Мысль и ее основные свойства в Учении Братства

К.пед.н. Марина Вадимовна Малыхина. 

Доклад 1.02.2018 г.

1.Вашему вниманию будут представлены некоторые результаты работы с Основными Источниками Учения Жизни, полезные для оформления идейной основы Учения. Сегодня речь пойдет об исследовании положения Учения о природе и свойствах Мысли как развитие и углубление темы о сложном составе человека. Здесь имеется ввиду, что из всего обширнейшего материала о Мысли, данного в Учении, мы рассмотрим два аспекта – мысль Пространственную и мысль земную, как частное проявление Пространственной мысли.

Напомним, что Основные Источники, т.е. Теософию ЕПБ и ряд последующих трудов, содержащих записи посланий Высоких Учителей Братства, мы рассматриваем как выражение единой системы мысли или как Единое Учение Жизни, которое давалось в разных формах, начиная с последней четверти 19 в. (Слайд 2)

Слайд 2

2. Задача исследования состояла в том, чтобы выявить то общее, что было дано по данному вопросу в имеющихся Источниках. Для этого нужно было сделать выписки о природе Мысли из Основных Источников, затем сравнить их, выделив общее и особенное в каждом Источнике и сформулировать сущность этого понятия, приемлемую для современного сознания.

3.Источники, которые были использованы в работе:

  • ЕПБ. Тайная Доктрина (т. 1, с. 107-110; т. 2 с. 402-405).
  • ЕПБ. Ключ к теософии.
  • ЕПБ. Инструкции для учеников внутренней группы.
  • Учение Храма (т 1-2).
  • Учение Живой Этики (1-14 том).
  • Письма Рерих Е.И. (1-3 том).
  • Е.И. Рерих. У порога Нового Мира.
  • Шри Ауробиндо. Собрание сочинений, т.1 – СПб: Издательство «Адити», 1998. – с. 375-571.
  • Записи Абрамова Б.Н. (Грани Агни Йоги, т. 2-4, 1961-1963).
  • Послания Братства в Россию (1995-1999).
  • А. Безант. Древняя мудрость.
  • Писарева Е.Ф. «Сила мысли и мыслеобразы».
  • Наталья Рокотова. «Основы Буддизма» с. 100-104
  • Выготский Л.С. «Мышление и речь». М., 1996. С. 306–359.
  • Е.М. Егорова. Чем живёт душа. («Дельфис», 1998, №3, с. 79).
  • Е.М. Егорова. «Магнит Будущего». «Дельфис», 2013, № 4, с 52-58.
  • Мюллер М. Наука о мысли: Пер. с англ. Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 496 с.
  • К. Бакстер. Свидетельство наличия у растений первичной перцепции. Перевод из американского журнала «The International Journal of Parapsychology», №10 за 1968 г.
  • Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009.

4.План, которому мы будем следовать в своём докладе:

  • Вначале я очень кратко напомню об истории вопроса.
  • Затем, мы рассмотрим определение, что такое мысль, данное в Основных Источниках.
  • Далее будет рассмотрены особенности, свойства и качества мысли, так как это представлено в Основных Источниках.
  • В дополнение будут приведены примеры представлений нескольких авторов, обнародованные в тот же период, что и Основные Источники, но высказанные в других формах.
  • В итоге будет сделан общий выводы по результатам нашего исследования.

5. Итак, обратимся к нашим Основным Источникам: теософии ЕПБ, Учению Ж.Э. и Граням А.Й., где в разных вариантах даётся определение, что есть Мысль, но вначале кратко об истории вопроса.

 Что есть Мысль ?

5.1. Представления о том, что есть Мысль, где она обитает, как она возникает, как воздействует на человека и другие живые существа, о её природе и свойствах, существовали с древних времен и высказывались выдающимися людьми разных эпох – святыми, философами, учеными, мыслителями — исследователями природы и человека (например, Учение Платона об Идеях, Интегральная Йога Шри Ауробиндо и др.).

Их интуиция и интеллект позволяли утверждать, что всё проявленное Пространство – порождение Божественной Мысли. Оно и есть Беспредельная Мысль.

Великий Платон сказал – «мысли управляют миром» (Е.И. Рерих). Великий русский писатель Л.Н. Толстой о мысли:

«Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями». 

Три гениальных ученых о Мысли (Слайд 3):

 «Окружающее пространство – это лишь наши собственные мысли» (А. Эйнштейн).

«Все есть мысль, и мысль есть причина существующих вокруг нас явлений и объектов, которые, по сути, есть интерференция волн (голограмма)». (Н. Тесла).

«Мысль — это всего только молния в ночи, но в этой молнии — все». (А. Пуанкаре)

Слайд 3

Первые строки Евангелия от Иоанна гласят: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Слайд 4)

Слайд 4

«Слово» – это синодальный перевод греческого термина «Логос». Первый перевод этой строки на славянский язык осуществили Кирилл и Мефодий, именно они понятием Слово переводили греческое понятие Логос.

Но теософия рассматривает Логос как Первичную Божественную Мысль (Т.Д. т.2, ч III отдел II). Как Перво-Причину, изначальную и вечную Идею (Т.Д. т.1, ч.1, Комментарии, Станца VII, стих 1). Логос есть одновременно Разум и Речь (Т.Д., т.2, ч. 1 Комментарии, Станца IX, стих 36).)  Проявленное и непроявленное Слово-Высочайшее Сознание в Природе, Звук (2-й Логос), Зародыш всего сущего, Глагол Божественной Мысли (ТД, т.1, часть 1, Комментарии, станца III, стих 7).

Это Махат в философии индусов (Т.Д.). Древнейшая мудрость Индии говорит – мысль есть первоисточник мироздания.

Великий Будда указывал на значение мысли, слагающей нашу сущность, и учил своих учеников расширению сознания. (Слайд 5)

Слайд 5

В своем Учении Интегральной Йоги Шри Ауробиндо дал несколько определений мысли (Слайд 6):

  • Мысль, как таковая, в своем изначальном виде на высших уровнях сознания есть восприятие или распознавание объекта, или определенной истины.
  • Мысль– это обладающий большой силой производный результат духовного видения, внешняя и довольно поверхностная рефлексия «я», или субъекта.
  • Мысль на уровне супраментального (имеется в виду сверхумственный уровень сознания) сознания – это сама реальность, Идея-Реальность и её существо. (Идея-Реальность есть Бытие, осознающее всё, что в нём пребывает и обладающее самосозидающей способностью благодаря этой силе осознания Истины).

Слайд 6

5.2. В комментариях к ТД Е.П. Блаватская дает нам понимание того, что в основе Единого Абсолютного существования лежат два аспекта — Космическая Мыслеоснова (Божественная Мысль, Дух) и Космическая Субстанция (Акаша, Материя). (ТД, т.2, с. 403). «Вселенная во всей своей цельности как Sat, Абсолютное Бытие с прошлым и будущим, кристаллизованным в вечном Настоящем, является этою Мыслью…» (ТД, т 1, с.107).

Это же положение утверждается в Учении ЖЭ, где мысль рассматривается как Пространство: «…в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно». (Сердце, 54).

В этом значении Мысль можно определить — как венец создания и первоисточник мироздания.

5.3. Е.И. Рерих в Космологических записях дает сразу несколько определений мысли:

«Мысль есть жизнь, и жизнь движима мыслью. Мысль есть энергия. Мысль есть двигатель. Мысль есть закон Мира. Мысль создает Миры. Мысль есть молния. Струны пространства подчинены Мысли, и не существует препятствий для сосредоточенной человеческой Мысли».

 В книгах Учения ЖЭ и ГАЙ многократно подчеркивается, что мысль есть энергия, а также, что мысль есть живая сущность, способная действовать независимо от человека, который её породил. (Слайд 7).   И в этом понимании мысли Учение ЖЭ продолжает одну линию с учением Буддизма, где также утверждается, что «Мысль есть энергия и, как таковая, действует в полном соответствии с ее напряжением и импульсом, данным ей».

Слайд 7

Мысль также можно рассматривать как силу, имеющую тенденцию порождать следствие; как живую сущность Незримого плана; как рефлекс (т.е. отражение) духа; как пространственное существо, как продукт огня, как основу творчества.

5.4. В Высоких Источниках можно найти еще множество определений, но по существу всё сводится к важному выводу о том, что Мысль есть явление высших измерений и законам плотного мира не подлежит. Время и пространство для мысли не существуют.  Мысль превыше всего, главный элемент во всем есть Мысль и все совершается Мыслью.

5.5.) Отметим, что в научной среде мысль также рассматривалась как концепт, как философская категория. Так крупный филолог, востоковед Макс Мюллер (Слайд 8) , современник ЕПБ, в своем труде «Наука о мысли», рассматривал мысль – как интеллектуальную часть человеческой природы, которая, по его мнению, наряду с этической и эстетической частью составляет сущность человека и отличает его от животных. 

 

Слайд 8

Английский физик и астроном, один из основателей космологии Джеймс Джинс (1877-1946) (Слайд 9), сказал: «Концепция Вселенной как мира чистой мысли проливает новый свет на многие проблемы, с которыми мы столкнулись в современных исследованиях в области физики».

Слайд 9

В современной филологии и лингвистике мысль рассматривается как «результат мыслительного процесса», как «ментальное образование», «фокус знаний о мире», «когнитивная структура», «продукт деятельности разума».

В психологии мысльосновная единица, «молекула» мышления; «продукт мышления», «действия ума, разума, рассудка» и т.д.

 5.6. Итак, мы рассмотрели Мысль, как высочайшую космическую категорию, как Мысль Пространственную данную Учением Жизни. Также мы коснулись некоторых определений мысли в понятийном аппарате гуманитарной науки.

Чтобы дать более точное и современное определение мысли, нам необходимо рассмотреть, во-первых, природу мысли и во-вторых, некоторые свойства и качества мысли, как это дано в Высоких Источниках. Но теперь мы рассмотрим мысль земную, как ментальную сферу земного человечества. Эта сфера включает ментальные тела (оболочки) всех людей, т.к. люди объединены через ментальную сферу или материю ментального плана: «С ним соприкасаются в степени разной сознания всех жителей планеты. Через него мыслью достичь можно всех». (ГАЙ, 1962 г. 526. Ноябрь, 18).

 Природа Мысли (Слайд 10)

 

Слайд 10

6.1. В теософии подробно освещается природа мысли. Так, в книге А. Безант «Древняя мудрость» нам дается подробное описание ментальной сферы, как сферы сознания, работающего как мысль; это — сфера разума, но не того, который проявляется через мозг, а того, который свободно действует в своем собственном мире, не стесняемый физической материей. Этот мир и есть родина истинного человека.

 6.2. Природа мысли имеет тесную взаимосвязь с природой человека. Поэтому, прежде чем мы приступим к рассмотрению природы мысли, хотелось бы кратко напомнить о том, что, сложная природа человека включает семь начал или принципов (Слайд 11)  и эти семь начал разделяются на две группы: одна включает три высших начала, а другая — четыре низших.

Слайд 11

6.3. Также мы подчеркивали важность понимания действия Пятого принципа, «Манаса», его двух аспектов – высшего и низшего. Истинная Индивидуальность человека есть его бессмертная, всегда уникальная Высшая Триада из 7,6 и 5 принципов (Атма-Буддхи-высший Манас). (Слайд 12)

А низший аспект Манаса (или его же эманация в астральное тело) есть Кама-Манас – низший ум, рассудок или интеллект. Личность человека – это низшее Эго, которое охватывает энергию 3,4 и низшего аспекта 5-го принципа и без волевого устремления человека всегда остается во власти желаний астрала.

Высший Манас заключен в материю высших подразделений ментальной сферы и работает в условиях, которые предъявляются материей этой сферы.

Высший Манас связан и с человеческим мозгом, и с его сердцем (Е.И. Рерих т. III, от 08.07.1954, с. 437).

Слайд 12

6.4.. В физической сфере Индивидуальность или Мыслитель проявляется вибрациями, которые вызывают возбуждение или ответные вибрации в соответствующих областях мозга и нервной системы, но, вследствие грубости своих материалов, они могут воспроизвести лишь небольшую часть всех его вибраций, и притом — очень несовершенно.

Вот именно эти конечные явления в виде электрических и химических процессов скрупулёзно изучают современные ученые нейробиологи и нейрофизиологи (Слайд 13). (Например, Джон Лифф. Жизнь мысли в мозгу. 2013; О. Кабейн, Д. Поллак «Сеть и бабочка: Как поймать гениальную идею. Практическое пособие», Альпина Паблишер, 2017 г.).

Слайд 13

6.5. В высших областях ментальной сферы существуют все первообразы идей, которые сейчас находятся на пути конкретной эволюции; идеи эти осуществляются в низших областях ментальной сферы в последовательных формах, которые затем и воспроизводятся в точности в астральном и физическом мирах.

6.6. Материя ментальной сферы способна сочетаться самым различным образом под воздействием вибраций мысли. Она может вызвать к жизни любое сочетание, которое мысль способна создать; как из железа можно сделать и лопату для обработки земли, и меч для битвы, так же и ментальная материя может обращаться в мыслеобразы, приносящие или пользу, или вред.

«Вибрирующая жизнь Мыслителя формирует вокруг него ментальные материалы, и сообразно его желаниям происходит работа мысли.

В этой области мысль и действие, воля и выполнение — одно и то же» (А. Безант «Древняя Мудрость»).

 6.7. В ментальной сфере существуют области, где духо-материя имеет форму (Rupa) и не имеет формы (Аruра — без формы). Для земного мышления характерны мысли, имеющие форму, т.е. когда вибрации сознания творят и мысль проявляется в виде живого мыслеобраза.

6.8. Говоря о природе мысли Е.И. Рерих подчеркивала, что «Субстанция Мысли везде одна. Она представляет связующую Мощь между мирами. Мысль человека есть лучшая энергия, которая может неисчерпаемо источаться всюду во всей Вселенной». (Е. И. Рерих. Космологические записи).

Позже те же сведения мы находим в ГАЙ где повторяется тезис о том, что мысль есть энергия, порождаемая сущностями, способными мыслить. Эта энергия выливается в форму, соответствующую содержанию мысли. И тогда мысль становится существом мысленного плана со всеми признаками самодовлеющего существования.

6.9. Учение ЖЭ настойчиво призывает к исследованию природы мысли и ставит перед устремленными исследователями научные задачи: как характер и напряжение мысли влияет на жизнь растений, как реагируют на разные мысли животные и человек. Как мысль влияет в химических соединениях и т.д.

И такие исследования проводились (Слайд 14):

Слайд 14

Многие помнят эксперимент Клифа Бакстера, результаты которого были опубликованы в статье «Свидетельство наличия у растений первичной перцепции» в 1968 году в научном американском журнале. Там описывается серия экспериментов с растением драцена и с применением полиграфа.

6.10. Учение утверждает приоритет психического аппарата человека над физическим и называет физический аппарат частью психического (Община, 175).

Академик Владимир Бехтерев выдвинул гипотезу о том, что мысли являются материальными объектами и одной из разновидностей энергии, которую учёный назвал мировой энергией. (Слайд 15) По мнению Бехтерева, любая психическая деятельность человека (мысль, выраженная словом, жестом, даже просто взглядом или мимикой) — лишь проявление особого вида энергии, которая по закону сохранения энергии не может исчезнуть бесследно.

Слайд 15

 В.И. Вернадский, наш выдающийся учёный, задавал вопрос «Если полагать, что «мысль не есть форма энергии», то каким же образом разум преобразует нашу биосферу?». (Слайд 16) Здесь он высказывал очень важную гипотезу о духовной энергии, не получившей тогда развития в естествознании из-за несовершенства приборов, не улавливающих такие слабые энергетические импульсы.

Слайд 16

6.11. В ГАЙ подтверждается тот факт, что, наука уже углубилась в область невидимого глазу и расширила пределы материи и материальных явлений. Учение предсказывает, что в ближайшем будущем наука пойдет еще дальше и докажет экспериментальным путём существование более тонких видов материи и энергии и тех образований, в которые они могут выливаться. Будут сделаны снимки невидимых излучений магнита, металлов, растений, животных и человека. Появится возможность фотографирования излучений мозга на особо чувствительные плёнки, затем будет запечатлена и мысль.

В настоящее время попытки таких научных исследований уже предпринимаются (эксперименты по передаче мыслей на расстоянии, фотографирование мыслей, изучение влияния мысли на здоровье человека, и т.д.), но экспериментальная академическая наука всё еще далека от признания истинной природы мысли.

Примеры (Слайд 17).:

Слайд 17

Исследования 80-х годов и по настоящее время.

Эксперименты Г.П. Крохалёва и К.В. Асиповой (СССР);

Исследования Джо Диспенза – доктора нейробиолога (Книга «Сила подсознания» Эксмо, 2013) и Брюса Липтона – генетика (США).

 7. Свойства и качества Мысли

Магнитная волна, искра электричества                                                                и мысль – эти три встречают путника, стремящегося в Беспредельность.

Агни Йога, 80

 7.1. Итак, из сказанного выше, мысль можно рассматривать в двух аспектах: как энергиюИз всех энергий тончайшая есть мысль», «Из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль», «Мысль, как высшая энергия, нерастворима и может быть отлагаема») и как живую сущность (в Учении ЖЭ мысль рассматривается не как абстрактность, не как вещество, а как сущность «со всеми признаками самодовлеющего существования. Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена». «Мысль бессмертна и живет, создавая новые сочетания»).

 Структура мысли

7.2. В предисловии к книге «Послания Братства в Россию» Е.М. Егорова рассматривает структуру мысли, объединяя эти два аспекта (Слайд 18):

Слайд 18

Можно представить себе структуру мысли, которая включает, по крайней мере, две составляющих – сущность (содержание, вложенное в виде заряда энергии или импульса, и вибрации, несущей определённую информацию) и форму, в которую облечена эта сущность. Здесь обнаруживается явная аналогия с живым существом, которое также состоит, при первом приближении, из двух частей – невидимой (сущности или души, имеющей, как известно, сложный состав), представляющей собой совокупность вибраций или энергий разного качества и разной интенсивности, и видимой, то есть тела или формы, в которую облечена эта сущность. Конечно такое разделение условно, поскольку мысль, как живое существо, представляет собой единое целое. Тем не менее, в обоих случаях, проявления этого целого могут быть весьма различны, в зависимости от того, какая из двух составляющих вносит основной вклад.

7.3. Таким образом, мысль может обладать всеми свойствами энергии (сила, светимость, магнетизм, цвет, звучание* и др.) и живой сущности (сила, красота, пластичность, подвижность, жизнеспособность, химизм** и др.).

 *в основе всего лежит волновая функция. Эта вибрация, или волна, описывает все явления. На уровне материи – это электромагнитное излучение. Электромагнитное излучение — это электромагнитные волны, созданные различными излучающими объектами – заряженными частицами, атомами, молекулами. Волны характеризуются частотой следования, длинной, интенсивностью, а также рядом других характеристик.

 **химическая природа какого-л. вещества, явления, процесса.

Энергия мысли

В Учение ЖЭ утверждается, что мысль обладает всеми качествами энергии и эта энергия есть одно из самых высших проявлений всеначальной энергии. А человек может быть творцом этой энергии. «Мысль человека есть лучшая энергия, которую он может неисчерпаемо источать в своды Вселенной. Долг человека делиться своим достоянием, но лучшее будет энергия мысли. Именно энергия, сознательно устремленная, может служить, как истинная Йога, связью с Высшим Миром.» («Братство»).

7.4. Энергия мысли имеет тенденцию выражения в действиях в мире физическом и зримо влияет на природу живых существ.

Для иллюстрации приведем отрывок из книги «Братство» (п. 365)

«При восприятии и при посылках мысли можно заметить ряд явлений, подтверждающих, что мысль есть энергия. Можно иногда почуять спертое дыхание. Некоторые поясняют, что причина в напряженном внимании. Но для наблюдателя особенно важно отметить, что процесс мысли сопровождается физическими ощущениями… Также можно наблюдать усиление сердцебиения и неправильную пульсацию, что будет также следствием воздействия энергии. Также можно замечать и резкие смены настроений и жара, что свидетельствует о токах. Так можно проследить насколько все мыслительные процессы связаны с физическими проявлениями…»

7.5. (Слайд 19) Энергия мысли также как любая энергия, например, электричество или гравитация, согласуется с законами природы. Мысль также обладает всеми свойствами магнита. Как в теософских источниках, так и в Учении ЖЭ утверждается, что мысль человека величайший магнит и «приносит из Пространства тождественный ответ».

Слайд 19

Подобно тому, как магнит намагничивает кусок железа, мысль способна намагничивать предметы, притягивать людей, сообщать им импульс энергий в определённом направлении. Отсюда следует, в частности, что для тонкоматериальных форм уместно применять понятие намагниченности и можно рассматривать их свойства и взаимодействия по аналогии с соответствующими свойствами и взаимодействиями форм плотного вещества (Егорова Е.М.).

Зная и наблюдая прохождение магнитных волн, можно установить продвижение идей в том же направлении. Качество идей может быть различно, но техника их распространения будет подобна. Так, посредством опытов воздействия магнита на мышление, было установлено влияние физической, незримой энергии на психический процесс. (Община, 244).

Также в Учении дается понимание того, что «эгоистическое мышление привлекает низшие слои материи», такой образ мышления обособляет организм и, как одинокий магнит, не может притянуть более своего напряжения. Но когда мышление работает в мировом масштабе, то складывается как бы группа магнитов, и может получиться доступ к высшим слоям.

Так, например, «высокие мысли о будущем устремляются к солнечной пране. Магнит таких мыслей может притянуть части космической пыли дальних миров, которая оказывает благодетельное влияние». (Озарение)

Подобно тому, как намагниченность вещества зависит от силы (напряжённости) приложенного внешнего поля, мощность магнита мысли зависит от энергии, вложенной в его создание, то есть от силы мысли и вложенной в неё сердечной энергии. Чёткая, организованная мысль, насыщенная энергией сердца, полного любви к людям, есть сильнейший магнит, можно сказать, «ментальный кристалл», сохраняющий свою силу многие века.

Подробный механизм проявления магнитных свойств мысли описан в научной статье Е.М. Егоровой «Магнит Будущего» (журнал «Дельфис» № 4 2013 г.)

7.6. Сила мысли

Сила мысли зависит от психической энергии и воли человека. Формирование воли – длительный эволюционный процесс. Развивая волю, человек постепенно приобретает власть над своей низшей природой. Воля воспитывается силой устремленной мысли. Е.И. Рерих утверждала, что «сила мысли будет зовущим началом Нового Мира». Учение нам дает закон «что две согласованные мысли в семь раз увеличивают силу».

Светлые, бодрые и радостные мысли притягивают такие же позитивные мысли из пространства, напитываются там высокими вибрациями и удесятеряют силу мысли пославшего. (Слайд 20)

Слайд 20 

Сила Мысли основана на силе сердечной энергии. Сила Мысли зависит от соответствия ее с силою сердечного устремления. Мысль должна быть пропущена через сердце, подкреплена сердечным чувством, это даёт ей мощь и силу.

  1. Возникновение мысли у человека.

8.1. Так как мысль обладает энергией, то она имеет тенденцию выражения в действиях в мире физическом. «Каждая мысль стремится к проявлению, независимо от того, думает об этом человек или нет. Если же мысль создается с определенной целью воздействия, то сила воздействия ее умножается в соответствии с напряжением энергии, вложенной в нее».

(ГАЙ, 1961 г. 102. (Июль 8).

8.2. Для возникновения мысли необходим мыслитель, способный мыслить, и необходимо ощущение, вызывающее мысль. Без ощущений, вызываемых объектами внешнего мира, бессмертное «Я» человека осталось бы бездеятельным. Оно нуждается в ощущениях, как в стимулах для своей внутренней работы, но сама способность строить мысль, способность создавать связующие звенья между представлениями принадлежит мыслителю, или «Я». Без него ощущения не могли бы вызвать мысли.

8.3.Процесс появления мысли у человека в теософских источниках описывается следующим образом  (Слайд 21): световые вибрации, отбрасываемые предметом, действуют на сетчатку глаза и оставляют на ней изображение предмета; глазной нерв передает это изображение мозгу, мозг вибрирует и вызывает определенные вибрации в тонких проводниках человека — астральном и ментальном; вибрации ментального проводника призывают внимание Мыслителя, «Я» — последний создает представление и передает его ментальному проводнику, который, в свою очередь, направляет его к астральному, а этот последний вызывает вибрации в эфирном мозгу человека. И только после этого мысль передается серому веществу мозга как осознанное представление.

Слайд 21

Свет, теплота, звук — все это волнообразные движения эфира: и если вибрации света воспринимаются сетчатой оболочкой нашего глаза, то вибрации теплоты — поверхностью нашего тела, вибрации звука — барабанной перепонкой нашего уха.

Бесконечно более быстрые вибрации мысли сообщаются нашему мозгу таким же естественным путем, как и вибрации света и звука, но здесь явления становятся настолько тонкими, что проследить их путем физического наблюдения становится уже невозможно.

(Е.Ф. Писарева «Сила мысли и мыслеобразы»)

8.4. В Учении говорится, что «каждая мысль рождается из соприкосновения с резервуаром Пространства», а творцом и породителем мыслей является человек. Именно сознание человека творит мысли, насыщая мысль своей энергией. В свою очередь, рожденная сознанием мысль, насыщает и питает энергией сознание. «Взаимодействие полное и идущее по соответствию».

(Г.А.Й. 1953 г. 275).

8.5. Как уже говорилось, мысль не является продуктом деятельности мозга, она представляет собой энергию — вибрацию материи ментального плана, которые сообщаются астральной материи, и последняя приводит в движение клетки мозга. Мозг же играет роль приемника и переводчика на привычный нам язык слов.

8.6. Выдающийся российский ученый, психолог Л.С. Выготский (Слайд 22) в своей замечательной работе «Мысль и слово» отмечал, что «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове».

Слайд 22

 «Всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то, установить отношение между чем-то и чем-то. Всякая мысль имеет движение, течение, развертывание, одним словом, мысль выполняет какую-то функцию, какую-то работу, решает какую-то задачу. Это течение мысли совершается как внутреннее движение через целый ряд планов, как переход мысли в слово и слова в мысль.

Мысль всегда представляет собой нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объему, чем отдельное слово».

Он сравнивал мысль с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Поэтому, сам процесс перехода от мысли к речи, по его мнению, представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах.

В своей книге «Мышление и речь» ученый впервые делает важный вывод о том, что мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова.

9. ВЫВОДЫ

 Познакомившись со сведениями из Высоких Источников о природе и свойствах мысли мы приходим к выводам о том, что:

 1. Мысль – это живая субстанция, материя которой строится на взаимодействии атомных частиц ментальной сферы

2. Мысль не является продуктом деятельности мозга, она представляет собой вибрацию материи ментального плана, которая обладает определенной энергией. Эта вибрация, через посредство соответствующей вибрации астрального плана, приводит в движение клетки мозга. Мозг является приёмником и переводчиком вибрации мысли на привычный человеку язык слов и действий

3.Мысль обладает всеми свойствами энергии (например, электрической) – силой (напряженностью), светимостью, а также свойством действовать как магнит.

4.Мысль имеет структуру, которая включает две составляющих – сущность (содержание, вложенное в виде заряда энергии, или импульса, или вибрации, несущей определённую информацию) и форму, в которую облечена эта сущность. Иначе говоря, мысль есть материальная структура, имеющая форму и обладающая энергией.

5.Мысль является первоисточником Мироздания.

10. Заключение

 В заключение хочется привести две цитаты из Учения:

Первая — о насущной необходимости изучения законов работы мысли в современную эпоху и вторая – о важности готовности сознания людей к восприятию эволюционных мыслей.

 «Развитие современной науки и техники подтверждает древнее изречение, что дана человеку власть над всякою плотью, то есть над материей, энергией и органической жизнью, и что пределов этой власти или овладению силами природы нет. Ведущею силою в этом процессе овладения является мысль. Потому изучение ее законов можно считать насущнейшим вопросом человеческого существования. Но мыслью, как таковою, интересуются мало. Применяют силу ее широко и разнообразно, но делают это автоматически, не отдавая себе отчета в значении этого фактора жизни. Неотъемлемой частью человеческой мысли является ее форма. Оформление мысли в словах и образах – необходимая промежуточная ступень в ходе ее осуществления. Мысль осуществляется по принципу «рукою и ногой человеческой». Это ее путь, доступный обычному пониманию. Но есть и другой, ускользающий от наблюдения и тем не менее приносящий свое непреложное следствие, – это путь мысли незримой, требующий времени и созвучных для ее проявления условий. Можно считать, что ясно и четко оформленная мысль рано или поздно должна осуществиться, то есть облечься плотью, то есть дать свой плод в мире плотном» (ГАЙ. 1962 г. 535. Ноябрь 23).

 «Близость перемен ощущается всеми, но не каждое сознание готово к ним. Истинная готовность проявляется в созидательной деятельности и естественного тяготения к сферам существования новой мысли, очагам её проявления. Готовность сознания является главной эволюционной чертой на сегодняшний день… . Готовность сознаний очерчивает на Земле незримый круг, отделяющий мир рушащийся от созидаемого.

Готовые сознания ищут новых созидательных идей. Несмотря на неопытность и незнание они имеют стойкое тяготение к Нашей Эволюционной Мысли. Они сторонятся любого разрушения и тяготятся несправедливостью, их устремления направлены к Общему Благу. Готовые сознания внутренне стойки против ударов тьмы, им не свойственен пессимизм, и все перемены они воспринимают как обновление».

Послания Братства в Россию (25.01.1999 с.203)

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *