«Определение общего и особенного в представлениях разных философских учений о сложном составе человека»

К.пед.н. Малыхина Марина Вадимовна

  1. Вашему вниманию будут представлены некоторые результаты работы в одном из направлений нашего семинара – работу с Основными Источниками Учения Жизни, полезную для оформления идейной основы Учения.  Сегодня речь пойдет об исследовании положения Учения о сложном составе человека. Предполагается, что Основные Источники, то есть, теософию ЕПБ и ряд последующих трудов, содержащих записи посланий Высоких Учителей Братства, можно рассматривать как выражение единой системы мысли или как Единое Учение Жизни, которое давалось в разных формах, начиная с последней четверти 19 в.
  2. Задача нашего исследования состояла в том, чтобы выявить то общее, что было дано по данному вопросу в имеющихся Источниках. Для этого нужно было сделать выписки из Основных Источников (при необходимости, также близкой к ним литературы), затем сравнить их, выделить общее, отделив его от особенностей в каждом Источнике и сформулировать сущность этого положения Учения в той форме, которая приемлема для современного сознания (в том числе и для нас с вами).
  3. Источники, которые использовались в этой работе, показаны на слайде 1.

 Слайд 1

           Итак, вначале немного истории.

Познай самого себя» (др.-греч. Γνῶθι σεαυτόν, лат. Nosce te ipsum или Temet nosce) — античное изречение, начертанное на стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах; как выглядит теперь этот храм, точнее говоря, что от него осталось — показано на слайде 2.  Но это изречение, дошедшее до наших дней, свидетельствует о том, что уже в глубокой древности знания человека о самом себе имели исключительно важное значение. Мудрецу Хилону из Спарты приписывался и расширенный вариант этого высказывания: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную».

Слайд 2.

4.1 Человеку всегда было важно знать, откуда он пришел на землю и куда он уходит, когда умирает. И ему всегда было трудно примириться с тем, что земная жизнь такая короткая, и всегда хотелось достичь бессмертия или хотя бы найти способ значительно продлить свою жизнь. Но для этого нужно было иметь знание о своей природе и своих реальных возможностях выхода за узкие рамки земной жизни. И такое знание давалось человечеству с древних времен через тех немногих представителей рода человеческого, которые могли этим знанием обладать. Приведем здесь несколько примеров, которые показывают, что сведения о сложном составе человека были известны у разных народов, в разное время, в разных формах.

5.Они были известны благодаря выдающимся способностям мудрецов — Риши древней Индии и нашли выражение в представлениях, запечатленных в священных писаниях индусов и в их религиозно-философских учениях. Так, в философии веданты человек предстает сложным существом, состоящим из нескольких тел (оболочек). Здесь земной человек есть Джива – воплощенная искра Абсолюта, которая имеет пять оболочек  (слайд 3).

 

                                        Слайд 3                                        

6. Они были известны некоторым философам древней Греции. Пифагор описывает душу как самодвижущуюся единицу (монаду), состоящую из трёх элементов (слайд 4).

 

     Слайд 4

7. Платон говорит о том, что человек состоит из двух частей, и смертная часть, в свою очередь, состоит из двух частей (слайд 5).

 

Слайд 5

8.В христианском учении апостола Павла человек предстает состоящим из трех частей (слайд 6).

 Слайд 6

9. Сведения о сложном составе человека встречаются на протяжении раннего и позднего средневековья (например, у Парацельса, Якоба Беме). По учению Парацельса —  человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы  макрокосма(слайд 7).

 Слайд 7

По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.

Человеческая сущность у Парацельса включает 7 элементов:

  1. «элементарное тело» (тело материальное или физическое; «Chat» у египтян и «Guf» у евреев),
  2. «archaeus» (электро-магнетическое тело, дающее фосфористый свет; начало, без которого физическое тело не может ни существовать, ни двигаться; «Анх» египтян и «Coach-ha-guf» евреев);
  3. «evestrum» (звездное, астральное тело; «Ка» египтян и «Nephesh» евреев), родина которого —астральный мир; оно представляет собой точную копию материального тела, может покидать физическое тело, сопровождает дух человека после его смерти;
  4. «spiritus animalis» (животная душа, «Hati» или «Ab» египтян, «Ruach» евреев), где сосредоточиваются низменные, животные, эгоистические инстинкты и страсти;
  5. «anima intelligens» (разумная душа, «Bai, Ba» египтян и «Neshamah» евреев) — форма, в которую облекается человеческая душа в высших сферах в момент воссоединения с ангельским миром;
  6. «anima spiritualis» (духовная душа, духовное тело; «Cheybi» египтян и «Chaijah» евреев) — божественного происхождения, местопребывание всех благороднейших и возвышенных стремлений человека,
  7. «человек НовогоОлимпа» — искра Божества, часть божественного «я», пребывающая в человеке.

И наконец, уже в Новое время, в 18 веке мы находим их в трудах выдающегося шведского ученого, государственного деятеля и ясновидца 18 века – Эммануила Сведенборга (слайд 8) . Его труды особенно ценны тем, что это свидетельства очевидца, непосредственно наблюдавшего и описавшего жизнь в тонких мирах, жизни после смерти, по заданию свыше. Приведем здесь цитату из его замечательной книги «О небесах, о мире духов и об аде». Таким образом, и здесь мы видим деление человека на смертного и бессмертного, земного и небесного.

Слайд 8

10.Теперь переходим к нашим Основным Источникам: теософии ЕПБ, Учению Храма, учению Ж.Э. и Граням А.Й. С появлением теософского учения, выраженного в трудах ЕПБ, в последней четверти 19 века наступил, как уже говорилось, Новый этап в передаче знаний, в передаче Учения Жизни именно как целостной системы знания, в которой осуществлен синтез философии, религии и науки. Подробные сведения относительно состава человека даются как в теософии ЕПБ в Т.Д., так и в других ее трудах (Ключ к теософии, Инструкции). Общая схема принципов человека, согласно ЕПБ, показана на слайде 9.

Слайд 9

11.Более доступный современному сознанию вариант состава человека был дан в замечательной работе Е.Ф. Писаревой «Человек и его видимый и невидимый состав». Приведем выдержку из этого труда.

«Теософические учения о человеке определяют его как непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена, другая же часть остаётся пока ещё в состоянии скрытом.

Сознание человека может действовать определённо на том или другом плане Вселенной в зависимости от того, насколько вибрации этого плана достигают до него. Понять это нам помогут явления со струной. Мы знаем, что струна прозвучит тою же нотой, то есть данным числом колебаний, в ответ на ноту, изданную струной одинаковой с ней длины и напряжения; и она же останется немой среди целого хора нот, произведённых несоответствующими струнами. То же самое относится и к различным состояниям материи: каждое из них отвечает лишь на соответствующие этому состоянию вибрации.

На настоящей ступени развития человек вполне сознателен только на физическом плане, потому что только одно его физическое тело, проводник всех физических ощущений, развито вполне. Но хотя на настоящей ступени развития человек и не осознаёт астрального и ментального планов жизни, он всё же живёт на этих планах каждый раз, когда чувствует, мыслит или испытывает вдохновение. И чем сильнее он чувствует и мыслит, тем полнее переносится его сознание из физической сферы в астральную, в мир чувства, или в ментальную, в сферу мысли.

Таким образом, человек живёт одновременно в трёх мирах: физическом, астральном и ментальном, причём то одна, то другая часть его сложной природы призывается поочерёдно к деятельности.

Теософия различает в человеке семь начал и эти семь начал разделяет на две группы: одна обнимает три высших начала, а другая — четыре низших.

Первая, называемая высшей Триадой, есть неумирающая часть человеческой природы, бессмертная индивидуальность, сохраняющаяся через все воплощения человека, его «дух», по христианской терминологии; четыре низших начала составляют его смертную, преходящую природу, «душу» и «тело», по представлению христиан (слайд 10).

Слайд 10

12.  В Учении Храма не даются определенные схемы принципов человека, в расчете на то, что изучающие это Учение уже знакомы с теософией, и потому хорошо подготовлены для восприятия наставлений, расширяющих и углубляющих теософские доктрины. Но здесь даются различные пояснения относительно состава человека и его изменений в разных условиях (Слайд 11).

Слайд 11

Так, в нем говорится, что «каждому оккультисту известно, что Вселенная подразделяется на три великих состояния сознания, именуемых «тело, душа, дух», что между этими понятиями нет четко установленных границ.

Что между материей, силой и сознанием не существует ни разрывов, ни бездн. Эти кажущиеся разрывы заполнены в действительности более утонченными степенями материи и жизнью более тонких состояний сознания.

Поэтому, вместо того чтобы ограничивать свои исследования тремя первичными состояниями сознания, для удобства классификации сначала делят их на шесть, а затем, считая объединённые их состояния за еще один, получают всего семь. Каждое из этих семи вновь делится на семь меньших и еще более утонченных ступеней, что составляет в итоге сорок девять».

13. Далее сложный состав человека рассматривается в учении Ж.Э. и в письмах Е.И.  Наиболее подробно схема принципов человека дана в письме (от 06.11.1935 г.) (слайд 12)

Слайд 12

Согласно Учению ЖЭ, Душа у человека одна, но имеет 3 аспекта:

Как человеко-животная душа (состоящая из 4 низших принципов);

Как человеческая душа, состоящая из 5 принципов,

Как Духовная Душа – (вся Высшая Триада).

Личность человека, охватывающая энергии его низших принципов может и должна слиться со своим Высшим Эго, а значит и со все Триадой чтобы заслужить бессмертие. Это может произойти с человеком при завершении его земной эволюции.

В этой схеме раскрыто значение Кама-Манаса (Низший ум, интеллект), который является как бы мостом, соединяющим Высший Манас (Высший Разум) с Кама-Рупа – соединяя, таким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасическим телом, или же человеческой душой.

Е.И.Р, разъясняя своим ученикам сложный состав человека сделала важное обобщение:  «… так называемые принципы в нас [исключая физическое тело и эфирный двойник, которые рассеиваются после смерти] суть лишь аспекты или состояния нашего сознания. Именно, все подразделения на ДУХ, ДУШУ, МАНАС высший и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия.

14. В ГАЙ сложный состав человека не дается в схемах, но в записях Б.Н.Абрамова мы встречаем 2 варианта: полный и краткий. На слайде 13  дано описание полного варианта.

Слайд 13

15.Разъясняя схему высших принципов человека Е.П. Блаватская наибольшее внимание уделяла Высшей Триаде и в особенности Пятому принципу – Манасу. Это связано со сложностью понимания «Пятого» и взаимодействия его с другими принципами человека.

По ее определению «Манас — это «принцип» и, в то же время Сущность и Индивидуальность или Эго».

Учение ЖЭ дополняет и расширяет понимание этих основ. Согласно ЕИР, Индивидуальность или Высшее Эго, это не только Высший Манас. Не отрицая представление о Высшем Манасе как об Индивидуальности, она расширила само определение понятия «Индивидуальность». ЕИР считала, что «истинная Индивидуальность человека будет заключаться в его Духовной Душе. Дух или Высшее Эго, или истинная Индивидуальность являет Триаду из Седьмого, Шестого и Пятого принципов. Обогащаясь возвышенными сознательными накоплениями Высшего Манаса, она проходит долгий путь воплощений человека на Земле до достижения им духовного совершенства.

16. В текстах Учения ЖЭ мы встречаем краткий вариант принципов человека, показанный на слайде 14.

Слайд 14

Важной отличительной особенностью в кратком варианте является то, что в Учении Живой Этики дается новое определение Высшей Бессмертной Триады – Огненное тело (Дух, Высшее Я, сознательное бессмертное Эго человека). В Учении Жизни сказано: «у людей тонкое тело почти оформлено, но ментальное оформлено лишь у избранных» (из письма ЕИР).

17. В этот же период Учение Жизни выражалось в других формах, в преломлениях другими сознаниями. Макс Гендель, Ауробиндо Гхош, Даниил Андреев, Петр Успенский, Николай Уранов – все так или иначе рассматривали вопрос о сложном составе человека.

Макс Гендель (американский писатель и астролог, ясновидящий, христианский мистик, розенкрейцер), подробно изложил свое видение сложного состава в своей работе «Человек и метод эволюции». Рассмотрим эту схему (слайд 15):

Слайд 15 

  1. Шри Ауробиндо Гхош — выдающийся философ, духовный учитель, основоположник интегральной йоги в своих работах так определял сложную природу человека (слайд 16).

Слайд 16

  1. Во всех представленных нами Источниках, сведения о сложном составе человека даются в разных формах или отсутствуют в явном виде (Сведенборг, Учение Храма), есть также различия в терминах и определениях (Гендель).

Причины тут могут быть предположительно следующие:

  1. Искажения и неточности при переводах и переписывании, разном понятийном аппарате, использованном в текстах.
  2. Поскольку Источником этих Знаний являются сведения, исходящие от Высоких Святых, Риши Древней Индии, Высоких Индивидуальностей, которым были доступны иные миры при сохранении сознания, то сведения по одному и тому же вопросу могут быть субъективны. Так что, в данном случае, хотя главная суть, то есть факт существования семеричной системы принципов человека и порядок их расположения по степени плотности духоматерии сохраняется одинаковым, но детали могут различаться.
  3. Разное состояние сознания, науки и культуры в обществе на тот момент, когда давались эти знания (Древность, 18 век, 19 век, 20 век).

Все это нужно иметь в виду при обсуждении данного вопроса с аудиторией, не знакомой или мало знакомой с этими представлениями. А также при рекомендации соответствующей литературы.

20.В целом ясно, что представления о составе человека, излагаемые в названных Источниках (даваемые Учителями Братства Света) могут быть в первом приближении сведены к следующим трем постулатам:

  1. В человеке присутствуют две основные составляющие – низшие, смертные, которые образуют его земную личность, и высшие, бессмертные, которые, содержат плоды опытов личности из каждого воплощения и образуют Индивидуальность.
  2. Цель земных воплощений – эволюция Индивидуальности, то есть, раскрытие потенциала Божественного начала (Высшего «Я» человека, духо-монады).
  3. Физическое тело человека – самая низшая составляющая из всех, входящих в его личность; в жизнедеятельности физического тела проявляется активность высших составляющих личности и (при соответствующих условиях) его Индивидуальности.

И в заключение можно смело утверждать, что Теософию ЕПБ и ряд последующих трудов, содержащих записи посланий Высоких Учителей Братства можно рассматривать как выражение единой системы мысли или как Единое Учение Жизни, которое давалось в разных формах, начиная с последней четверти 19 в.

Подтвердим это заключение записью из книги «Послания Братства в Россию. 1995-1999»:

«Учение ведет свое начало от знаний древних. Знания эти не являются только знаниями отдельных народов, но имеют более древнее происхождение. Цепь знаний, дававших Учение бесконечна. Она настолько сложно проникает все великие культуры, так пропитывает собою и пропитывается сама духом древним, что, если бы кто-либо из живущих имел возможность через Учение изучать историю земных Рас, то он, пожалуй, имел бы перед собою самую точную и подробную летопись духа, когда-либо создававшуюся. Эта летопись отражает не только духовные поиски Земли, но также поиски других, близких Земле по развитию миров более высокого уровня.

Берущее свое начало в невообразимо далекой древности, Учение все обращено в Будущее. Выйдя из Вечности оно обращено в Вечность. Являясь плодом бесконечного развития и совершенствования знаний, оно все нацелено на бесконечное совершенствование и развитие».

 Значение  расширенного представления о составе человека для осознания им смысла его земной жизни заключается в том, что;

  1. Человек обретает новое понимание смысла земной жизни – как эволюции, как бесконечного восхождения от низшего к высшему (очищение, трансмутация низших принципов) через самосовершенствование и саморазвитие, вне зависимости от внешних факторов жизни.
  2. Он обретает понимание различия между индивидуальностью (бессмертной, которая перевоплощается) и личностью (смертной).
  3. Он осознает роль свободной воли как энергии сознательного устремления личности по пути добра или зла, соответственно и свою ответственность за мысли, чувства и действия на земном плане существования.
  4. Он осознает, что, только двигаясь духовно-нравственным путем в своей земной жизни, можно достигнуть сознательного существования на тонких планах существования, иначе говоря, бессмертия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *