блаватская покинула Индию в марте 1885 года. Ее обвиняли в мошенничестве при показе «феноменов», в фабрикации писем от Учителей и в шпионаже в пользу России. Специальный представитель лондонского Общества Психических Исследований (от Австралии) подтвердил все эти версии обвинения.

Клевета достигла цели. И в прошедшее столетие, да нередко и поныне, в научных кругах (не говоря уже о церковных!) имело место ироническое отношение к трудам Блаватской, либо просто игнорирование их исследователями, в том числе индологами. Это касается и нашей индологии в недавнем прошлом, скованной запретом на инакомыслие. И неудивительно, что идеи, ею провозглашенные, и действительный вклад теософов в пробуждение национального самосознания индийцев были по сути вычеркнуты из научного историко-культурного контекста Индии конца XIX века.

Но объективно, теософские идеи Блаватской дали свои плоды в Индии. Они оказались наиболее близкими и великому «неоведантисту» Свами Вивекананде. И будущие непредвзятые научные исследования несомненно покажут эту близость, усилившую многогранность творческого самовыражения этого гениального мыслителя. Именно ему, по словам Е.И.Рерих, было суждено способствовать «действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом» и «именно ему больше удалось сдвинуть сознание наших соотечественников, нежели Блаватской» [7, т. 1,с. 197].

Возвращаясь к разговору о клевете, добавим, что хотя бы и с опозданием на столетие, но справедливость по отношению к Блаватской все же восторжествовала. В 1986 году на основании данных новой экспертизы лондонское Общество Психических Исследований выступило с опровержением выводов доклада

1885 года. Пресс-релиз Общества, разосланный в ведущие газеты и журналы Англии, Канады и Америки, начинался следующими словами: «Мадам Блаватская — соучредитель теософского общества, была осуждена несправедливо. Таково заключение нового исследования» [4, ХVII-ХVIII]. Далее было подтверждено, что Блаватская не писала писем, которые фигурировали от имени Учителей, но кто был автором этих писем, экспертиза не уточняла.

С отъездом Блаватской из Индии центр влияния теософского движения переместился на Запад. Во многом этому способствовало опубликование главного труда ее жизни. Им была «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии» (т. 1 — Космогенезис: т. 2 — Антропогенезис; 1888-1889 г., далее «Т.Д.».) Появление «Т.Д.» встретило различные отклики, в том числе и в среде теософов. Наряду с высокими оценками немало было и критических. И если одни указывали на уникальность этого произведения, на оригинальную концепцию синтетического подхода к познанию, на масштабность поднятых вопросов и привлеченного материала, то другие этого не замечали. Они либо просто отвергали выдвигаемые идеи, либо упрекали Блават- скую за незавершенность подходов и недостаточное освещение состояния научной мысли. Чтобы читатель представил себе характерную для Блаватской бескомпромиссную манеру полемики, мы приведем выдержку из ее ответа своим критикам-теосо- фам, которая поможет лучше понять и саму цель написания ею труда, и подходы к его изучению.

«Я была и теперь еще более заинтересована в фактах, нежели в научных гипотезах, — писала она. — Моей главной и единственной целью было донести значимость идеи о том, что основные и фундаментальные принципы каждой экзотерической религии и философии, древней или новой, все — от первой до последней, были ничем иным, как эхом первоначальной “Мудрость-Религии”. Я стремилась показать, что Древо Знания как сама Истина — единое… Эту задачу, я верю, я выполнила, насколько это было возможно, в первых двух томах “Тайной Доктрины”. Это не оккультная философия эзотерических учений, что я предполагала объяснить миру, ибо тогда этот “секрет” был бы подобен “секрету Полишинеля”… Но просто дать то, что могло быть выдано, и провести параллели между вероучениями и догмами прошедших и нынешних народов, показав их источник, и как они изменились к настоящему времени. И если моя работа сегодня, в день материалистической узурпации и всеобщего иконоборчества, слишком преждевременна для массы профанов, тем хуже для этих масс. Но она не была преждевременной для искренно изучающих теософию…

Любая философская система, будь то Канта или Герберта Спенсера, Спинозы или Гартмана, требует изучения в течение нескольких лет. И нужно ли доказывать, что труд, в котором сравниваются десятки философий и свыше полдюжины мировых религий, который должен раскрыть с величайшей предосторожностью покровы основ, поскольку он может дать только намеки на там и здесь явленные сокровенные цветники, такой труд не может быть постигнут при первом чтении, ни даже после нескольких, если сам читатель не выработает для себя систему его изучения» [3, т. 1, с. 485-486].

Надо сказать, что Блаватская никогда не претендовала на авторство основных идей в своих фундаментальных трудах. Ей все, как она говорила, «открывали Учителя». Но она не только разделяла, но и воплощала эти идеи в живом, ярком слове своих публикаций. В них она выступала против утверждений бездуховного воинствующего материализма, и в этом она была союзницей всех религий; но она боролась по-своему и, конечно, в духе своего времени. А потому ее труды нужно рассматривать в контексте ее эпохи. В таком подходе мы будем следовать и закону соизмеримости, неоднократно разъясненному в книгах «Живой Этики».

Провозглашение идей равенства и братства, свободы мысли и истинного альтруизма в действительной жизни встречало крайне противоречивое отношение. В прошлом столетии эти идеи, хотя и выражали гуманистические устремления некоторой части населения, все же далеко опережали представления, доминирующие в тех странах, где разворачивалась деятельность теософов. Они не соответствовали настроениям, преобладавшим в общественном сознании ни в наиболее передовых странах Европы (в Англии, Франции, Германии), ни в США, где расовые предрассудки оставались острейшей проблемой во взаимоотношениях черного и белого населения. В Индии, с ее вековыми традициями кастового разделения, идеи эти, как отмечалось, находили отклик лишь в образованной, то есть, по тем временам, высококастовой среде.

По-своему это несоответствие идей теософов и преобладавших в общественном сознании ценностных ориентаций отражалось и во внутренней жизни самих теософских обществ. Являя несомненные примеры самоотверженного служения провозглашенным целям и идеалам, теософские сообщества на уровне широкого движения далеко не всегда были образцом мужества, укрощения личных амбиций и «мирного сосуществования» своих членов. Имелось очевидное различие между идеями теософии и их несовершенным воплощением [8, с. 54-56]. Но все же стремления сторонников Блаватской к распространению провозглашенных идеалов не ослабевали.

Признавая несовершенство движения, Блаватская не однажды напоминала о том, что «каждый честный человек, который делает все, что он может, делает столько же, сколько и тот, кто достиг наибольшего в этом мире относительных возможностей. Это простой трюизм, аксиома, которая для верующих в Евангелие подтверждается притчей о талантах, рассказанной их Учителем: слуга, который удвоил свои два таланта, был вознагражден так же, как и другой слуга, который получил пять талантов». Каждому человеку дается «согласно его индивидуальным способностям» [8, с. 54; 9, с. 55].

К 1890 году в разных странах мира Т.О. насчитывало уже 200 филиалов, четыре журнала («Теософист», «Путь», «Люцифер» и «Лотос») и семь издательских центров: в Мадрасе, Бомбее, Коломбо, Стокгольме, Лондоне, Париже и Нью-Йорке [3, т. 1, с. 65, 270]. Как отмечала Британская Энциклопедия, в 1891 году «мадам Блаватская имела почти 100 тысяч последователей во всех частях мира» [10, т. 3, с. 710]. Многие выдающиеся ученые, писатели, поэты, общественные деятели были членами Т.О. при жизни Блаватской. Среди них можно назвать поэта — лауреата одной из престижных премий Англии сэра Э.Арнольда (автора нашумевшей в то время поэмы о Будде «Свет Азии»); известного ученого-физика и химика В.Крукса, философа и психолога В.Джеймса, Томаса Эдисона, Камилла Фламмариона [4, с. 195]. «Тайная Доктрина» была настольной книгой А.Эйнштейна. Известно, сколь глубоко был увлечен ею А.Скрябин; она оказала влияние на творчество В.Кандинского и других мастеров искусства России [17]. Идеи Т.О. были близки и молодому Мохандасу К.Ганди. Этот факт нередко замалчивается, а потому напомним, что в 1889 г. М.К.Ганди познакомился в Лондоне с двумя брать- ями-теософами. С ними он впервые читал «Гиту», ставшую «самой главной книгой» в его жизни. Тогда же (X. 1889 г.) он был представлен Е.П.Блаватской и А.Безант. Но, имея в то время еще слабое представление о религии своей родины, он «не хотел принадлежать к какому-либо религиозному обществу». Только спустя полтора года (в марте 1891 г.), за полтора месяца до смерти Блаватской, он стал ассоциированным членом Эзотерической секции Блаватской при лондонском Т.О. [4, с. 195]. Вскоре он вернулся в Индию, а затем уехал в Южную Африку. Его контакты с теософами, участие в их собраниях продолжались и там. Махатма Ганди высоко ценил идеи теософии Блаватской. О том, как он их понимал, говорит его высказывание своему биографу — Луису Фишеру: «Теософия является учением мадам Блаватской. Это индуизм в его наилучшем выражении» (цит. по [4, с. 194]; подроб. см. [11, с. 355; 12, с. 259; 13, с. 437}).

После смерти Блаватской (08.05.1891) начинается новый этап в истории теософского движения. Он нуждается в специальном исследовании. Этот этап связан с определенными отклонениями от линии его основательницы[7]. Критической точки эти отклонения достигли в конце 20-х годов прошлого века, когда Т.О. в Адьяре возглавляли А.Безант и Ч.Ледбитер[8], объявившие Д.Кришнамурти «Мировым Учителем».

Следствием этой линии был раскол теософских организаций на местах. И, тем не менее, в XX веке, переживая свои спады и подъемы, теософское движение продолжало развиваться. В настоящее время оно представлено тремя главными ассоциациями, имеющими свои отделения в разных частях мира. Это: Международное Теософское Общество (Адьяр, Индия), Теософское Общество (Пасадена, США) и Объединенная Ложа Теософов (Лос-Анджелес, США).

Сочинения Блаватской переведены на все европейские языки, а также на древнееврейский, арабский, тамили, хинди, китайский, японский, вьетнамский и другие [4, XXII]. В начале 1980-х годов вышли в свет 15 томов публицистического наследия Блаватской на английском языке[9].

В настоящее время теософское движение охватывает организации примерно в 60 странах мира [4, XVIII]. Остается добавить еще несколько слов о теософских обществах в России. С начала века здесь действовало Российское Теософское Общество, которое возглавляли А.Каменская и Е.Писарева. Кроме Санкт-Петербурга и Москвы, оно имело отделения и в некоторых провинциальных городах. До революции, хотя и под давлением цензуры, общество все же успело издать серию объемистых «Вестников Теософии» и неуклонно расширяло формы своей просветительской активности.

Первые российские теософы были людьми высокой культуры[10]. С приходом же к власти большевиков теософские центры были разогнаны и на их членов обрушились репрессии, тюрьмы и ссылки. Духовный подвиг и трагическая судьба многих из них подлежат специальному исследованию; собственно, оно уже начато замечательными публикациями потомственного теософа А.В.Гнездилова [16,с. 84-88].

С началом перестройки в России возрождались к жизни и теософские идеи. В 1991 г. в Москве было заявлено о возобновлении деятельности Российского Теософского Общества (Р.Т.О.), а также о создании «Общества друзей Е.П.Блаватской» при международной ассоциации «Мир через Культуру». За прошедшие годы деятельность этих обществ носила, главным образом, культурно-просветительский характер. Были опубликованы все тома «Тайной Доктрины», «Разоблаченной Изиды», «Ключ к теософии» и другие работы. «Общество друзей Е.П.Блаватской» издавало свой «Вестник», посвященный популяризации ее духовнотворческого наследия. «Р.Т.О.» возобновило издание журнала «Вестник Теософии». В различных регионах России появились свои теософские центры, общества и группы единомышленников. И можно сказать, что теософское движение России вступило в стадию начального становления.

Пока еще трудно судить о том, как пойдет его развитие. В «Декларации Трех»[11] отмечается стихийный характер теософского движения. Нет координации деятельности обществ на местах; различны требования к вновь вступающим, к их участию в общественно-политической и духовной жизни и своих регионов, и страны в целом. Несомненно, что «Декларация Трех» весьма своевременна. Она напоминает всем теософским центрам России не только фундаментальные принципы теософского движения Е.П.Блаватской, о которых уже было сказано в этом очерке, но и те положения, которые рождены современностью и не могут не учитываться в деятельности сегодняшних теософских объединений. Из числа всех этих важных положений (см. текст «Декларации Трех»), мы выделили лишь одно, имеющее, на наш взгляд, особое значение для укрепления и теософского, и рериховского движений России. В нем справедливо указывается на исторически естественную неразрывную связь и сотрудничество «современной Теософии России» и Рериховского движения. Напомним, что это положение вытекает из известного тезиса о том, что философские основы «Тайной Доктрины» и книг «Живой Этики» являют собой единое Учение (МО, ч. 1, §79). Обе ветви этой системы мысли могут быть научно осмыслены лишь в своей цельности. Ибо книги «Живой Этики» дают не только дальнейшее углубленное разъяснение положений «Т.Д.», но и раскрывают широчайшие горизонты практического жизненного применения этого единого знания, значение которого, как ожидается, с вступлением человечества в ХХI-е столетие будет неуклонно возрастать.

[1] Статья была подготовлена для «Энциклопедии Азии» в 1993 г.; опубликована с сокращениями.

[2] См. «Дельфис» №2/1997, с 34-39.

[3] По воспоминаниям Г.С.Олькотта и собственным признаниям Е.П.Блаватской в написании этого труда ей помогали Учителя.

[4] Блаватская, как секретарь-корреспондент, и Олькотт, как президент Т.О., прибыли в Индию по приглашению бомбейского отделения «Арья Самадж» (Общество ариев). Главой этого общества в Индии был видный религиозный реформатор XIX века Свами Дайананда Сарасвати (подр. см. [5]). И Т.О., и «Арья Самадж» стремились к пробуждению национально-культурного самосознания индийцев; их объединяла идея возрождения древнеарийской мысли, вовлечение в общественную жизнь женщин, неприятие кастового разделения. Но главная идея арьясамаджистов, утверждавшая, в их трактовке, исключительность и непогрешимость Вед, по сути, отвергала свободное сотрудничество с представителями других верований. Позиция же теософов в этом вопросе, как уже говорилось, была иной, и альянс обществ скоро распался.

[5] «Теософский издательский фонд» в Бомбее публиковал индийскую классику на санскрите и английском языках. Веды, «Бхагавадгита», произведения Шанкары, Патанджали и других философов переводились и издавались усилиями этого фонда, заслужив в этой связи благодарственное письмо корифея индологии на Западе Макса Мюллера.

[6] В частности, работы Б.З.Фаликова о теософии и теософском движении носят весьма предвзятый характер.

[7] Подробнее о начале расхождений и раскола в теософском движении см. статью в «Дельфисе» №2, 1994 г. Д.Скопина об Уильяме Куане Джадже (1851-1896). У.К. Джадж — ученик ^Блаватской (ирландец, адвокат), по ее признанию, был по сути третьим учредителем Т.О. при его основании в Нью-Йорке и истинным преемником Блаватской после ее смерти. Он много способствовал распространению и утверждению теософской мысли на Западе и особенно в Америке на раннем этапе становления там теософского движения [4, с. 142,268,425-429].

 

[8] Анни Безант (1847-1933) до вступления в Т.О. (1889) была видным деятелем движения фабианских социалистов в Англии; одаренный оратор. В Индии принимала активное участие в деятельности Индийского Национального Конгресса (в 1917 г. — его президент). После смерти Г.С.Олькотта (1907) стала президентом Теософского Общества (Адьяр). Ее близким помощником в Т.О. был Чарльз Ледбитер (1847-1935), бывший священник англиканской церкви; присоединился к Т.О. в 1883-1884 гг.

[9] Эта публикация — заслуга группы ученых-теософов во главе с родственником Блаватской Борисом Цирковым (США), которые в течение многих лет работали над подготовкой этого грандиозного издания в печать. Первый том этого собрания был опубликован в 1933 г.

[10] См. далее фрагменты книги Марии Карлсон, посвященной истории теософского движения в России (1875-1922). Она содержит интереснейшие сведения по раннему периоду движения, тесно связанному с Серебряным Веком культурой истории России (см. [17]).

[11] Авторами «Декларации Трех» (декларации российского теософа) выступили: М.Ф.Дроздова-Черноволенко — ветеран теософского движения, член Российского и Московского теософского общества, Е.Лебедева — ответственный секретарь Теософского общества Москвы, и Л.А.Володарский — заместитель председателя Российского теософского общества (подр. см. [14, №3/1996, с. 91-92]).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *