Свидетельства о сохранении сознания вне физического тела: научные исследования и критический анализ сообщений о переживаниях в состоянии клинической смерти и о посмертных состояниях (по материалам зарубежных публикаций).

К.тех.н. Аверьянова Татьяна Викторовна.

На прошлом семинаре были рассмотрены сведения о сложном составе человека и его изменениях при переходах между Мирами, по выпискам из разных Источников, входящих в круг Учения Жизни (Учения Братства Света). В результате анализа этих сведений был сделан вывод, что представления о составе человека, излагаемые в названных Источниках (даваемые Учителями Братства Света) могут быть в первом приближении сведены к следующим трём постулатам:

  1. В человеке присутствуют две основные составляющие – низшие, смертные, которые образуют его земную личность и высшие, бессмертные, которые содержат плоды опытов личности из каждого воплощения и образуют Индивидуальность.
  2. Цель земных воплощений – эволюция Индивидуальности, то есть, раскрытие потенциала Божественного начала (Высшего «Я» человека, духо-монады).
  3. Физическое тело человека – самая низшая составляющая из всех, входящих в его личность; в жизнедеятельности физического тела проявляется активность высших составляющих личности и (при соответствующих условиях) его Индивидуальности.

В Учении, как мы знаем, подробно рассматриваются изменения в составе человека при переходе с земного плана в Тонкий Мир (в тонкоматериальное состояние) и особенности жизни в Тонком мире. Подчёркивается также, что состояние сознания и жизнь человека в Тонком Мире существенно зависит от того, насколько он осознал, еще, будучи на земле, отличия законов жизни в Тонком мире от тех, которые действуют в земной жизни. И утверждается, что научное исследование процесса перехода, особенностей жизни и активности человеческого сознания в Тонком Мире чрезвычайно важно как для преодоления страха смерти, так и для раскрытия невиданных и немыслимых на земле возможностей деятельности сознания.

Приведу несколько цитат из Учения Живой Этики о значении научного изучения Надземного Мира.

«Люди боятся мёртвых, ибо не верят в вечную жизнь. Утвердите эту Истину и мир преобразится <…> Припомним, что и в древние времена лишь немногие спокойно воспринимали незримые миры, остальные боялись этих областей не меньше, чем теперь» [2, п.348].

«Изучайте Мир Надземный научно, вдохновенно и неустанно не для себя, но для человечества» [2, п.944].

«Когда дух устремлён в тонкие сферы, перед ним раскрывается вся космическая широта. Неуловимые космические энергии притягиваются к творческому духу. <…> Так создаётся космическое творчество и высшая кооперация между духом и Космосом» [1, п.85].

Каждый силой мысли может создать связь с Надземным Миром. Изнутри претворится новый смысл земного существования. Почему человек должен ожидать толчка извне? Он должен зародить в сознании неукротимое устремление к Надземному Миру» [2, п.921].

Несомненно, что для внедрения этих идей в общественное сознание, то есть, для представления их в аудитории, не знакомой с Учением Жизни или, по тем или иным причинам, критически настроенных по отношению к этим представлениям, необходимо убедительное обоснование положения Учения о сложном составе человека и об его изменениях при переходах между Мирами. Особенно важно такое обоснование для представления в ученой аудитории, поскольку именно здесь можно надеяться стимулировать полноценные научные исследования в этом направлении. Фактически речь идёт об обосновании тезиса о перевоплощении, рассматриваемом как рабочая гипотеза, как это принято в научной среде.

Мой доклад посвящён некоторой части косвенных свидетельств в пользу перевоплощения, а именно, свидетельствам о сохранении сознания вне физического тела. То есть, речь идёт о фактах, многократно подтверждённых и описанных в литературе, в том числе в трудах учёных – исследователей таких состояний сознания.

Для своего доклада я использовала главным образом свидетельства, о которых сообщается в двух зарубежных изданиях – книгах Р. Моуди «Жизнь после жизни» и А. Форда «Жизнь после смерти», опубликованных в последней четверти 20-го века. Дополнительно были привлечены сведения из книг Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде» (18-й век) и Майерса «Человеческая личность и её жизнь после смерти тела» (1903 год).

Выбор этих источников определялся тем, что здесь был продемонстрирован именно научный подход к исследованию жизни сознания вне физического тела. Сюда входят состояния сознания на границе перехода в Тонкий Мир (состояние клинической смерти), либо уже после перехода; в последнем случае имеются в виду сообщения о жизни в Тонком Мире либо от независимого наблюдателя (как Сведенборг), либо от самих умерших людей, переданные через посредников (называемых в этих трудах медиумами).

Вначале рассмотрим свидетельства о состоянии сознания при клинической смерти. Здесь мы приведём несколько примеров рассказов пациентов из книги Моуди и результаты его анализа этих рассказов, которые дают возможность выделить в них общие черты, характерные для разных людей и условий, в которых эти состояния имели место. Затем будут представлены некоторые факты из книги Форда – сообщения от умерших людей – достоверность которых не вызывает сомнений. Далее будут приведены фрагменты из книг Майерса и Сведенборга, мы уделим также внимание основным аргументам критиков такого рода исследований, и в заключение будет сделан вывод о том, насколько надёжны сведения из использованных нами трудов, что из этого вытекает для дальнейшего развития работ в этом направлении и главное – насколько полезны эти исследования для осознания человеком своей природы и смысла своего пребывания на земле.

Обратимся теперь к широко известной во всём мире книге Раймонда Моуди «Жизнь после жизни», опубликованной в 1976 году (Слайд 1).

Слайд 1

Прежде, чем говорить о представленных в ней фактах, остановимся на биографии автора (Слайд 2).

Слайд 2

Он родился в Америке в религиозной семье, принадлежащей к Методистской Церкви. Моуди изучал философию в университете в штате Вирджиния, в 1969 году стал доктором философии. Затем три года преподавал философию в Калифорнийском университете и закончил там, уже будучи преподавателем, ещё и медицинский колледж, став также преподавателем медицины. Как видим, он был широко образованным человеком. В 1965 году, ещё будучи студентом, он услышал рассказ профессора психологии о том, что тот был мёртв два раза с интервалом в 10 минут и при этих «умираниях» с ним происходили совершенно фантастические вещи.

Несколько лет спустя его студент рассказал ему о переживаниях его бабушки, которая «умирала» при операции и чувствовала то же самое, что и упомянутый профессор. С тех пор Моуди стал сознательно искать подобные случаи и начал читать лекции по проблеме смерти.

Число этих рассказов всё росло. Моуди поражало сходство этих рассказов, число которых достигло 150-и. Он подробно изучил их и описал. Самыми богатыми по объёму информации были случаи клинической смерти. Приведём из книги Моуди несколько свидетельств людей, переживших клиническую смерть. Рассказывает одна женщина, лежащая в больнице в связи с сердечным приступом.

«Мне было неудобно лежать на спине, поэтому я повернулась на бок. Как только я это сделала, у меня прервалось дыхание и остановилось сердце. Тут же я услышала, как закричали медсестры: “Красный сигнал! Красный сигнал!” Пока они кричали, я почувствовала, что выхожу из тела и скольжу вниз между матрацем и боковым ограждением кровати, – мне в действительности даже показалось, что я прошла сквозь ограждение и очутилась на полу. Затем я стала медленно подниматься вверх. Поднимаясь, я увидела, как в палату бегут ещё сёстры. Всего их собралось человек двенадцать. Мой лечащий врач делал обход больных. Его тут же вызвали, и я увидела, как он тоже прибежал в палату.

Я подумала: «Что он, интересно, здесь делает?» Меня пронесло мимо светильников. Я на них смотрела сбоку и видела их чётко. Затем подъём прекратился, и я стала плавать под потолком, смотря на всех сверху. У меня было такое ощущение, будто я превратилась в лист бумаги, на который дунули и подняли к потолку. Оттуда-то я и наблюдала, как они меня оживляют! Тело моё лежало распростёртым на кровати, а они все толпились вокруг него. Я слышала, как одна из сестёр сказала: “Боже мой! Она умерла”. Другая медсестра приставила свои губы к моим и стала делать искусственное дыхание, пытаясь меня оживить. Я смотрела ей в затылок, когда она занималась этим. Мне запомнились её коротко подстриженные волосы. В этот момент я увидела, как в палату вкатывают реанимационную машину и к моей груди приставляют разрядники. Когда они включили её <…> дёрнулась каждая косточка. Это было самое ужасное. <…> Я думала: “Что они так беспокоятся? Я чувствую себя прекрасно”» [3, с.211-212]. Этот пример ясно демонстрирует нам выход тонкоматериального тела из физического и сохранение сознания после оставления мира физического, когда физическое тело уже не работало, и не действовал мозг.

Наиболее невероятным в изученных Моуди случаях клинической смерти была встреча со светом, который пациенты обычно описывали как светящееся существо. Приведу слова пациентки – женщины о встрече с этим светом. «Первое, что он сказал мне, было <…> “готова ли я умереть?” или “Что я сделала в своей жизни, что хотела бы показать ему?”» Или слова мужчины: «Голос задал мне вопрос: “Достойна ли она этого”. И это означало, достойна ли жизнь, которую я прожил, всего того, что мне открылось» [там же, с.227].

Как пишет Моуди, подобные вопросы, подводящие итог жизни человека, задавались совсем без осуждения. Скорее содержание вопроса заставляло его подумать о своей жизни, как вопрос Сократа, который задаётся не для того, чтобы получить информацию, а для того, чтобы помочь человеку, которого спрашивают, чтобы повести его по пути истины в собственной оценке. И ещё один особо примечательный рассказ реанимированного. Речь идёт о больном с тяжёлой болезнью лёгких, которого уже две недели готовили в больнице к операции. Он проснулся от страшной боли. Далее цитирую: «Я повернулся на кровати и хотел лечь поудобней, как вдруг в углу комнаты, чуть пониже потолка, появился свет. Она напоминал небольшой световой мяч или шар, 12-15 дюймов в диаметре. Как только появился этот свет, мной овладело какое-то чувство. <…> Это чувство граничило с полным покоем и совершенным расслаблением. Я увидел, как из светового шара появилась и протянулась ко мне рука. Свет сказал: “Пойдём со мной, я хочу тебе что-то показать”. И тут же, немедля, я протянул свою руку и ухватился за предложенную мне руку, которую хорошо видел. Как только я это сделал, то почувствовал, как меня тянут вверх, вон из тела. Я оглянулся и увидел собственное тело на постели, а сам я в это время поднялся к потолку.

Как только я покинул своё тело, я принял ту же форму, что и свет. У меня возникло чувство, что эта форма, несомненно, принадлежит духу. <…> Это не было телом, скорее лёгкая дымка или пар. Ещё это напоминало клубы сигаретного дыма, поднимающиеся вверх к горящей лампочке. Однако следует отметить, что у моей формы был и цвет. Оранжевый, жёлтый и ещё какой-то, непонятный для меня: вроде синего или голубоватого.

Духовная форма не имела телесных очертаний, она была более или менее шарообразной. Но у неё было то, что я называю рукой. Я знаю это, потому что протянул свою руку, когда дух подал мне свою. Однако в то же время обе руки моего физического тела оставались на месте; я их видел на кровати, рядом с телом, когда поднимался к свету. Но когда я не держал своей новой рукой руку света, дух вновь принимал круглую форму. Таким образом, я оказался рядом со светом, и мы стали двигаться через потолок и стенку палаты в коридор, из коридора – вниз по этажам, до первого этажа. Пройти через стеку или дверь не составляло никакого труда. Они просто исчезали перед нами, когда мы к ним приближались. Через какое-то мгновение, почти внезапно, я понял, что мы добрались до реанимационной. До этого я представления не имел, где находится реанимационная, но мы туда попали и снова оказались в углу под потолком, продолжая взирать на всё сверху. Я видел, как ходят врачи и сёстры в зелёных халатах, видел койки, расставленные вокруг.

Существо сказало мне, вернее, оно мне показало: “Вот где тебе придётся быть. После операции тебя прямо с операционного стола перенесут сюда, но ты не очнёшься. Ты не будешь знать, что произойдёт с тобой на операционном столе, пока я потом не приду за тобой”.

Я не сказал бы, что всё это было выражено словами. Не было это похоже и на голос, поскольку, как я полагаю, его могли бы услышать и другие, чего на самом деле не произошло. Это скорее было неким впечатлением, дошедшим до меня. Но впечатление оказалось настолько живым, что я не могу сказать, что я ничего не слышал и не чувствовал. Для меня всё было определённо и ясно. <…> И тут же я понял, что именно у него на уме. Несомненно, он хочет показать мне кровать справа, если войти в реанимационную из коридора, – кровать, на которой мне придётся лежать. Именно с этой целью он меня сюда и привёл. И затем он объяснил, почему. Причина заключалась в том, что он хотел, чтобы я не боялся и не испытывал страха в момент перехода из физического тела в духовное состояние. Он хотел, чтобы я знал об ощущениях в момент такого перехода. Он хотел меня ободрить и сказал, что придёт за мной, только не сразу, а некоторое время спустя, после определённых событий, но все события будут пронизаны его присутствием и что он в конце концов придёт за мной.

И вот сразу, как только я присоединился к нему и сам стал духом, мы по пути в реанимационную слились в единое целое. Но, в тоже время, разумеется, мы существовали раздельно. И всё-таки я находился под его полным контролем, как и всё происходившее вокруг, связное со мной. И когда мы проникали с ним через стены и потолки, меня ничего не беспокоило, я чувствовал себя в полном единстве с ним. И опять-таки чувствовались умиротворённость, покой и безмятежность, каких нельзя встретить нигде больше.

После того, как он всё это мне показал, мы снова вернулись в палату, и я опять увидел своё тело, лежавшее на кровати в той же позе. И тут же снова очутился в собственном теле. Вне тела я пробыл минут пять – десять, но что может значить время в сравнении с этим испытанием! <…> Я знал, что умру, но не испытывал ни сожаления, ни страха. <…> Я был готов ко всему. <…> Операция заняла много времени, но прошла успешно» [3, с.252-254].

В приведённом отрывке из книги Моуди описан редкий случай наблюдения больным за своими тонкоматериальными телами. Светящееся существо готовило его к ожидаемой смерти во время операции, но человек выжил, вернее, его оставили на Земле, так как ему нужно было воспитывать племянника.

Свидетельства людей, перенесших клиническую смерть, были самые разные. Но во множестве историй, собранных Моуди, им изученных и описанных в его книге, были и общие элементы. Моуди подробно опросил 50 человек из заявивших о себе и составил что-то вроде статистического анализа их рассказов. В его книге этому посвящена глава «Опыт умирания». Моуди выделил в рассказах около 15-и очень сходных элементов и составил «портрет» характерного «опыта умирания». Моуди отмечает, что приведённый им в книге «Опыт умирания» – это скорее «модель», объединение общих элементов, встречающихся во многих рассказах.

Кратко, по Моуди, основные элементы в умирании следующие (Слайд 3) :

 

Слайд 3

  1. Невыразимость, опыт не поддаётся описанию, так как слова наши трёхмерны.
  2. Способность слышать происходящее, когда уже констатирована смерть.
  3. Ощущение мира и покоя.
  4. Жужжащий звук или звон в ушах.
  5. Прохождение через тёмный туннель.
  6. Наблюдение со стороны своего покинутого тела.
  7. Встреча с другими развоплощёнными духами.
  8. Встреча со светящимся существом.
  9. Обзор прошлого.
  10. Ощущение границы или предела.
  11. Возвращение в тело.

Данные, собранные Моуди, имеют большое научное значение, хотя и не являются прямым доказательством жизни после смерти физического тела. Они могут убедить в этом умеющих мыслить людей и подтвердить древние учения о продолжении жизни после смерти.

Сам Моуди очень скромно оценивал свой труд: «Работая над этой книгой, я остро сознавал, что цель моя и взгляды на предмет без труда могут быть неправильно истолкованы. В частности, мне очень хочется сказать читателям с научным складом ума, что я ни в коей мере не сомневаюсь в том, что моя работа не является научным исследованием. Своим коллегам я хочу непременно сказать, что не пребываю во власти иллюзии, будто мне удалось “доказать”, что есть жизнь после смерти. <…> И тем не менее я считаю очень важными сообщения о присмертных испытаниях. Что я хочу, так это найти средний путь, не отвергающий подобные испытания на основании их ненаучности или алогичности. <…> В то же время я считаю, а это так может и оказаться, что мы пока не способны построить “доказательство”. <…> Вполне возможно, что перспективы и взгляды учёных и мыслителей будущего будут отличаться от современных» [3, с.295-296].

Моуди писал, что освещение этого вопроса необходимо для людей многих профессий: для учёных в их академических исследованиях, для врачей у постели умирающего больного, для священника, помогающего встретить смерть, для психологов и психиатров, которым дано знание, что сознание может существовать отдельно от тела, и потому лечение душевнобольных должно быть совершенно другим.

Важно подчеркнуть, что люди, пережившие опыт умирания, нисколько не сомневались в его реальности и важности для себя. Но почти все боялись, что если они расскажут об этом, их сочтут сошедшими с ума или примут всё за их фантазии. Все говорили, что после происшедшего с ними жизнь их стала глубже и содержательнее. Они начинали интересоваться фундаментальными философскими проблемами, появлялась тяга к знаниям. У всех значительно расширялось сознание, появлялись вера в Бога и в жизнь после смерти, изменялось отношение к жизни, менялись жизненные ценности, часто появлялась интуиция и другие духовные способности, возникало чувство духовного обновления и сострадание к людям, любовь к ним, стремление к добру. Все говорили, что перестали бояться смерти и отвергают самоубийство. Когда книга была опубликована, были отзывы, что эта книга – одно из великих откровений, которые даны людям ХХ века, не знающим в большинстве своём о существовании невидимого мира и о духовной основе материального мира.

Книга Моуди – имела в ХХ веке большое эволюционное значение, так как мы не можем достаточно полно понять жизнь, не зная того, что лежит за ней. Но у книги Моуди были и противники. Его спрашивали: Не является ли он просто фантазёром? Как часто происходят подобные вещи? Моуди отвечал, что он читал публичные лекции на эту тему в самых различных аудиториях, и ни разу не было случая, чтобы кто-нибудь потом не явился рассказать свою собственную историю. Время показало важность исследований Моуди, их подлинную научность и значимость, в том числе и для современного человека XXI-го века.

Теперь обратимся к исследованиям Артура Форда и его книге «Жизнь после смерти», а также к его биографии (Слайд 4). Он родился в 1896 году в США в штате Флорида в религиозной семье, принадлежал к церкви, называемой в Америке Христовой, или Учеников Христа. Уже в молодости он получил сан священника. Особые его способности проявились в армии. В 1918 году в стране свирепствовал грипп – «испанка», солдаты каждую ночь умирали. Как-то Форду приснился список солдат, умерших за ночь, а утром он увидел его наяву в армейских новостях. После этого он стал заранее сообщать, кто умрёт. Некоторые солдаты его боялись и считали колдуном. После армии он вернулся в университет, где его способности медиума заметил профессор психологии Снодди, посоветовавший ему развивать как их, так и умение контролировать свои медиумические проявления. Снодди рассказал ему также о научных работах Британского Общества Психических Исследований, где работали такие известные учёные, как Оливер Лодж, Герни Сидгвик и Фредерик Майерс.

Слайд 4

Форд писал о своём проникновении в потусторонний мир, что это было некое полугипнотическое бодрствующее состояние, в котором он мог описать невидимых присутствующих и воспринимать от них кое-что из того, что они хотели передать участникам сеанса. Но многого он не понимал и нуждался в помощи, и она пришла. В Бостон в 1920 году приехал «великий индийский мудрец» Парамаханса Йогананда, автор всемирно известного труда «Автобиография йога», который становится его близким другом. Йогананда направил развитие способностей Форда в нужное русло.

Йогананда, в частности, сказал ему, что все духовно развитые люди имеют некоторые способности медиума, но не все медиумы являются духовно развитыми людьми. Чтобы достичь этого, требуются огромные знания. Он посоветовал Форду не жалеть усилий в изучении реальной, как осязаемой, так и неосязаемой структуры Космоса, изучать источники и древние, и современные, так как парапсихологический феномен Форда существует с самых ранних, даже древних, свидетельств о жизни за смертью и имеет отношение к структуре и цели существования Вселенной и человека.

В 1927 году Форда пригласили в Англию для чтения лекций о его общениях. Его первую лекцию в Лондоне организовал знаменитый сэр Артур Конан Дойль. В газетах поместили репортаж о ней и отзыв Конан Дойля. Англия радушно приняла Форда. Он знакомится с главными деятелями Британского Общества Психических Исследований и проводит сеансы с участием ведущих медиумов Англии. Он также сближаемся с учёными, изучавшими парапсихологию. Позднее он едет к Йогананде в Индию и, конечно, знакомится с восточной философией. Со временем он становится очень эрудированным человеком, к тому же обладавшим выдающейся памятью. Это помогало ему общаться на сеансах с людьми, перешедшими в иной мир, которые в земной жизни были учёными, врачами, писателями, оперными певцами, государственными деятелями и даже специалистами по космической технике.

После лекций в Лондоне вся его дальнейшая деятельность была отмечена мировым признанием. Читая много лекций в разных аудиториях, Форд отмечал, что 80% всех вопросов, с которыми люди обращались к нему после лекций, касались того, что такое жизнь после смерти. Форд писал, что все эти вопросы очень важны для миллионов и миллионов людей. Одни из них крайне тяжело переживают горечь утраты любимых и близких. Другие видят, что приближаются к концу своих дней и всецело обеспокоены тем, что ожидает их впереди.

«Я всегда сознавал, – отмечал он, – что моя основная задача на Земле, моё дело заключается в том, чтобы придать людям уверенность в преддверии будущего, ту уверенность, которую дадут им прямые ответы» [4, с.301]. «На все эти вопросы есть определённые ответы. Они накапливались и собирались веками. И эти знания, как не удивительно, составляют по своему содержанию одно логичное целое, хотя наш ориентированный на материализм мир обычно пренебрегает ими» [там же].

В самом конце жизни Форда с помощью его друга редактора Эллисона (сам Форд не любил писать) вышла его книга «Жизнь после смерти». Он умер в 75 лет 4 января 1975 года. Это наш современник. Отметим, что при жизни Форда и при его участии из его единомышленников было создано «Братство духовных границ» (БДГ) для изучения проблемы жизни после смерти. Книга Форда там обсуждалась, но уже после его смерти.

Форд пишет в своей книге, что в состоянии транса он посещал иные сферы бытия, но транс был для него сном без сновидений. Но это не значит, как писал он, что у него не было никакого знакомства с жизнью «на той стороне». Одно из самых ярких впечатлений его земной жизни было связано с опытом пережитой им клинической смерти после аварии, когда он находился в состоянии комы более двух недель. Он подробно описал все свои ощущения в этом состоянии, которые полностью совпадают с описанными Моуди. Форда вернули на землю, так как он ещё не выполнил своего задания в земной жизни, не поняв его. Клиническая смерть помогла ему осознать свою жизненную задачу.

В своей книге Форд, как и Моуди, даёт свидетельства о жизни после смерти. Приведём некоторые из них.

Так Форд подробно описывает жизнь в потустороннем мире, предоставив слово Раймонду Лоджу, офицеру Британии, убитому в бою во Франции в сентябре 1915 года. В это время его отец, известный парапсихолог, проводил исследования, работая с тремя медиумами, которые и поучили известие о смерти его сына от выдающегося учёного Майерса, умершего в 1901 году. По международной сети парапсихологов сообщение передали отцу Раймонда, который через медиума – посредника стал общаться с ним. Я процитирую рассказы Раймонда из книги Форда, переданные его посредником.

«Больше всего его примирило с нынешней обстановкой то, что вещи выглядят здесь такими твёрдыми и настоящими. <…> Первый, кто его здесь встретил, был его дед, а потом и другие. <…> Они все выгладят, как обычные люди из плоти и крови, так что он с трудом мог поверить, что перешёл в другой мир. Он теперь живёт в доме из кирпича, вокруг есть деревья и цветы, и грунт твёрдый» [4, с.386]. Раймонд также сообщает, что не испытывает желания есть. Но некоторые очень хотят есть, и им надо давать что-либо, имеющее вид земной пищи. Один юноша очень хотел курить, ему сделали что-то похожее на сигары. Выкурив четыре штуки, он уже не мог на них смотреть. Вначале многие хотят мяса или крепких напитков. Там не чувствуется ни холода, ни тепла. Он также сообщал, что в плоскости его бытия уже подготовлены книги, которые ожидают возможность быть внедрёнными в сознание подходящих для этого писателей и в конце концов быть опубликованными в «земном мире». Достижением Форда, как медиума является то, что он представил самое большое число засвидетельствованных примеров, подтверждающих продолжение жизни человека после смерти. Как медиум Форд стал широко известен во всём мире, приняв в 1928 году сообщение от матери фокусника и мага Гарри Гудини, а также от сына епископа Джемса Пайка в 1967 году.

Расскажем об этих случаях. Гудини был очень привязан к своей матери и надеялся с ней связаться, когда она умрёт. Перед самой её смертью они выбрали кодовое слова «прости», которое должно было сыграть роль опознавательного знака, и совершенно определённо указать на её участие в спиритическом сеансе. На сеансе 8 февраля 1928 года Форд принял послание от матери Гудини со словом «прости». Канал связи с ней был открыт. Сам Гудини к этому времени уже умер. Участники сеанса рассказали об этом сообщении жене Гудини, которая ещё была жива. У неё тоже было кодовое слово для Гудини, и он стал передавать послания жене. Все послания были застенографированы. Жена Гудини засвидетельствовала полную точность и понятность длинных посланий Гудини, переданных сложным шифром, по которому супруги условились перед смертью мага опознавать послания. Новость появилась в газетах, и имя Форда долго не сходило со страниц газет.

Другой яркий случай проявления сверхспособностей Форда, о котором шумела пресса, произошёл, когда в пустыне на Среднем Востоке пропал епископ Джеймс Пайк. Впав в транс, Форд узнал, где и как он погиб. Кроме того, несколько лет ранее, когда погиб, покончив с собой, сын Пайка, епископ стал участвовать в сеансах своего друга Форда, и через него вошёл в прямой контакт с сыном. Об этом снова писали все газеты.

Приведём собственный рассказ Форда о процессе его «настройки» при сеансах. Он пишет: «Я понял, что главное для меня в этом состоянии – открыть себя для всего, что может прийти «оттуда», и проявить себя. <…> Я вставал перед аудиторией, наполовину отключался от неё и чувствовал, как впадаю в некий транс, не теряя сознания. Затем передо мной либо появлялись сами умершие, либо мне передавалось впечатление о них, и в то же время я слышал, без слов, те послания, которые они желали передать через меня» [4, с.310]. Благодаря выработанному умению концентрироваться, Форд обладал необычайной способностью входить в транс, когда он захочет. Именно через концентрацию он развил в себе способность к ясновидению и предсказанию. При поиске епископа Джеймса Пайка, Форд, благодаря ясновидению, очень точно описал ситуацию, в которой пребывал Джеймс в последние часы своей жизни. Это было за несколько дней до того, как нашли его тело.

Каковы выводы Форда о потустороннем мире? Заметим, что его сознанию были доступны достаточно высокие сферы этого мира. Он писал, что обитатели этого «бестелесного спектра бытия» подобны живущим на Земле. Там они остаются по сути своей теми же, что были в земной жизни. Он утверждал, что иные миры состоят из энергий и структур мысли. Причём неосязаемый мир мысли контролирует и управляет осязаемым физическим миром, т.е. высшие формы бытия оказывают своё воздействие сверху вниз, моделируя объекты более низкого уровня и придавая им форму. Каждый вышестоящий уровень бытия более «неосязаем» и утончён, чем нижестоящий. Эти представления совпадают с данными в Теософии и Учении Живой Этики. Форд считал, что миссия его жизни – давать факты и свидетельства, которые будут оценены и признаны в будущем. Он неутомимо в продолжении сорока лет перед миллионами людей всех континентов демонстрировал коммуникацию с людьми, которые считались мёртвыми. Иногда это происходило по телевидению.

На основании своих исследований он приходит к выводу: «Не существует разумной причины, по которой следовало бы дольше затягивать общее признание факта продолжения человеческой жизни за смертью. Какие чудесные перемены произойдут в наших отношениях, в наших планах и помыслах, в нашем поведении и общем благополучии, если этот грандиозный факт будет признан и уверенность в нём будет претворена в действие. Это, несомненно, означало бы новое рождение для науки, заключившей себя в замкнутую сферу собственного неверия. <…> для всех нас откроются новые, превосходящие этот мир, возможности нашего существования» [4, с.468].

Сам Форд после смерти дал о себе знать из потустороннего мира, сообщив о своём благополучном переходе в этот мир и о начавшемся для него периоде отдыха, адаптации и акклиматизации (Слайд 5). Через несколько недель после его смерти в штате Флорида знакомый с ним при его жизни медиум принял сообщение, переданное Фордом для консультативного совета Братства Духовных Границ (БДГ). Оно звучало так: «Говорит Форд <…> Это моё послание: жизнь после смерти – реальность <…> Обращайтесь к БДГ <…> Читайте главу семь, страницу семьдесят моей книги “Неизвестное, но известное” <…> у БДГ есть ответы на многие вопросы, свяжитесь с ними. Я устал и должен отдыхать» [4, с.472].

Слайд 5

В указанной здесь Фордом главе с заголовком «Конец страха перед смертью» говорится: «За столетия тщательных исследований факт продолжения жизни человека после смерти установлен как полностью достоверный для всех тех, кто подходит к свидетельствам и фактам с открытым умом. В течение трёх тысячелетий пророки, святые и герои наглядно демонстрировали людям способность человека к высшей жизни, которая приходит к нему, когда он отбрасывает страх перед смертью. Ещё раз повторяю, нет больше никакой разумной причины, чтобы считать биологическую смерть концом жизни или бояться смерти» [4, с.473].

К сожалению, учёные его времени, фактически нашего времени (середина и конец ХХ-го века) нередко отрицали то, что он им демонстрировал. Он писал, что если позитивная философия и материалистическая наука будут продолжать свой курс на отрицание без исследований, они пополнят ряды других устаревших и вышедших из употребления верований. На критику в свой адрес Форд отвечал: «Самые высокие умы, самые щедрые сердца, проницательнейшие интеллектуалы, благороднейшие души, занесённые в историю человечества, подтверждали, что жизнь после смерти продолжается, и намечали путь к её познанию. Неужели же я должен дать сбить себя с этого пути предвзятому критиканству со стороны умов и душ, что на порядок ниже? Почти полвека моя работа была полностью открыта для учёных, и я лично знал многих и многих из них. И никогда не было больших учёных среди тех, кто отрицал продолжение жизни за порогом смерти» [4, с.454-455].

Исключительны и необычны исследования профессора Кембриджского университета Майерса, жившего в конце XIX – начале ХХ-го века (Слайд 6). Его работы изучались Фордом и описаны в его книге. Майерс был хорошо знаком с достижениями физики и других естественных наук, а также интересовался вопросом жизни после смерти. Под влиянием огромного числа доказательств Майерс признал, что жизнь человеческой личности после смерти является фактом.После этого он стал считать главной задачей своей жизни доведение этой истины до сознания большинства людей на понятном им и привычном для них языке физической науки.

Слайд 6

Интереснейшим фактом является то, что после своей смерти Майерс в течение 25 лет передавал послания, которые принимались группой медиумов в режиме автоматического письма. В эту группу входили и учёные.Причём Майерс стал обсуждать тему посмертной жизни лишь через 20 лет после своего перехода, когда он уже сделал многие сообщения, доказывающие факт существования личности после смерти человека. Его сообщения приходили до 1931 года и были записаны медиумами из Общества Психических Исследований, которое выпустило книгу с его авторством под названием «Человеческая личность и её жизнь после смерти тела» (Слайд 7). Майерс, как и Форд, был высокообразованным человекам, одарённым исследователем в области парапсихологии, хотя его основной специальностью была античная классика, особенно античная поэзия, так как он сам был поэтом. Послания Майерса после его смерти осуществлялись по системе перекрёстной связи через медиумов, обладавших способностью автоматического письма. Медиумы не знали друг друга, и записанные ими послания были отрывочными, не связанными между собой. Когда же эти куски соединялись (по принятой у медиумов системе) послание получалось осмысленным.

Слайд 7

Майерс даже провёл научный эксперимент как доказательство реальности канала связи именно с ним. Он передавал разные фрагменты из античной литературы, знакомые только очень редким специалистам, сразу нескольким медиумам. Когда эти фрагменты соединяли, возникал античный текст, о котором могли знать только Майерс и очень немногие из его коллег на земле. Это было очень убедительное доказательство для неверящих, что передавал сообщения именно Майерс, а не кто-то другой. В своих сообщениях Майерс очертил полный цикл развития сознания человека от рождения до вечности. Как писал Форд: «В сообщениях Майерса утверждается, что направленность к развитию и эволюционная энергия всё расширяющегося сознания носит космический и вечный характер, и потому не прекращается со смертью <…>. В жизни за смертью продолжается не только эволюционный процесс расширения сознания человека, но и смены посмертных форм его “тела”» [4, с.401-402]. Майерс наблюдал сам, или узнавал от других, живущих в ином мире, что жизнь после смерти разделяется на семь главных стадий, и каждая следующая является более высокой.

Очень многие «средние» души с большой готовностью остаются на третьей ступени развития очень долгое время (иногда на многие столетия), считая, что это и есть подлинное царствие небесное и не прилагая никаких усилий к своему дальнейшему развитию. По представлениям Теософии и Учения Живой Этики, это средние слои астрального мира. Как сообщал Майерс, он достигал только четвёртого уровня, хотя, по его описаниям, этот уровень достаточно высок. Он писал, что «тело» там лучезарное и красивое. «Здесь растут цветы, но неизвестных вам форм и изысканных тонов, излучающих свет. Такого цвета и света нет ни в одной земной гамме. Мы выражаем свои представления о них телепатически, а не словесно <…> Мы можем слышать мысли других душ <…> Опыт четвёртой стадии бытия ведёт душу к границам сверхземного региона» [4, с.408].

Основная работа души в этой сфере, как он пишет, – дальнейшее понимание, каким образом разум контролирует энергию и жизненную силу, из которых возникают все внешние проявления бытия. «Стоит мне только сконцентрировать мысль на какое-то мгновение <…> и я могу создать некое подобие себя <…> послать к тому, кто настроен со мной на одну волну. Через мгновение я появлюсь перед этим моим другом, хотя сам и продолжаю находиться далеко от него. <…> Как только беседа завершается, я перестаю писать энергией собственной мысли этот свой образ, и он исчезает» [4, с.408-409].

Здесь раскрывается механизм известного в Живой Этике деления духа, и вероятно, описывается ментальная сфера пребывания человека в невидимом мире.

Майерс намного опередил своё время, объяснив также суть реинкарнации, которая в его время не пользовалась доверием среди учёных Запада, как, впрочем, и теперь. В связи с реинкарнацией он указывал на необходимость опыта смерти и нового рождения для перехода на более высокий уровень сознания.

Заключая разговор о Майерсе, отметим, что в лице Фредерика Майерса мы имеем учёного, который обладал способностью посмертного общения с учёными, живущими на земле. Как писал Форд, все выдающиеся лидеры Британского общества психических исследований и после смерти, в другой сфере жизни, продолжали свои психические исследования и часто участвовали в земных сеансах. Но только Майерс предпринял попытку полного описания бесконечно расширяющегося мира за пределами жизни на земле. Он, безусловно, совершил большой научный подвиг, поражающий своей необычностью и долговременностью.

В книге Форда также подробно рассказано об исследованиях Эммануэля Сведенборга, жившего в 18-м веке. Это был выдающийся учёный, философ и провидец. Его биография очень необычна и поучительна (Слайд 8).

Слайд 8

Он родился и жил в Швеции, в семье профессора богословия Уппсальского университета, позже ставшего епископом. Эммануэль поэтому был с детства в христианской вере.Он закончил философский факультет того же Уппсальского университета, получив прекрасное образование. Затем 35 лет занимался естественными науками, сделал несколько важных открытий (Слайд 9). С 1744 года его стали посещать видения и прозрения в невидимый мир. 6 апреля 1744 года, по его словам, произошло посещение его Господом в состоянии между сном и бодрствованием, которое его потрясло. Господь призвал его помочь людям.

Слайд 9

После этого события происходит преображение сознания Сведенборга. И Господь снова является ему и указывает, что он должен объяснить людям внутренний духовный смысл священного Писания, т.е. Библии, и написать об этом книги. Сведенборгу было в это время 57 лет. В ту же ночь у него открылась способность видеть обитателей невидимого мира и общаться с ними. Оставив земные науки, он, руководимый Свыше, написал около 40 томов текстов. В основном это были комментарии к Библии. (Слайд 10). Таким образом, в лице Сведенборга мы имеем человека с высочайшей миссией, данной ему Высшими Силами, которыми он был ведом и 13 лет общался с ангелами, как он называл развоплощённых духов.

Слайд 10

Для рассматриваемой темы интерес представляет его книга «О небесах, мире духов и об аде», в которой он подробно описывает невидимый мир, основываясь на собственном опыте его исследований путём проникновения в этот мир.Согласно его книге, потусторонняя жизнь на некоторых уровнях очень похожа на нашу земную жизнь, как об этом говорили позже и Форд, и Майерс. Он видел там природу, поселения с людьми, работающими на общее благо, которые учатся у душ, достигших более высокой мудрости, и сами учат сбитых с толку и растерявшихся вновь прибывших. Смерть не меняла там сути вещей, и люди имели проблемы, как и на Земле и должны были их решать. Более продвинутые души, по Сведенборгу, попадают выше и начинают осознавать излучения, исходящие от Бога – источника силы, правды, любви и радости. Сведенборг писал, что для достижения высоких сфер сознание развоплощённого человека должно преодолеть накопленные при жизни на Земле негативные качества, тянущие вниз, такие, как ненависть, гордыня, дурные привычки и страсти.

Прозрения Сведенборга полностью совпадают с представлениями, данными в теософских трудах Е.П. Блаватской и в Учении Живой Этики, и могут считаться научным подтверждением их. Чтобы проиллюстрировать это и дать наглядное представление о книге Сведенборга, я приведу несколько фрагментов из раздела его книги с названием «Всякий человек по внутренним началам своим есть дух». «Человек со здравым рассудком понимает, что не тело наше мыслит, не плоть и не вещество, а душа как существо духовное. <…> Вся умственная жизнь, проявляющаяся в теле, относится к духу, а не к телу. Душа человека, о бессмертии которой столько написано, есть самый дух его <…>. Тело, как упомянуто выше, вещественно, и вещество это <…> только придано или, так сказать, едва присоединено духу, чтобы дух человека мог жить и исполнять службу в природном мире, на земле» [5, с.350, п.432].

«Так как всё, что живёт и чувствует в человеке, есть дух и от головы до ног, нет в теле ни точки, которая бы не жила и не чувствовала, то по отрешении тела от духа, что называется смертью, человек остаётся тем же человекам и живёт. Я слышал на небесах, что иные, умерши и лёжа в гробу, покуда ещё не воскресли, продолжают мыслить в охлаждённом теле своём в полном убеждении, что они ещё живы, но только они не могут уже двинуть ни одной вещественной частицы как принадлежности чисто телесной» [5, с.351, п.433]. Под воскрешением здесь надо понимать осознание умершим себя в другом мире и другом теле.

«Что человек по внутреннему началу своему есть дух, это дано мне было познать таким множеством опытов, что описание их наполнило бы целые книги» [5, с.354, п.436].

«Под выражением: человек по внутренним началам своим <…> есть дух – понимается разум и воля его, образующие вместе внутреннего человека. По ним только человек есть человек, и притом именно такой, каковы разум его и воля, т.е. мышление и чувства» [5, с.356, п.444].

«Что человек, отделяясь от тела, тот же человек и в таком же образе, в этом я убедился ежедневным опытом в течение нескольких лет. Тысячи раз я видел духов таких, слушал их, беседовал с ними, и между прочим о том, что люди не верят этому состоянию, а верующих учёные называют простаками. Духи всем сердцем скорбели, что такое невежество ещё господствует в свете, особенно же в церкви. Они говорили, что это произошло более от самих же учёных, которые размышляли о душе по чувственному и телесному. Поэтому они и составили себе о ней понятие как о чём-то мысленном, что, будучи лишено предмета, в котором бы оно пребывало и из которого оно бы действовало, представляет нечто летучее, эфирное, разрушаемое по смерти тела» [5, с.365, п.456].

Сведенборг писал, что все вновь прибывающие из земного мира крайне изумляются, что они живы и остались такими же людьми, какими были и прежде, что они видят, слышат, говорят и что даже тело их одарено чувством осязания, и они не находят в себе никаких перемен.

Легко увидеть, что в этих фрагментах изложены языком 18-го века представления о строении человека, о Тонком Мире, о смерти, о переходе в Тонкий Мир и жизни там, совпадающие с теми, которые были даны на языке последующих веков (19-го и 20-го) в Теософии и Учении Живой Этики. Они полностью совпадают, что является доказательством научности и истинности прозрений Сведенборга, передавшего людям ещё века назад знания о человеке и невидимом мире, о жизни после смерти. Важным моментом является то, что он оставил нам письменные описания своих прозрений Ему было дано слышать и видеть поразительные вещи из другой жизни, которые никогда ранее не были известны ни одному человеку, и о которых никто не имел даже понятия.  И он был наставлен относительно разного рода духов; о состоянии душ после смерти, об аде, т.е. жалком состоянии неверующих о небе, или о блаженном состоянии верующих и об Учении веры, признанном всюду в невидимом мире. Речь, как очевидно нам, идёт о том Едином Учении Жизни, которому посвящена и деятельность нашего семинара.

Исследования всех учёных, о которых мы сегодня говорили, являются подлинно научными, несмотря на их необычность.

В заключение отметим, что в наше время роль науки для осознания человеком своей истинной природы, механизма эволюции и смысла жизни на земле, особенно велика. Преображение жизни в Новую эпоху, в которую наша планета уже вступила, будет основано на новом научном знании, на науке как способе познания истинных законов бытия – законов Космических. В ХХ веке уже начаты исследования, основанные на новом мировоззрении, данном нам в Теософии и в Учении Живой Этики.

Это исследования сверхнормальных состояний, тонких проявлений человеческого сознания, действия высших энергий в человеке и в сообществах людей и т.д.

В XXI веке подобные исследования должны будут вестись гораздо шире, что требует изменения сознания как учёных, так и широких слоёв населения. Именно наука может помочь этому. Как говорится в книге Е.М. Егоровой «О близости Высших Миров или На пути к Новой науке» (Слайд 11):

Слайд 11

«Именно наука, ведомая духовными руководителями, вдохновляемая идеей служения человечеству, может явиться той силой, которая способна произвести спасительный сдвиг в человеческом сознании в планетарном масштабе, способна объединить людей на основе понимания ими своей истинной природы, на основе их сознательного сотрудничества на пути духовного совершенствования» [6, с.65].

Список литературы.

  1. Беспредельность.
  2. Надземное.
  3. Раймонд Моуди. Жизнь после жизни // Восток и Запад о жизни после смерти / Сост. Н.Г. Шкляева. СПб.: Лениздат, 1993.
  4. Артур Форд. Жизнь после смерти, как об этом было рассказано Джерому Эллисону // Восток и Запад о жизни после смерти / Сост. Н.Г. Шкляева. СПб.: Лениздат, 1993.
  5. Эммануэль Сведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. АО «Мировое древо», М., 1993.
  6. Егорова Е.М. О близости высших миров или на пути к новой науке. М.: Прологъ, Ариаварта-Пресс, 2006.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *